Как школьный учитель решил снимать кино и стал призером фестиваля «Кинотавр»

ЭкспертСобытия

Как стать кинорежиссером: история Дмитрия Давыдова

Как школьный учитель решил снимать кино и стал призером фестиваля «Кинотавр».

Вячеслав Суриков

Кадр из фильма «Пугало»

Идея снять фильм «Костер на ветру» у школьного учителя из райцентра Амга Дмитрия Давыдова зародилась во время работы в видеокружке. «Захотелось снять не просто любительский ролик, а фильм, который выйдет в прокат, — вспоминает Дмитрий. — Взыграли амбиции: почему бы и мне не снимать кино, раз другие снимают и успешно прокатывают, потому что якутские фильмы стали рвать кассу». Сначала пытался найти деньги на стороне. Не удалось. Понял, что другого пути найти деньги, кроме как продать имущество и занять в банках, нет. Тогда продал машину и взял восемь кредитов. Сценарий написал сам, опираясь на уже имевшийся писательский опыт. Для того чтобы освоить новый формат, смотрел ролики на YouTube, скачивал в Cети уже написанные сценарии и изучал их. И сейчас Дмитрий сам пишет сценарии для своих фильмов. На написание каждого уходит в среднем пятнадцать дней — рука уже набита.

Для исполнения ролей в фильме «Костер на ветру» Дмитрий пригласил жителей своей деревни. Якутские актеры мотивированы прежде всего желанием раскрыть творческий потенциал и стать «частью» произведения искусства — некоторые соглашаются работать бесплатно или за небольшую сумму. Профессиональное оборудование привезли из Москвы и Санкт-Петербурга. Использование профессиональной техники — один из принципов режиссера, которому он будет в дальнейшем следовать во всех своих проектах: идея снять фильм на телефон — распространенная практика среди начинающих режиссеров — даже не приходила ему в голову. В проекте работал опытный кинооператор, у которого на счету было уже двадцать фильмов. Удалось найти и опытного звукорежиссера. Оба они помогали режиссеру-дебютанту ориентироваться на съемочной площадке. Съемочный период занял две недели. Еще два года понадобилось Дмитрию Давыдову, чтобы выпустить фильм в прокат.

На съемках фильма «Пугало»

Вернуть деньги, потраченные на производство фильма, в прокате не удалось: «Вернул только часть. Причина — неопытность в маркетинге. Когда поняли, что прокат не получился, решили показать фильм на фестивалях. Стали подавать заявки. Фестивальная судьба фильма, в отличие от проката, оказалась успешной. Благодаря этому понял, что надо продолжать снимать дальше». На втором фильме у Дмитрия Давыдова появился продюсер Семен Шишигин. Бюджет фильма приблизился к полутора миллионам рублей.

«Со мной связался продюсер, — рассказывает Дмитрий Давыдов. — Спросил, есть ли у меня сценарий, я сказал: да, есть. Он пригласил меня в Якутск. Приехал, показал сценарий. Он ему понравился. В этот раз деньги были не мои. Если бы пришлось снимать опять на свои, я бы еще подумал, стоит ли это делать». В итоге продюсер оказался доволен итогом работы над фильмом, который получил название «Нет бога, кроме меня». А Дмитрий остался неудовлетворен его продвижением. По его мнению, этот фильм недооценен зрителями, его фестивальная судьба не сложилась.

Этот опыт подсказал, что необходимо брать всю работу на себя: не только по созданию фильма, но и по его продвижению. Сейчас якутский режиссер может позволить себе посвятить все свое время творчеству: «Пока снимается, надо снимать. Потому что настанет период, когда не будет возможности снимать — финансовой или организационной. Я вижу людей, которые по пять лет ходят со своим сценарием и не могут его снять, а у меня только в этом году в работе четыре проекта. Еще два, помимо “Пугала”, готовы к выходу в прокат. Пока работается, надо работать. Времени свободного нет. Сплю по несколько часов».

На сегодняшний день у режиссера написано шесть сценариев. По одному из них в январе этого года он уже успел снять фильм. Еще по трем планирует снять фильмы уже в этом году — в апреле, а потом еще осенью и зимой. При создании фильма «Пугало» Дмитрий Давыдов, как и в случае трех первых фильмов, уложился в бюджет полтора миллиона рублей. Но бюджет проекта, съемочный период которого завершился в январе, составил уже четыре миллиона рублей. В следующем проекте он рассчитывает на шесть миллионов рублей, а на тот, который будет снимать осенью, удалось привлечь десять миллионов — бюджеты от проекта к проекту растут. Основной источник средств — якутский Фонд поддержки кино, созданный местными предпринимателями, из которого Дмитрий уже получил три гранта. Еще один источник — местное министерство культуры, которые тоже поддерживает якутский кинематограф. Размер гранта, который режиссер получил на работу над «летним» проектом, — пять миллионов рублей.

