Помнить о будущем: как устроена память и зачем наш мозг строит планы
К изданию на русском языке готовится бестселлер «Это мой конек: Наука запоминания и забывания» — книга, рассказывающая о том, как устроена наша память и есть ли смысл в ее тренировках. «РБК Стиль» публикует самые интересные фрагменты.
Набившая оскомину фраза «без прошлого нет будущего» приобретает вполне конкретный смысл, если речь идет о работе человеческого мозга: мечтать и строить планы мы можем исключительно благодаря воспоминаниям, которые хранятся в нашей памяти. Но если то, как человек запоминает, ученые изучают достаточно давно, то вопрос, зачем он это делает и как происходит процесс планирования, встал перед наукой относительно недавно.
В книге «Это мой конек: Наука запоминания и забывания» («Альпина нон-фикшн») сестры Хильда и Ильва Эстбю — нейропсихолог и писатель из Норвегии — на основе последних исследовательских работ и интервью с учеными разобрались, как устроена наша память, почему одни воспоминания вытесняются другими и стоит ли запоминать как можно больше информации. «РБК Стиль» публикует отрывок из книги — о том, как в человеческом мозгу возникают мысли о будущем.
Зачем человеку память
Чем старше мы становимся, тем чаще предаемся воспоминаниям. В 20 лет мы рассматриваем сочинение времен начальной школы, а пожилые люди, устроившись в шезлонге, разглядывают альбом со старыми фотографиями. Мы предаемся воспоминаниям, но для эволюции в этом нет никакого смысла. Пластичные, податливые, ненадежные воспоминания податливы по одной простой причине: ими активно пользуются — это вовсе не музейные экспонаты. В них заложены предпосылки для визуализации будущего, планов, мечтаний, фантазий. Зачем природе тратить силы на огромную и вместе с тем капризную память, не получая взамен возможности пользоваться ей в жизненно важных ситуациях? Так встречаются память и будущее. Одно не живет без другого. В нашей личной машине времени они располагаются на разных концах шкалы. Сдвиньте переключатель влево — отправитесь в прошлое, сдвиньте вправо — окажетесь в будущем. Люди часто мечтают о вечной или по крайней мере долгой жизни не из-за постоянно растущей стопки воспоминаний — нас привлекает возможность смотреть вперед. Фантазии о будущем — естественная составляющая памяти, и не только потому, что в прошлом мы черпаем знания, необходимые для предсказания грядущих событий.
За живые воспоминания и фантазии о будущем отвечает один и тот же процесс.
В том, что планирование будущего — составляющая памяти, нет ничего само собой разумеющегося. Во всяком случае, ученых этот вопрос до 2000-х годов особо не интересовал.
Одним из тех, кто посвятил себя этой области, был Томас Саддендорф из Университета Квинсленда (Австралия). Он связался с нами с другого конца земного шара, совершив своего рода путешествие во времени: в Осло 8 утра, в Австралии — 4 часа пополудни. Можно сказать, Томас беседует с нами из будущего, хоть разница всего восемь часов.
«Все эти годы ученые интересовались тем, как людям удается правильно запоминать информацию, однако так и не был задан главный вопрос: зачем нам вообще память?» — говорит он.
В 1994 году Томас и профессор Майкл Корбаллис отправили статью о человеческой способности планировать будущее в несколько научных журналов, однако интереса никто не проявил.
«В итоге нас напечатали в маленьком журнале — его почти никто не читал», — продолжает рассказ Томас. Журнал с тех времен успел закрыться. «Традиционно наука о памяти уделяла внимание корректному измерению выученной информации. Будущее же измерить невозможно», — так Томас объясняет поначалу вялый интерес к его работе.
Но за десять лет наука изменилась. По версии журнала Science, изучение воображаемых путешествий во времени и планирования будущего стало одним из важнейших научных прорывов 2007 года. Опубликованная в 1997 году статья «Ментальное путешествие во времени и эволюция человеческого разума» (Mental Time Travel and the Evolution of the Human Mind) стала одним из краеугольных камней для изучения способности планировать будущее.
«Это плохая память, которая работает только назад», — говорит Королева из книжки Льюиса Кэрролла «Алиса в Зазеркалье». Оказывается, деспотичная правительница была права: хорошая память работает в обе стороны.