Как школьный учитель решил снимать кино и стал призером фестиваля «Кинотавр»

ЭкспертСобытия

Как стать кинорежиссером: история Дмитрия Давыдова

Как школьный учитель решил снимать кино и стал призером фестиваля «Кинотавр».

Вячеслав Суриков

Кадр из фильма «Пугало»

Идея снять фильм «Костер на ветру» у школьного учителя из райцентра Амга Дмитрия Давыдова зародилась во время работы в видеокружке. «Захотелось снять не просто любительский ролик, а фильм, который выйдет в прокат, — вспоминает Дмитрий. — Взыграли амбиции: почему бы и мне не снимать кино, раз другие снимают и успешно прокатывают, потому что якутские фильмы стали рвать кассу». Сначала пытался найти деньги на стороне. Не удалось. Понял, что другого пути найти деньги, кроме как продать имущество и занять в банках, нет. Тогда продал машину и взял восемь кредитов. Сценарий написал сам, опираясь на уже имевшийся писательский опыт. Для того чтобы освоить новый формат, смотрел ролики на YouTube, скачивал в Cети уже написанные сценарии и изучал их. И сейчас Дмитрий сам пишет сценарии для своих фильмов. На написание каждого уходит в среднем пятнадцать дней — рука уже набита.

Для исполнения ролей в фильме «Костер на ветру» Дмитрий пригласил жителей своей деревни. Якутские актеры мотивированы прежде всего желанием раскрыть творческий потенциал и стать «частью» произведения искусства — некоторые соглашаются работать бесплатно или за небольшую сумму. Профессиональное оборудование привезли из Москвы и Санкт-Петербурга. Использование профессиональной техники — один из принципов режиссера, которому он будет в дальнейшем следовать во всех своих проектах: идея снять фильм на телефон — распространенная практика среди начинающих режиссеров — даже не приходила ему в голову. В проекте работал опытный кинооператор, у которого на счету было уже двадцать фильмов. Удалось найти и опытного звукорежиссера. Оба они помогали режиссеру-дебютанту ориентироваться на съемочной площадке. Съемочный период занял две недели. Еще два года понадобилось Дмитрию Давыдову, чтобы выпустить фильм в прокат.

На съемках фильма «Пугало»

Вернуть деньги, потраченные на производство фильма, в прокате не удалось: «Вернул только часть. Причина — неопытность в маркетинге. Когда поняли, что прокат не получился, решили показать фильм на фестивалях. Стали подавать заявки. Фестивальная судьба фильма, в отличие от проката, оказалась успешной. Благодаря этому понял, что надо продолжать снимать дальше». На втором фильме у Дмитрия Давыдова появился продюсер Семен Шишигин. Бюджет фильма приблизился к полутора миллионам рублей.

«Со мной связался продюсер, — рассказывает Дмитрий Давыдов. — Спросил, есть ли у меня сценарий, я сказал: да, есть. Он пригласил меня в Якутск. Приехал, показал сценарий. Он ему понравился. В этот раз деньги были не мои. Если бы пришлось снимать опять на свои, я бы еще подумал, стоит ли это делать». В итоге продюсер оказался доволен итогом работы над фильмом, который получил название «Нет бога, кроме меня». А Дмитрий остался неудовлетворен его продвижением. По его мнению, этот фильм недооценен зрителями, его фестивальная судьба не сложилась.

Этот опыт подсказал, что необходимо брать всю работу на себя: не только по созданию фильма, но и по его продвижению. Сейчас якутский режиссер может позволить себе посвятить все свое время творчеству: «Пока снимается, надо снимать. Потому что настанет период, когда не будет возможности снимать — финансовой или организационной. Я вижу людей, которые по пять лет ходят со своим сценарием и не могут его снять, а у меня только в этом году в работе четыре проекта. Еще два, помимо “Пугала”, готовы к выходу в прокат. Пока работается, надо работать. Времени свободного нет. Сплю по несколько часов».

На сегодняшний день у режиссера написано шесть сценариев. По одному из них в январе этого года он уже успел снять фильм. Еще по трем планирует снять фильмы уже в этом году — в апреле, а потом еще осенью и зимой. При создании фильма «Пугало» Дмитрий Давыдов, как и в случае трех первых фильмов, уложился в бюджет полтора миллиона рублей. Но бюджет проекта, съемочный период которого завершился в январе, составил уже четыре миллиона рублей. В следующем проекте он рассчитывает на шесть миллионов рублей, а на тот, который будет снимать осенью, удалось привлечь десять миллионов — бюджеты от проекта к проекту растут. Основной источник средств — якутский Фонд поддержки кино, созданный местными предпринимателями, из которого Дмитрий уже получил три гранта. Еще один источник — местное министерство культуры, которые тоже поддерживает якутский кинематограф. Размер гранта, который режиссер получил на работу над «летним» проектом, — пять миллионов рублей.

