Компьютерное ускорение
Слухи о гибели рынка ноутбуков и настольных компьютеров оказались преувеличенными: текущий год в России ознаменовался всплеском спроса на эту технику. Одновременно продолжают расти продажи смартфонов и новых типов гаджетов, и на этом рынке производители, в том числе российские, стремятся застолбить наиболее перспективные ниши
Уже давно говорят, что настольные компьютеры, а вместе с ними и ноутбуки будут исчезать из массового пользования, что из повседневного быта их вытеснят смартфоны и планшеты. И действительно, последние четыре года продажи этого вида компьютерной техники в России неуклонно снижались. Но в этом году они снова пошли вверх.
По данным группы «М.Видео — Эльдорадо», за первые девять месяцев 2018-го по сравнению с аналогичным периодом прошлого года продажи компьютерного оборудования в России (ноутбуки, стационарные компьютеры, моноблоки, мониторы и устройства печати) выросли на 20% в денежном выражении и на 13% в штучном (до 102 млрд рублей и 4,6 млн штук соответственно), и по итогам года, согласно прогнозам, будут зафиксированы даже более значимые показатели роста. Таким образом, рынок компьютерной техники за последние месяцы отыграл свое четырехлетнее падение и в денежном выражении восстановился до результатов 2014 года (см. график).
Дешевле и функциональнее
Ноутбуки сейчас наиболее динамично развивающийся сегмент рынка компьютерного оборудования: согласно подсчетам «М.Видео — Эльдорадо», по итогам января–сентября текущего года продажи этой техники подскочили на 25% в денежном выражении (до 68 млрд рублей) и на 14% в штуках (до двух миллионов). Реализация настольных компьютеров тоже заметно растет, хотя и не так существенно: за девять месяцев спрос на них увеличился на 16% в денежном выражении (14,5 млрд рублей) и на 11% в штуках (до 470 тыс. устройств). Одновременно заметно подрос рынок мониторов (на 22% в деньгах и на 13% в штуках), после многолетнего провала стабилизировались продажи принтеров и многофункциональных устройств (МФУ) для печати, а некоторые типы печатной техники даже идут на исторические рекорды — речь идет о спросе на струйные принтеры, продажи которых в деньгах уже превышают показатели 2013–2014 годов.
Главные причина такого всплеска — отложенный спрос, желание иметь более современные и функциональные модели, а также ожидание роста цен в ближайшем будущем. «Нынешний рост продаж связан с обновлением парка потребительских устройств, — объясняет Алексей Грибовский, генеральный менеджер сети магазинов “Позитроника”. — В среднем обновление компьютерной техники происходит раз в три-четыре года. Предыдущий пик попал на кризисный период 2012–2013 годов, когда люди скупали товар, завезенный по ценам старого курса валют. И в 2018 году настало время обновления этой техники».
Среди производителей ноутбуков самые популярные марки в России сейчас —Lenovo, Hewlett-Packard, Asus, Acer, Apple. Компьютеры этих и других марок за последние четыре года стали более функциональными и при этом доступными, и пользователи готовы приобретать новые модели, например для того, чтобы поиграть. «На рынок компьютеров и периферии очень большое влияние оказывает развитие индустрии гейминга и киберспорта, — говорит Александр Лукашов, генеральный директор интернет-магазина Cybershop.one. — Эта сфера постоянно открывает для производителей ноутбуков и ПК новые возможности и каналы коммуникации с конечным потребителем. При этом производители стремятся предлагать продукты, стоимость которых будет находиться в доступной зоне для всех категорий покупателей».
«В сегменте ноутбуков интерес покупателей направлен в сторону геймерских устройств и ноутбуков с продвинутыми характеристиками, — соглашается Сергей Тихонов, представитель сети “М.Видео — Эльдорадо”. — Наиболее заметен рост спроса в ценовых сегментах от 40 тысяч рублей и выше — продажи таких ноутбуков за последний год выросли в штуках более чем в полтора раза. В этом году штучные продажи устройств с топовыми процессорами Core i7 и Core i5 увеличились на 45–50 процентов, а продажи игровых нотбуков выросли на 70–80 процентов в деньгах и штуках».
Одновременно спрос на компьютерную технику подстегивает и ожидание ослабления рубля. «Сегодня крепнет уверенность населения в росте цен на рынке электроники в ближайший год: ожидается повышение НДС, снижение курса рубля в связи с санкциями и падением цен на нефть. Люди стремятся купить технику до подорожания, на ее популярность также влияют новые возможности получения кредита», — говорит Роман Макаров, генеральный директор ООО МФК «Займер».
Дайте мне смартфон подороже
Что касается традиционного драйвера рынка компьютерной электроники — смартфонов, то они не теряют динамики и продолжают радовать продавцов и производителей ростом продаж. По данным компании МТС, по итогам прошлого года продажи смартфонов в России достигли рекордных исторических показателей — 28,4 млн единиц, на шесть процентов больше, чем в 2016 году. При этом более 75% рынка смартфонов в России сейчас распределены между четырьмя компаниями-брендами: корейской Samsung, американской Apple и китайскими Huawei и Xiaomi.
В этом году рост продаж смартфонов продолжается. Правда, в штучном выражении он увеличивается ненамного — примерно на три процента. А вот в деньгах рынок бурно растет: по данным «М.Видео — Эльдорадо», за первые девять месяцев средний чек вырос на 20%, до 15,2 тыс. рублей. Спрос на более дорогие смартфоны объясняется тем, что становятся востребованными более широкие функциональные возможности этих устройств. «Смартфон уже не просто средство связи, это полноценный проводник во внешний мир, — говорит Сергей Белозеров, директор по стратегическому планированию и анализу компании “Связной-Евросеть”. — Именно поэтому клиенты стали чаще приобретать более технологичные и дорогие смартфоны, функции которых становятся востребованными. Например, производители стали выпускать все больше моделей с двойными и тройными камерами, с функцией NFC, функцией распознавания лица Face ID и другими технологичными опциями». «Более дорогие смартфоны покупают, потому что, например, растет популярность фото и видео в социальных сетях. Кроме того, сегодня многие компании развивают собственные мобильные приложения. И этот тренд требует увеличения производительности мобильных устройств, — поддерживает этот тезис Иван Захаров, директор по ИТ “НПФ Согласие”. — Согласно статистике, в среднем россиянин меняет мобильный аппарат раз в год. И 56 процентов российских пользователей планирует сменить свой мобильный телефон в ближайшее время».
Продажи ноутбуков и настольных ПК снова пошли вверх
Гаджеты наступают
Насколько устойчивым будет рост продаж компьютерной техники и смартфонов — вопрос открытый. В отношении смартфонов участники рынка настроены более оптимистически — скорее всего, этот рынок будет расти и дальше как в штучном, так и в денежном выражении. Что же касается ноутбуков и настольных компьютеров, то вполне вероятно, что нынешний рост оборвется уже в следующем году, после того как желающие обновят парк подобных устройств, да к тому же если на них еще и цены подрастут.
А вот что в ближайшее время будет расти точно, так это продажи новых типов гаджетов и прочих устройств. Аналитики департамента информационных технологий (ДИТ) Москвы недавно заявили, что если по итогам прошлого года москвичи тратили на цифровые устройства в среднем два процента общего дохода домохозяйств, или 38 тыс. рублей, то через восемь лет эти расходы возрастут как минимум до трех процентов годового дохода и составят около 60 тыс. рублей. По мнению специалистов ДИТ, будет увеличиваться спрос на такие новые типы цифровых устройств, как оборудование для умного дома, шлемы виртуальной и дополненной реальности (VR/AR), носимая электроника, а также роботы.
Некоторые ритейлеры уже сейчас констатируют бурный рост спроса, например, на умные часы и браслеты: скажем, в сети «Связной-Евросеть» продажи этих устройств в текущем году подскочили в 6,2 раза в штучном выражении и в 3,2 раза — в денежном. «Только в 2018 году на российский рынок носимой электроники вышло более двадцати новых брендов, — говорит Павел Комаров, директор по закупкам компании “Ситилинк”. — Предложение в этом виде гаджетов становится более разнообразным, функциональность расширяется — есть модели с цветным экраном, с возможностью снимать электрокардиограмму и другими востребованными опциями. Появился бюджетный и средний сегмент умных часов, в то время как раньше был только премиум, заметно укрепился спрос на детские часы-локаторы».
В ближайшее время рост спроса прочат и такому виду устройств, как понимающие человеческую речь умные колонки. Этот вид домашней техники распознает человеческую речь и может выполнять указания владельца: например, включить любимую музыку или видео, сообщить прогноз погоды с последними новостями, узнать, когда будет ближайший автобус. В перспективе такие устройства, скорее всего, станут центром управления системами умного дома и в отличие от других сегментов рынка компьютерной техники, где доминируют иностранные производители, здесь пробуют зацепиться российские компании. В частности, летом этого года «Яндекс» начал продажи в России своей умной колонки «Яндекс. Станция», а на прошлой неделе российская компания представила две младшие разновидности этого устройства с урезанным функционалом, но значительно более доступные по цене (от 3200 рублей). Главное конкурентное преимущество умных колонок от «Яндекса» — встроенный сервис распознавания речи «Алиса», который гораздо лучше понимает русский язык, чем гаджеты иностранных производителей. В ближайшее время «Яндекс» рассчитывает достигнуть ежегодного уровня продаж своих умных колонок в России свыше ста тысяч единиц, существенно опередив иностранных конкурентов — Google, Apple и Xiaomi.
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl