Индия вступила в борьбу с монументальными пережитками колониализма

ОгонёкОбщество

Время рассматривать камни

Когда на Западе принялись валить и топить памятники героям прошлого, молодежь из индийской общины за рубежом азартно включилась в битву с колониальным наследием. Но когда под лозунгом Black Lives Matter взялись за статуи Махатмы Ганди, задумалась: а кто решает, чья жизнь имеет значение?

Евгений Пахомов, ТАСС в Нью-Дели — для «Огонька»

Аббат Фариа в Гоа. Давно стоит и никому не мешает

В авангард волны нынешних ниспровергателей живущие в Великобритании индийцы, бангладешцы и пакистанцы влились легко и органично: вместе с прочими протестующими они потребовали сноса памятника премьеру Уинстону Черчиллю, который в молодости служил офицером в Британской Индии. «Он относился к моим землякам в миллиард раз хуже, чем вы можете себе представить»,— выразил общее мнение в Twitter один из индийских активистов.

Еще индийцы активно требуют убрать статуи Роберта Клайва, которого называют «покорителем Индии». Понятно почему: полковник Клайв стал героем Британии, когда его отряд из 800 европейцев и 2200 индийских сипаев разгромил 75‑тысячную армию бенгальского правителя Сираджа уд-Даулы в битве при Плесси в 1757 году. В итоге под властью английской короны оказалась значительная часть Индии, эту битву Лондон назвал началом британского владычества в Индии, а полковника стали называть Клайв Индийский.

В Англии, по крайней мере, две его статуи — в Шрусбери и в Лондоне. Убрать требуют обе. «Он насиловал и грабил Индию и совершал преступления, которые были чрезмерны даже в XVIII веке»,— заявили авторы петиции за уничтожение его статуй. Насколько позволяют судить исторические свидетельства, Клайв был отличным воякой, но к нему лично много вопросов: к примеру, государственную сокровищницу Бенгалии после той самой победы под Плесси он грабил лично. Показательно, что за «подвиги» такого рода его осудили в самой Британии. Вероятно, и нынешняя петиция принята к рассмотрению, и «покоритель Индии» может остаться без монументов.

Впрочем, к возмущению многих индийцев гнев крушителей памятников оказался направлен и на статуи лидера индийского национально-освободительного движения Махатмы Ганди: в Вашингтоне его памятник обрызгали краской, написали на нем «расист». Появилась петиция с требованием убрать монументы «расиста Ганди» не только из Вашингтона, но и из других мест, в частности из английского Лестера. Петиция за «изгнание Ганди» собрала тысячи подписей. Проповедника ненасильственного сопротивления назвали «фашистом» и «сексуальным хищником», который в личной переписке позволял себе фразы типа «примитивные кафры», «дикие африканцы» и иные по нынешним временам неполиткорректные высказывания. Индийцы и другие жители Лестера даже выходили на символическую акцию защиты монумента (ответная акция противников монумента анонсирована, но пока не состоялась).

Обошлось, впрочем, без низвержений: Ганди в Европе и США устоял — по крайней мере, пока. В Вашингтоне его монумент отчистили от оскверняющих надписей и торжественно открыли заново. Однако сама история с его монументами заставила в Индии многих задуматься о том, как и зачем сегодня воюют с памятниками. Тем более что у этой страны и свой богатый опыт борьбы с монументами колониализма.

Вице-короли в ссылке

Итоги индийской борьбы с памятью о колонизаторах можно видеть воочию на окраине Нью-Дели в Парке коронации. Вскоре после того, как в 1947‑м Британская Индия получила независимость (и тут же распалась на Индию и Пакистан), в индийской столице начали валить памятники вице-королям и генерал-губернаторам. Главным врагом был памятник королю Георгу V — первому (и последнему) действующему монарху Британской империи, посетившему Индию. В 1911‑м Георг прибыл в Дели и провел здесь королевский дарбар — праздничную встречу. В город тогда явились все раджи и махараджи, низамы и малики, все правители княжеств и земель и клялись, клялись, клялись в верности короне. В знак признательности монарх, которого тогда короновали императором Индии, провозгласил перенос столицы своей главной колонии из Калькутты в Дели.

Но не прошло и 40 лет, как британцы ушли, а памятник королю свалили с постамента, где он стоял в центре новой столицы — Нью-Дели, построенной, к слову, по его приказу. Старый постамент до сих пустует — вроде бы на него хотели поставить статую Ганди, но чтото не задалось. А короля свезли на окраину — на пустырь, где некогда стоял его шатер и он проводил дарбар, выслушивая пышные клятвы. Теперь Георг с отбитым носом (валили статую лицом вниз) смотрит на обелиск, сооруженный в честь его же визита.

Со временем его величество решили окружить статуями бывших колонизаторов, а Парк коронации превратить в памятный комплекс о колониальных временах. Приготовили 19 постаментов из красного гранита для вице-королей и генерал-губернаторов, но занято всего пять: часть статуй украли и, говорят, пустили на мраморную крошку, а то и просто разбили. Парк приходил в запустение, но в 2005‑м власти Нью-Дели решили его подновить. Пустые постаменты убрали, территорию благоустроили — готовились отметить 100‑летие переноса столицы в 2011 году. Но передумали: было сообщено, что «Дели был столицей и до британцев, остается и после них, так что этот день праздновать не стоит». Запланированную экспозицию так и не открыли.

Свидетельствую: с тех пор, как я видел эти статуи в первый раз лет 10 назад, их лица стали более поврежденными. Не представляю, кому пришло в голову лазить на постаменты и лупить чем-то тяжелым по мраморным головам, но лики вице-королей выглядят жутковато. Ощущение такое, что борьба с памятниками продолжается — уже не как акт возмездия, а просто потому, что их некому защитить.

Неприкосновенный Фариа и крамольный Камоэнс

Впрочем, есть у Индии и более гуманный опыт борьбы со статуями. Когда в 1961 году тогдашний премьер Джавахарлал Неру ввел войска в заморскую территорию Португалии — Гоа, после чего этот «райский штат» стал частью независимой Индии, памятникам португальским колонизаторам тоже досталось.

Устояла с португальских времен лишь одна статуя — небезызвестному аббату Фариа, герою романа Александра Дюма «Граф Монте-Кристо». Монумент стоит в столице штата Панаджи и представляет аббата, простершего руки над лежащей женщиной, что, если не знать его истории, производит неоднозначное впечатление. На самом деле Жозе Куштодиу де Фариа был гоанцем, выросшем в индийской семье, принявшей католичество, хотя Дюма упорно называл его итальянцем. Он появился на свет в Кандолиме — сегодня это одно из самых популярных курортных мест. Был ревностным христианином, но как гоанец выступал за независимость и даже принял участие в каком-то мятеже, за что и попал под арест. Но знаменит другим — тем, что стал пропагандировать и практиковать гипноз и лечение внушением, чему будто бы научился у индийских брахманов.

Монумент в Панаджи представляет аббата в момент, когда он пассами погружает пациентку в гипнотический сон. Кстати, умер настоящий Фариа не в замке Иф, а в парижской тюрьме в 1819 году (куда попал за участие в очередном бунте) и ни о каком кладе знать ничего не знал. Зато после смерти аббату повезло: он остался на площади. Хотя другие персонажи португальской поры с улиц Панаджи исчезли. Например, завоеватель Гоа Афонсу де Албукерке стоит в музее старого города. Там же и трехметровый Луиш де Камоэнс — знаменитый поэт. На площади его не оставили, ведь он воспевал завоевателей здешних мест. То есть, колонизаторов. Вот только топить его статую никто не призывал. Как и статуи других португальцев. Несмотря на разгул принудительной политкорректности в мире, в Индии эти фигуры воспринимают все-таки как часть ушедшей истории, а не как объект современной политики...

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Чёрный передел: версия 1939 года Чёрный передел: версия 1939 года

Секретный протокол к Пакту о ненападении

Дилетант
Только между нами Только между нами

О женской дружбе редко услышишь что-то хорошее

Cosmopolitan
Дух сыра Дух сыра

Деликатес, который всегда с тобой

Огонёк
Мох спрятался от климата пустыни Мохаве под полупрозрачными кусками кварца Мох спрятался от климата пустыни Мохаве под полупрозрачными кусками кварца

Микроубежища для тех видов мхов, которым местный климат плохо подходит

N+1
В свете полной луны… В свете полной луны…

...происходят странные вещи с поведением животных

Вокруг света
Суровость и женственность 40-х: Prada FW 09, Miu Miu FW 11, Dries Van Noten FW 10, Bottega Veneta SS 13 Суровость и женственность 40-х: Prada FW 09, Miu Miu FW 11, Dries Van Noten FW 10, Bottega Veneta SS 13

Скромность, бедность, суровая простота — реплики 40-х от Prada, Miu Miu и других

Weekend
Маклай вернулся! Маклай вернулся!

Потомок знаменитого русского путешественника и этнографа повторил его путь

Огонёк
Миллиардер Марк Кьюбан дал 4 совета, как эффективно управлять деньгами Миллиардер Марк Кьюбан дал 4 совета, как эффективно управлять деньгами

4 лучших совета Марка Кьюбана о том, как эффективно управлять личными финансами

Inc.
Было у отца пятеро сыновей... Было у отца пятеро сыновей...

Как сложилась судьба сыновей имама Шамиля?

Дилетант
Наука и жизнь 1890: Фтористый этилъ Наука и жизнь 1890: Фтористый этилъ

Зачем понадобилось описывать свойства недавно синтезированного соединения?

Наука и жизнь
«В каждом из нас живет сноб» «В каждом из нас живет сноб»

DJ Грув собрал всех своих друзей и устроил шумную вечеринку

OK!
Современные сказки: Мулан добилась равной оплаты труда, а Красная Шапочка отучила волка приставать к женщинам Современные сказки: Мулан добилась равной оплаты труда, а Красная Шапочка отучила волка приставать к женщинам

Отрывок из книги «Золушка и стеклянный потолок: и другие феминистские сказки»

Forbes
Памяти Кансая Ямамото: вспоминаем японского дизайнера Памяти Кансая Ямамото: вспоминаем японского дизайнера

Первый японский дизайнер, добившийся признания на Западе

GQ
12 способов преодолеть лень и выучить иностранный язык 12 способов преодолеть лень и выучить иностранный язык

Лень учить иностранные языки? Значит, вы выбрали неправильный подход

Psychologies
Краткий гид GQ по Екатеринбургу Краткий гид GQ по Екатеринбургу

Город, который называют чуть ли не самым модным и прогрессивным России

GQ
Американские старики напиваются и прощаются с любимым баром в фильме Bloody Nose, Empty Pockets Американские старики напиваются и прощаются с любимым баром в фильме Bloody Nose, Empty Pockets

Документалка, которая могла стать хорошей метафорой нашей жизни

GQ
#пронауку: что такое лукизм и как он влияет на оценку окружающих #пронауку: что такое лукизм и как он влияет на оценку окружающих

Почему некоторые автоматически судят о личности по физической красоте?

РБК
Издатель Михаил Лопатин — о гиде «Ресторанный навигатор», критике и пиаре Издатель Михаил Лопатин — о гиде «Ресторанный навигатор», критике и пиаре

Возмутитель спокойствия ресторанного мира выпустил «Ресторанный навигатор»

РБК
Страшная авария и сухой лед: самые жуткие трагедии популярных блогеров Страшная авария и сухой лед: самые жуткие трагедии популярных блогеров

Трагедию каждого из этих блогеров аудитория воспринимала как личную драму

Cosmopolitan
Помнить о будущем: как устроена память и зачем наш мозг строит планы Помнить о будущем: как устроена память и зачем наш мозг строит планы

Отрывок из книги «Это мой конек: Наука запоминания и забывания»

РБК
Его бывшая присутствует в вашей жизни: почему он это допускает? Его бывшая присутствует в вашей жизни: почему он это допускает?

Что делать, если бывшая вашего партнера делает все, чтобы оставаться в его жизни

Psychologies
Шпион, пришедший с неба Шпион, пришедший с неба

В истории холодной войны начиналась новая, очень динамично написанная страница

Дилетант
#пронауку: сколько животных вымерли за последние 10 лет #пронауку: сколько животных вымерли за последние 10 лет

Какие животные навсегда исчезли с лица земли и почему это произошло

РБК
Почему христиане выступают за музей в Святой Софии Почему христиане выступают за музей в Святой Софии

Решение вернуть статус мечети собору Святой Софии вызвало бурю протестов

СНОБ
Углеродные звезды в два раза больше Солнца оказались основными поставщиками углерода Углеродные звезды в два раза больше Солнца оказались основными поставщиками углерода

Главными «поставщиками» углерода в Млечном пути были углеродные звезды

N+1
Правила жизни Тома Стоппарда Правила жизни Тома Стоппарда

Правила жизни драматурга Тома Стоппарда

Esquire
Призрачный рейс 401: духи капитана и авиамеханика предупреждали об опасности Призрачный рейс 401: духи капитана и авиамеханика предупреждали об опасности

Обычный рейс Нью-Йорк — Майами. Ничего не предвещало беды

Cosmopolitan
Правила жизни Эннио Морриконе Правила жизни Эннио Морриконе

Правила жизни итальянского композитора, аранжировщика и дирижера Эннио Морриконе

Esquire
Пять книжных штампов, которые нам ужасно надоели Пять книжных штампов, которые нам ужасно надоели

Какие стереотипы о женщинах и отношениях кочуют из книги в книгу

Cosmopolitan
Метят в дамки: артисты, которые хотят стать президентами или уже ими стали Метят в дамки: артисты, которые хотят стать президентами или уже ими стали

Управлять страной и быть примером для своего народа – задача не из легких

Cosmopolitan
Открыть в приложении