Феномен якутского кино сам Дмитрий объясняет северным характером. Жизнь в экстремальных климатических условиях приучает к преодолению трудностей. На пути, пройденном от первого фильма к третьему — «Пугало», получившему в прошлом году сразу два приза на фестивале «Кинотавр», как лучший фильм и за лучшую женскую роль, — иногда одолевали сомнения: «Где брать деньги и зачем снимать, если это не приносит денег? Поэтому до последнего времени работал в школе, чтобы иметь какой-то заработок, а в свободное от работы время заниматься кинопроизводством. Теперь есть понимание, куда идти дальше». Сейчас, общаясь с людьми, которые тоже хотят найти свой путь к первому фильму, Дмитрий Давыдов говорит: «Нужно меньше сомневаться, надо брать и делать. Единственное условие успеха — работа. Надо делать, делать, делать. Меньше думать, как это сделать, а пробовать, пробовать, пробовать, даже если не будет получаться. Все зависит от характера человека. Если он захочет пробиться, он пробьется и будет снимать. Чтобы найти деньги, можно просто пойти в банк, ничего страшного в этом нет. Если человек уверен в своих силах, тогда можно рискнуть. Самое главное — уверенность в себе и желание профессионально развиваться. Нужно много учиться, много работать над собой».

Дмитрий Давыдов ориентируется на зарубежные фестивали в странах, где есть малые народы, где интересуются этническим кино, — все его фильмы о жизни в Якутии и на якутском языке. Там его уже знают и ждут его фильмы. Вся информация об этих фестивалях доступна в Сети. Кто захочет пойти тем же путем, сможет найти ее без особого труда. Если есть деньги, можно обратиться в агентство, которое будет заниматься продвижением твоих фильмов. Если нет, то просто пишешь организаторам фестивалей напрямую и начинаешь с ними общаться. Продвижение фильмов — тоже опыт, который можно приобрести, решая какую-то конкретную задачу.

Главную роль в фильме «Пугало» сыграла Валентина Романова-Чыскыырай

Чтобы попасть в конкурсную программу «Кинотавра», Дмитрию не пришлось прилагать каких-то специальных усилий: достаточно было подать заявку. Для него это один из очень многих фестивалей — всего у Дмитрия есть опыт участия в общей сложности в восьмидесяти фестивалях. Ощутимый результат участия в «Кинотавре» — то, что в один из проектов включился московский продюсер, благодаря этому режиссер в скором времени начнет съемки полнометражного фильма на русском языке.

В своем творчестве Дмитрий следует принципу «Снимать надо о том, что хорошо знаешь» и признается, что, например, с трудом представляет, как живут люди в Центральной России, какие у них обычаи, правила, быт. «У нас основная задача — сохранение своей культуры и собственного языка. У нас главное условие — снимать фильмы на своем языке, чтобы язык развивался. Зрителям интересно смотреть фильмы на своем языке, видеть свой быт». При этом в своих фильмах якутские режиссеры ставят перед собой задачу создавать универсальные сюжеты про общечеловеческие ценности, про отношения между людьми, которые могут быть интересны всем. «Изначально, если ты занимаешься творчеством, то должен рассматривать себя в контексте мировой культуры. Если себе делать скидку на то, что мы малая народность, любители, тогда ничего не получится. Надо предъявлять к себе жесткие требования: ты делаешь то же, что делают в других странах, иначе ничего не получится. Вы работаете на одном уровне со всеми и в одном направлении», — объясняет режиссер.

Это приносит свои плоды: за два года — победа «Пугала» на «Кинотавре» и победа «Царь-птицы» режиссера Эдуарда Новикова на Московском международном кинофестивале. Якутским кинематографистам удается не только привлечь внимание зрительской аудитории, но и решать серьезные художественные задачи. Дмитрий Давыдов уверен в будущем якутского кино и в том, что однажды его заметят и на Каннском фестивале. Сейчас якутские кинематографисты хотят выйти и на новый уровень бюджетов, и на новую аудиторию. Присматриваются не только к российскому прокату, но и к мировому, а также к таким площадкам, как Netflix. Еще лет пять-семь, говорит Дмитрий Давыдов, и у нас тоже будут свои режиссеры с мировым именем.

Фото предоставлено пресс-центром Якутии в Москве

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«В отношениях с США для Китая наступила ситуация полной определенности» «В отношениях с США для Китая наступила ситуация полной определенности»

Главный фронт войны между Китаем и США — экономический

Эксперт
Слегка размытый человек: что не так с документальным фильмом про Билли Айлиш Слегка размытый человек: что не так с документальным фильмом про Билли Айлиш

«Слегка размытый мир» — документальный фильм про Билли Айлиш

Forbes
Счастливые предсказания не сбываются Счастливые предсказания не сбываются

Мы сбились с пути или ходим по спирали?

Огонёк
Операция «медиация»: как сохранить лицо во время конфликта без суда и следствия Операция «медиация»: как сохранить лицо во время конфликта без суда и следствия

Адвокат — о том, как решить конфликтные вопросы без суда

Forbes
Леса, озера, черный снег Леса, озера, черный снег

Экологическая повестка захватила западный мир

Эксперт
«Наш тариф выше, а наш океан гораздо более голубой» «Наш тариф выше, а наш океан гораздо более голубой»

Тимур Турлов — об истинной рентабельности брокерского бизнеса

Эксперт
Стать лучше! Стать лучше!