Феномен якутского кино сам Дмитрий объясняет северным характером. Жизнь в экстремальных климатических условиях приучает к преодолению трудностей. На пути, пройденном от первого фильма к третьему — «Пугало», получившему в прошлом году сразу два приза на фестивале «Кинотавр», как лучший фильм и за лучшую женскую роль, — иногда одолевали сомнения: «Где брать деньги и зачем снимать, если это не приносит денег? Поэтому до последнего времени работал в школе, чтобы иметь какой-то заработок, а в свободное от работы время заниматься кинопроизводством. Теперь есть понимание, куда идти дальше». Сейчас, общаясь с людьми, которые тоже хотят найти свой путь к первому фильму, Дмитрий Давыдов говорит: «Нужно меньше сомневаться, надо брать и делать. Единственное условие успеха — работа. Надо делать, делать, делать. Меньше думать, как это сделать, а пробовать, пробовать, пробовать, даже если не будет получаться. Все зависит от характера человека. Если он захочет пробиться, он пробьется и будет снимать. Чтобы найти деньги, можно просто пойти в банк, ничего страшного в этом нет. Если человек уверен в своих силах, тогда можно рискнуть. Самое главное — уверенность в себе и желание профессионально развиваться. Нужно много учиться, много работать над собой».

Дмитрий Давыдов ориентируется на зарубежные фестивали в странах, где есть малые народы, где интересуются этническим кино, — все его фильмы о жизни в Якутии и на якутском языке. Там его уже знают и ждут его фильмы. Вся информация об этих фестивалях доступна в Сети. Кто захочет пойти тем же путем, сможет найти ее без особого труда. Если есть деньги, можно обратиться в агентство, которое будет заниматься продвижением твоих фильмов. Если нет, то просто пишешь организаторам фестивалей напрямую и начинаешь с ними общаться. Продвижение фильмов — тоже опыт, который можно приобрести, решая какую-то конкретную задачу.

Главную роль в фильме «Пугало» сыграла Валентина Романова-Чыскыырай

Чтобы попасть в конкурсную программу «Кинотавра», Дмитрию не пришлось прилагать каких-то специальных усилий: достаточно было подать заявку. Для него это один из очень многих фестивалей — всего у Дмитрия есть опыт участия в общей сложности в восьмидесяти фестивалях. Ощутимый результат участия в «Кинотавре» — то, что в один из проектов включился московский продюсер, благодаря этому режиссер в скором времени начнет съемки полнометражного фильма на русском языке.

В своем творчестве Дмитрий следует принципу «Снимать надо о том, что хорошо знаешь» и признается, что, например, с трудом представляет, как живут люди в Центральной России, какие у них обычаи, правила, быт. «У нас основная задача — сохранение своей культуры и собственного языка. У нас главное условие — снимать фильмы на своем языке, чтобы язык развивался. Зрителям интересно смотреть фильмы на своем языке, видеть свой быт». При этом в своих фильмах якутские режиссеры ставят перед собой задачу создавать универсальные сюжеты про общечеловеческие ценности, про отношения между людьми, которые могут быть интересны всем. «Изначально, если ты занимаешься творчеством, то должен рассматривать себя в контексте мировой культуры. Если себе делать скидку на то, что мы малая народность, любители, тогда ничего не получится. Надо предъявлять к себе жесткие требования: ты делаешь то же, что делают в других странах, иначе ничего не получится. Вы работаете на одном уровне со всеми и в одном направлении», — объясняет режиссер.

Это приносит свои плоды: за два года — победа «Пугала» на «Кинотавре» и победа «Царь-птицы» режиссера Эдуарда Новикова на Московском международном кинофестивале. Якутским кинематографистам удается не только привлечь внимание зрительской аудитории, но и решать серьезные художественные задачи. Дмитрий Давыдов уверен в будущем якутского кино и в том, что однажды его заметят и на Каннском фестивале. Сейчас якутские кинематографисты хотят выйти и на новый уровень бюджетов, и на новую аудиторию. Присматриваются не только к российскому прокату, но и к мировому, а также к таким площадкам, как Netflix. Еще лет пять-семь, говорит Дмитрий Давыдов, и у нас тоже будут свои режиссеры с мировым именем.

Фото предоставлено пресс-центром Якутии в Москве

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Не спотом единым Не спотом единым

Долгосрочные контракты остаются базой устойчивого функционирования рынка газа

Эксперт
«Если я не смогу победить, то хотя бы буду смелым»: как устроена спортивная благотворительность в России «Если я не смогу победить, то хотя бы буду смелым»: как устроена спортивная благотворительность в России

Кто развивает спортивно-социальные благотворительные проекты в России

Forbes
Дворники на экспорт Дворники на экспорт

Стала ли Украина ближе к Европе

Огонёк
“Я вышла замуж по расчету” “Я вышла замуж по расчету”

Юлия Эльдеева слушала не веление сердца, а голос рассудка

Psychologies
Инвентаризация ценностей князя Юсупова Инвентаризация ценностей князя Юсупова

Князья Юсуповы были богатейшей семьёй России

Дилетант
«А вы думали, Земфира — не человек?»: почему новый альбом певицы «Борделайн» не звучит как открытие «А вы думали, Земфира — не человек?»: почему новый альбом певицы «Борделайн» не звучит как открытие

Почему Земфира не оправдала ожидания многих

Forbes
Clubhouse: приложение, которое ускорит процесс глобализации, или инструмент тотальной слежки? Clubhouse: приложение, которое ускорит процесс глобализации, или инструмент тотальной слежки?

