Из Еревана — в Калифорнию: чем приложение PicsArt Ованнеса Авояна покорило мир
О креативности, AI и недоверчивых инвесторах из Кремниевой долины «РБК Стиль» поговорил с Ованнессом Авояном, который в 45 лет запустил свой самый успешный стартап — мобильный фоторедактор PicsArt, ворвавшийся на вершину чартов AppStore и Google Play.
PicsArt — это уже пятый стартап предпринимателя из Еревана Ованнеса Авояна, и кажется, что неизбежный: на то есть личная история. Пятнадцатилетний Ованнес хотел поступить в художественное училище, но завалил экзамен по рисунку: техника абитуриента подкачала, и нарисованная им ваза несильно впечатлила приемную комиссию. Тогда юноша решил, что, может, его ждет успех в чем-то более практическом, и не прогадал, поступив на инженера, — сегодня его приложение PicsArt объединяет более 150 млн активных пользователей в месяц и помогает им почувствовать себя художником, не прибегая к кисти и грифелю. Впрочем, мотивом к запуску редактора изображений послужила не мысль о собственном реванше (Авоян и сам активно пользуется приложением, а в сети PicsArt на него подписаны более 20 тыс. человек), а желание помочь дочери обрести уверенность в себе.
С чего все начиналось
Как вспоминает Авоян, его дочь всегда была увлечена рисованием: карандаш в ее руки попал чуть ли не сразу после погремушки. Но интернет, который помог отцу прославиться и заработать, оказался недружелюбен к тринадцатилетней девочке: выкладывая в соцсети свои работы, она получала в ответ множество негативных комментариев. И вот, увидев однажды свою дочь в слезах из-за онлайн-критиков, предприниматель загорелся идеей создать продукт, который не просто давал бы каждому человеку инструменты для творчества, но и сформировал сообщество поддерживающих друг друга людей. Таким и получилось приложение PicsArt.
PicsArt — интуитивно понятное и чрезвычайно многофункциональное приложение для работы с изображениями и видео. С его помощью можно не только накладывать фильтры на изображение или подгонять его под необходимый формат, но и вырезать ненужные объекты, создавать стикеры, экспериментировать со множеством эффектов и даже создавать саундтрек для видеороликов. По данным App Annie, PicsArt стабильно входит в десятку самых скачиваемых приложений для работы с фото и видео на iOS (уступая YouTube, Instagram (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) и Snapchat), зато в Google Play приложение Ованнеса Авояна — безусловный лидер последних лет в категории «Фотография». Кстати, первые версии приложения тестировались именно на Android, хотя сам предприниматель называет такое решение контринтуитивным: обычно технологические стартапы обкатывают свои запуски на iOS, да и платят за контент и дополнительные функции гораздо охотнее владельцы «яблочных» устройств. Но, как показали дальнейшие события, решение оказалось правильным. Во-первых, конкуренция на рынке приложений Android была ниже, а во-вторых, разработчикам на руку сыграли алгоритмы Google Play: каждую новую версию PicsArt они публиковали в 00:00, что раз за разом обеспечивало программе попадание в топ новых приложений. Ждали обновлений и сами пользователи — создатели PicsArt приучили их к тому, что с каждым апгрейдом у приложения появлялись новые функции.
PicsArt запустили в 2012-м, и уже за год количество скачиваний приложения перевалило за 35 млн. В 2013-м появилась iOS-версия и к сообществу PicsArt присоединились обладатели iPhone.
В Кремниевую долину
Через три года после запуска приложение PicsArt преодолело отметку в 200 млн скачиваний, и тогда Авоян понял, что для дальнейшего развития необходимо привлекать внешние инвестиции. А если речь идет о масштабировании бизнеса, нацеленного на международный успех, то пункт назначения у инноватора только один — Кремниевая долина.