15 практик для построения продуктивных отношений на работе

kiozk originals
Глобальный стендап: зачем нужна и чем хороша новая соцсеть ClubHouse Глобальный стендап: зачем нужна и чем хороша новая соцсеть ClubHouse

ClubHouse — новый культурный феномен или очередной IT-пшик?

Esquire
На пути к вершине Казбека: как новый Tiguan справляется с горными дорогами На пути к вершине Казбека: как новый Tiguan справляется с горными дорогами

Volkswagen Tiguan на живописных горных дорогах Северной Осетии

Forbes
Безумный художник: история скандальной жизни Оскара Кокошки! Безумный художник: история скандальной жизни Оскара Кокошки!

Художник Оскар Кокошка заслуживает внимания по множеству причин

Maxim
Тысячи болезненных укусов: как ведут себя интернет-тролли и что чувствуют их жертвы Тысячи болезненных укусов: как ведут себя интернет-тролли и что чувствуют их жертвы

Отрывок из книги «Я так не хотела» адвоката Кэрри Голдберг об интернет-троллях

Forbes
Как правильно брить подмышки: полное руководство для гладкого результата Как правильно брить подмышки: полное руководство для гладкого результата

К процессу бритья надо подходить с умом

Playboy
Плазменные чудеса: от пистолета до медицины Плазменные чудеса: от пистолета до медицины

Реальные фантастические профессии плазмы

Популярная механика
Главные признаки «почти идеального» партнера Главные признаки «почти идеального» партнера

Качества, которыми должен обладать партнер, чтобы отношения с ним были здоровыми

Psychologies
Мужская марка, за которой стоит следить: новый петчворк и мультикультурность Ahluwalia Мужская марка, за которой стоит следить: новый петчворк и мультикультурность Ahluwalia

Прия Алувалия получила награду от королевы за достижения в британском дизайне

Esquire
Обыкновенный героизм Обыкновенный героизм

Они каждый день рискуют собой ради спасения других

Лиза
Зайки и лужайки: что делать, если родственники уговаривают родить ребенка? Зайки и лужайки: что делать, если родственники уговаривают родить ребенка?

Прекрасный ответ на бесконечные предложения срочно обзавестись потомством

Cosmopolitan
3 интересных научно-фантастических романа о людях, покинувших Землю 3 интересных научно-фантастических романа о людях, покинувших Землю

Книги, в которых Земля погибла

Популярная механика
Наследственные признаки Наследственные признаки

Дизайнеры отвечают на вопрос: цитировать отцов-основателей или создавать свое?

Vogue
Разговор на кухне Разговор на кухне

О самых свежих трендах в организации кухонных пространств

SALON-Interior
Марк Кьюбан: подкасты и стримы будут только набирать популярность. Он рассказал, как это выгодно использовать Марк Кьюбан: подкасты и стримы будут только набирать популярность. Он рассказал, как это выгодно использовать

Марк Кьюбан поделился своим взглядом на подкастинг и стриминг

Inc.
«Нельзя колоть ботокс в 20» и еще 6 мифов о ботулинотерапии, которые пора забыть «Нельзя колоть ботокс в 20» и еще 6 мифов о ботулинотерапии, которые пора забыть

Как обстоят дела с ботулинотерапией?

Cosmopolitan
В жизни есть место подвигу В жизни есть место подвигу

Наши героини о том, как они борются с раком — и побеждают

Tatler
Пауки с острова Кокос научились плести разные сети для охоты у воды и высоко над землей Пауки с острова Кокос научились плести разные сети для охоты у воды и высоко над землей

Пауки освоили множество способов охоты с использованием паутины

N+1
От судьбы не уйти: 10 фильмов о неожиданной любви От судьбы не уйти: 10 фильмов о неожиданной любви

Фильмы о том, что любовь может случиться внезапно

Cosmopolitan
Думай, как Илон Маск: почему мышление ракетостроителя приводит к успеху Думай, как Илон Маск: почему мышление ракетостроителя приводит к успеху

Отрывок из книги Озана Варола «Думай как Илон Маск»

Forbes
Самые безумные и странные традиции средних веков Самые безумные и странные традиции средних веков

Средневековые традиции, которые выходили за все рамки адекватности

Популярная механика
Истина где-то рядом: загадочная смерть Элизы Лэм Истина где-то рядом: загадочная смерть Элизы Лэм

История гибели канадской студентки Элизы Лэм четыре года назад потрясла США

Cosmopolitan
Конец операции «Гриф»: как немцы в американскую униформу переодевались и что из этого вышло Конец операции «Гриф»: как немцы в американскую униформу переодевались и что из этого вышло

Как немцы пытались проникнуть в тыл врага и устроить хаос на плечах врага

Maxim
Парадокс Вселенной: почему измерения квантовых величин нашего мира не дают результатов Парадокс Вселенной: почему измерения квантовых величин нашего мира не дают результатов

На уровне мельчайших частиц наша Вселенная – удивительно тихое место

Популярная механика
Открыть в приложении