Кому и зачем стоит регистрироваться в Clubhouse и почему это небезопасно?

GQ
Lil Uzi Vert теперь ходит с бриллиантом во лбу. Стоп, как он это сделал? Lil Uzi Vert теперь ходит с бриллиантом во лбу. Стоп, как он это сделал?

Как Lil Uzi Vert имплантировал 10-каратный бриллиант себе в лоб

GQ
И в шутку, и всерьез. Премьера по пьесе Ивана Вырыпаева на сцене «Современника» И в шутку, и всерьез. Премьера по пьесе Ивана Вырыпаева на сцене «Современника»

Спектакль «Иллюзии» — несколько историй любви длиною в жизнь

СНОБ
Принцип 80/20 Принцип 80/20

Как достичь большего с наименьшими усилиями

kiozk originals
Организатор похорон, врач, клоун: кем звезды мечтали стать в детстве Организатор похорон, врач, клоун: кем звезды мечтали стать в детстве

Далеко не все актеры и артисты определились с призванием в школьные годы

Cosmopolitan
МКС скоро оборудуют новым суперкомпьютером МКС скоро оборудуют новым суперкомпьютером

Суперкомпьютер SBC-2 будет отправлен на МКС

Популярная механика
«Хорошо сохранилась»: что делает Дженнифер Энистон, чтобы круто выглядеть в 52 «Хорошо сохранилась»: что делает Дженнифер Энистон, чтобы круто выглядеть в 52

Любимые бьюти-приемы Дженнифер Энистон, помогающие ей выглядеть молодой

Cosmopolitan
Левый поворот ведет в никуда Левый поворот ведет в никуда

В России нет условий для левого поворота на политическом поле

Эксперт
Мы уйдем из зоопарка Мы уйдем из зоопарка

Татьяна Алешичева о Берлине 70-х в сериале «Мы дети станции „Зоо“»

Weekend
Гневная инженерия: 9 седанов, которые не получились Гневная инженерия: 9 седанов, которые не получились

Седаны: худшие из худших

Maxim
Фильмы, которые предсказали и накаркали беду Фильмы, которые предсказали и накаркали беду

Некоторые киносюжеты сбылись и наделали пакостей в реальном мире

Maxim
В 3500-летнем папирусе нашли древнейшее описание процесса мумификации В 3500-летнем папирусе нашли древнейшее описание процесса мумификации

Египтологи обнаружили старейшее из известных руководств по мумификации

N+1
Будь нежной и женственной! Самые романтичные принты на весну и как их сочетать Будь нежной и женственной! Самые романтичные принты на весну и как их сочетать

Одежда с каким принтом должна быть в твоем гардеробе весной

Cosmopolitan
Пределы риска: почему регуляторы ограничивают массовых инвесторов Пределы риска: почему регуляторы ограничивают массовых инвесторов

Олег Шибанов предостерегает российских инвесторов от риска

Forbes
14 дней спустя 14 дней спустя

Как провести черту между бесправным зародышем и неприкосновенной личностью

N+1
Стремитесь к прогрессу, а не к совершенству Стремитесь к прогрессу, а не к совершенству

Процесс не менее важен, чем результат, и вот почему

Psychologies
Бодипозитив: свобода быть собой Бодипозитив: свобода быть собой

Бодипозитив ассоциируется у многих исключительно с отталкивающей картинкой

Psychologies
Стилист назвала 5 главных ошибок с оверсайз-пиджаками — никогда так не делай! Стилист назвала 5 главных ошибок с оверсайз-пиджаками — никогда так не делай!

Вещи оверсайз сегодня на пике популярности

Cosmopolitan
Свободные взгляды Свободные взгляды

Режиссеры фильма «Дом Кардена» приглашают в путешествие по вселенной дизайнера

Vogue
Да, так можно было Да, так можно было

Люди из ПНИ стали моделями для модной съемки

Домашний Очаг
Лоуренс Аравийский Лоуренс Аравийский

Война, ложь, имперская глупость и становление современного Ближнего Востока

kiozk originals
20 привычек, которые улучшат вашу жизнь 20 привычек, которые улучшат вашу жизнь

Простые действия, которые сделают каждый ваш день чуточку лучше

Psychologies
13,5 вещей с аппетитными названиями, которые несъедобны и даже смертельны 13,5 вещей с аппетитными названиями, которые несъедобны и даже смертельны

Выплюнь это немедленно!

Maxim
10 самых бесящих фраз из вакансий, и что они значат на самом деле 10 самых бесящих фраз из вакансий, и что они значат на самом деле

Представляем понятный переводчик с хедхантерского на соискательский

Maxim
Открыть в приложении