Капучино с гороховой пенкой
Россия экспортирует сырье для производства растительного пищевого белка и импортирует готовый продукт. В последнее время предпринимаются попытки построить в стране собственные заводы по переработке растительного сырья, но они тормозятся отсутствием необходимого оборудования
В мире растет популярность продуктов из растительного белка — альтернатив молоку и мясу. Их используют как замену продуктов животного происхождения или как дополнение к ним по различным причинам: одни заботятся об экологии, другие — о своем здоровье, третьи просто отдают дань моде. По данным консалтинговой компании ATKearney, растительные белки уже к 2040 году займут 25% мирового рынка потребления пищевого белка.
Существует два типа белковых продуктов: концентраты с содержанием белка порядка 70% и изоляты с 90% чистого белка, очищенные от жира, углеводов и клетчатки. Концентраты в основном применяются при производстве кормов, для них нужна менее глубокая очистка и более простое оборудование. Для производства продуктов питания в основном используют белковые изоляты из трех растений — пшеницы, гороха и сои. В России основной объем растительных изолятов импортируют из Европы и Китая. Отечественный соевый изолят производится только на благовещенском предприятии МЭЗ «Амурский», которое закрывает менее 10% текущей потребности российского рынка. Гороховый белок в полном объеме завозится из-за границы, несмотря на то что страна является вторым по объему производителем и экспортером этой культуры после Канады. В прошлом году в структуре российского экспорта зерновых и бобовых культур на горох пришлось свыше 50% в стоимостном выражении.
«Мы ориентированы на то, чтобы заместить импорт горохового изолята в России. И на этом не останавливаться — идти на экспорт в страны Азии и Ближнего Востока, где есть большая потребность в дешевом качественном белке», — говорит Анна Ненахова, генеральный директор компании «Уралхим Инновация». Эта компания на площадке инновационного центра «Сколково» запускает пилотную установку для производства изолята с содержанием белка более 80% из гороховой муки. В сутки при полной загрузке удастся получать порядка 150 кг белка из 800 кг гороховой муки, в год — около 30 тонн. «Уралхим» вложил 300 млн рублей в разработку и создание этой установки.
Производители белка подчеркивают, что не призывают полностью отказываться от мяса и других продуктов животного происхождения. Растительный белок призван выступить более дешевым и экологичным дополнением к традиционным продуктам. То, что сейчас растительные котлеты стоят дороже мясных, объясняется новизной технологии: в будущем веганские альтернативы станут, напротив, более доступной заменой мясу. Пищевая ценность растительных и животных белков одинакова. Различаются они по своему аминокислотному составу и усвояемости: растительный белок усваивается чуть хуже, поэтому его нужно потреблять в 1,2–1,5 раза больше.
Более низкая себестоимость растительного белка достигается за счет того, что сельскохозяйственные культуры сразу идут на производство изолята, а не на прокорм скота. «Есть такое понятие у кормовиков — конверсия корма. То есть сколько килограммов белка в корме нужно потратить, чтобы получить килограмм белка в мясе. Этот показатель колеблется от 1,5 к 1 до 2 к 1. Таким образом, мы в два раза больше тратим растительного белка, чтобы получить килограмм мясного белка», — говорит Виктор Рябиков, глава немецкой инжиниринговой компании Espace Prozess Technologien GmbH. Эта компания занимается поставками оборудования и разрабатывает процессы производства белковых продуктов.
Растущий рынок
По оценкам представителей рынка, сейчас в России потребляется чуть меньше тысячи тонн горохового изолята в год, соевого изолята — свыше 20 тыс. тонн. В стране уже есть компании, производящие продукцию из растительного белка, однако они испытывают сложности из-за подорожания импортного сырья и перебоев с поставками.
Основательница компании 5Yes! Анна Давидова оценивает российский рынок растительных альтернатив молочным продуктам в 6 млрд рублей, или 40 тыс. тонн. Для их производства требуется около 800 тонн растительных белков. «В России за последние три года рынок растительных альтернатив удвоился. По различным оценкам, в следующие три года рынок вырастет минимум на четыре миллиарда рублей», — говорит она.
Компания 5Yes! на протяжении полутора лет производит растительные аналоги йогуртов. Продукция компании продается в сетях «Азбука вкуса», «Перекресток», «ВкусВилл». «Самая большая проблема растительных продуктов — содержание белка в них, потому что оно меньше, чем в молочных. И найти белок, который подходит, достаточно сложно: это либо аллерген, как соя, либо у него какой-то привкус. Гороховый белок — идеальный ингредиент для того, чтобы увеличивать долю белка в готовом продукте», — рассказывает Анна Давидова.
Изначально 5Yes! запустила линейку растительных йогуртов с гороховым изолятом на основе европейского сырья. В 2021 году компания стала победителем конкурса Pea Challenge среди стартапов, развивающих технологии изготовления продуктов из желтого гороха, и смогла использовать изолят компании «Уралхим Инновация» в своем производстве. Сейчас 5Yes! активно тестирует белок, получаемый на пилотной установке.
Помимо йогуртов 5Yes! разрабатывает кокосовое молоко с добавлением горохового белка. Предполагается, что этот продукт будет востребован в кофейнях. «Высокое содержание горохового белка дает очень хорошую пенку. Например, на соевом белке это сложно сделать», — говорят в компании. Теперь 5Yes! ждет, когда проект «Уралхим Инновации» выйдет на полную мощность, чтобы наладить выпуск и дистрибуцию нового молока.
Сейчас 5Yes! выпускает совсем немного продукции с использованием горохового белка по причине того, что в России нет полноценного производства сырья, китайский изолят не устраивает компанию по качеству, а продукция европейских поставщиков либо подорожала, либо не поступает на российский рынок. Для производства запланированного объема продукции 5Yes! потребуется порядка 60–85 тонн изолята в год.
Пока российские производители не могут поставить такой объем сырья, но компания надеется, что в будущем производство горохового изолята в России будет расти. Соответствующие планы уже есть. Так, «Уралхим Инновация» намерена масштабировать производство, построив завод по производству горохового изолята мощностью в несколько тысяч тонн.
На производство горохового изолята нацелились еще порядка четырех компаний, рассказывает Виктор Рябиков. Например, группа компаний «Таврос» решила приступить к строительству завода по глубокой переработке гороха на территории опережающего социальноэкономического развития (ТОСЭР) Благовещенск. Ожидается, что завод будет перерабатывать 75 тыс. тонн желтого гороха в год, выпуская около 13 тыс. тонн горохового изолята, 30 тыс. тонн крахмала и 5–6 тыс. тонн пищевых волокон. Производство должны были запустить в апреле этого года, но сроки сдвинулись из-за ухода с российского рынка западных поставщиков оборудования. Сейчас на замену европейским машинам подбирается оборудование из Китая или Турции.
«Мы все равно достанем оборудование и построим завод. Главное сейчас — найти партнеров, которые вместе с нами будут разрабатывать рецептуры. И через пару лет мы придем к тому, что будет готова и рецептура, и сырьевая база для того, чтобы производить готовые продукты», — говорит генеральный директор компании «Таврос ЭкоПульс» Павел Авдонин.
Made in China
Порядка 80% оборудования для пилотной линии «Уралхим Инновации» сделано в Китае. При этом основное оборудование — проточные декантерные центрифуги, на которых сырье разделяется на отдельные составляющие, — немецкого производства.
Основным элементом декантерной центрифуги является барабан, похожий на толстостенную трубу большого диаметра массой до нескольких тонн. Поскольку барабан вращается со скоростью 3,5–4 тыс. оборотов в минуту, на его системы крепления в опорах оказываются значительные нагрузки. Для уменьшения нагрузок требуется тщательная балансировка барабана и высокоточные подшипники. Существуют три компании — мировых лидера в производстве декантеров. Две из них базируются в Германии, одна — в Швеции. Сейчас все они отказались поставлять свою продукцию в Россию.
«Как маленькая компания, я вижу для себя возможность словчить. Раз схитришь, два схитришь… но бизнес на этом не построишь», — отмечает Виктор Рябиков. Для его компании репутационные риски слишком велики: иностранцы могут перестать сотрудничать с Espace Prozess Technologien GmbH в случае, если компания начнет поставки их техники в Россию. При этом фирма Виктора Рябикова работает не только с российскими производителями белка, но и с иностранными, поэтому может потерять своих клиентов.
«Пока есть только один вариант — искать замены. Есть компании второготретьего эшелона из Турции, Индии, Китая, Италии. Я уже работаю с Турцией. Их декантерные центрифуги по сравнению с оборудованием шведской Alfa Laval — это как старенький Fiat против нового BMW, но они есть», — говорит Виктор Рябиков. Оборудование различается и по стоимости: если большая декантерная центрифуга производства крупнейших европейских компаний будет стоить порядка 400 тыс. евро, то турецкая — 250–330 тыс., а китайская еще дешевле. При этом, воспользовавшись ситуацией, турецкие и китайские производители поднимают цены на оборудование для российских заказчиков.
В России не производят такое оборудование подходящего качества и мощности. При этом спрос на него есть, говорит Виктор Рябиков. Для одного завода по производству растительного изолята требуется не менее четырех больших центрифуг. С учетом того, что в России строятся несколько таких производств, в ближайшие два-три года необходимо будет закупить порядка 50 декантеров. Такой объем каждая компания из «большой тройки» может произвести за год. Кроме того, центрифуги могут применяться и в других областях, например для производства животных белков, на рыбомучных установках, для очистки стоков.
Другие элементы уже можно заменить отечественными аналогами. Недавно, после того как в страну не удалось завезти европейское оборудование для одного из белковых проектов, были закуплены российские теплообменники. В России также можно найти подходящие насосы, приборы для измельчения и сушки сырья, мембранные элементы. Что касается ремонта уже закупленного оборудования, то здесь ситуацию смогут спасти «неродные» детали, например китайские, говорят в «Сколково». Для строительства полноценного завода в будущем могут ввезти оборудование из Турции или Китая.
Оборудование для белковых заводов довольно сложное, но в целом знаний и технологий в России достаточно, чтобы изготовить собственные машины, отвечающие требованиям рынка, говорит Артем Пономарев, сооснователь компании — производителя растительных продуктов Greenwise. «Насколько это востребовано, мы увидим в ближайшие полгода-год, когда станет очевидна наша зависимость от импортных запчастей и зарубежных производителей такого типа железа», — отмечает он.
Фото: DPA/Picture-alliance
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl