Премьера «Кабаре», одного из самых известных мюзиклов в истории музыки

ЭкспертКультура

«Кабаре» в Театре Наций: искушение зрителя

В Театре Наций — премьера «Кабаре», одного из самых известных мюзиклов в истории музыки

Вячеслав Суриков

В роли конферансье — звезда театра «Сатирикон» Денис Суханов

Это первая в России лицензионная постановка мюзикла, считающегося одним из величайших в истории и увековеченного еще и очень удачной кинематографической версией. Даже в России, несмотря на то что фильм Боба Фосса, будучи снят в начале 1970-х, вышел в еще советский прокат только в самом конце 1980-х, это один из самых известных и популярных мюзиклов — номера, звучащие в нем, почти у всех на слуху. Но в обойму самых разнообразных бродвейских мюзиклов, русские версии которых шли чередой на московской сцене в 2010-годы, он не попал. Возможно, потому, что этот мюзикл не относится к категории исключительно развлекательных произведений. Мрачным финалом в мюзикле едва ли можно кого-то удивить, но сначала отечественный зритель должен был получить исключительную порцию финалов счастливых, и только потом, пережив опыт начала 2020-х годов, он, возможно, будет готов к восприятию истории без счастливого конца.

Евгений Писарев — признанный мастер режиссуры. У него за плечами работа над постановкой и драматических спектаклей, и мюзиклов, и опер. Но в мюзиклах он реализует свой талант наиболее ярко, здесь ему в России едва ли есть равные. Ему как никому другому удается выходить из пространства драмы, когда актеры говорят словами, в пространство музыки, где они начинают петь, так что шов, соединяющий их, остается незаметен. Он словно бы чувствует их в равной степени, не отдавая предпочтения ни одному из них, оттого они и получаются у него сбалансированными. В «Кабаре» в Театре Наций среди исполнителей преобладают драматические актеры, обладающие великолепными вокальным данными и одновременно богатым и разнообразным актерским опытом. Но это не значит, что слова в их ролях становятся важнее. Они остаются на своем месте, вот только музыкальные и танцевальные номера стали еще выразительнее, еще более насыщенными драматическим содержанием, иногда достигая предельных значений.

Роль одного из центральных персонажей — Салли Боулз — играет Александра Урсуляк. Она играет фантастически хорошо, ничуть не уступая Лайзе Минелли — исполнительнице в канонической киноверсии мюзикла. Но если в карьере Минелли эта роль, принесшая ей всемирную известность, стоит особняком, она словно была рождена только для этой роли, вложив в ее исполнение весь свой потенциал и в ней же его исчерпав, то в списке ролей Александры Урсуляк это одна из вершин, и мы пока не знаем, сколько их еще будет в ее карьере. Роли Салли Боулз в театральной карьере Александры Урсуляк предшествовала двойная роль в «Добром человеке из Сезуана» Бертольта Брехта в постановке Юрия Бутусова, где она играет сразу двух персонажей и совершает в финале спектакля энергетический взрыв, произнося незабываемый монолог «Как можно оставаться добрым». Этот монолог, который звучит в сопровождении ансамбля «Чистая музыка», — один из впечатляющих музыкальных номеров в отечественных драматических спектаклях. Такое не забывается.

Юрий Бутусов поставил «Доброго человека из Сезуана» на сцене Театра имени Пушкина уже в бытность Евгения Писарева его художественным руководителем, как и еще одну пьесу Брехта «Барабаны в ночи», где тоже играет Александра Урсуляк. Исток бешеной энергетики «Кабаре», его эротизм — еще из этих спектаклей. Мир Бертольта Брехта, созданный Юрием Бутусовым на сцене Театра имени Пушкина, пересекается с «Кабаре» Евгения Писарева в исполнительнице главной героини. Салли Боулз, сыгранная актрисой, прошедшей через школу «Доброго человека из Сезуана», слишком отличается от Салли Боулз Лайзы Минелли, которая готова забыть обо всем в тот момент, когда она поет. Музыкальные номера в ее исполнении могут существовать и вне контекста всей истории. Чтобы понять, о чем поет Александра Урсуляк, надо посмотреть весь спектакль. Евгений Писарев сделал ставку на целостность всей истории. Он не позволяет зрителям забыть о сюжетной линии ни на одно мгновение. «Кабаре» — мюзикл о том, как история надвигается на человека и подминает его под себя, и мы видим ее движение в каждом танцевальном па кордебалета, мы слышим ее в каждой ноте, звучащей со сцены.

«Кабаре» на сцене Театра Наций затевает опасную игру со зрителем: спектакль не пытается ему понравиться, не пытается подцепить его эмоции мелодраматическими крючками, — он рассказывает драматическую историю, которая в исторической перспективе обращается в трагедию. Мы не видим на сцене этой трагедии, но мы знаем о ней. Мы видим персонажей, танцующих на краю бездны, и мы можем представить, сколько еще шагов им осталось до того, как они в нее окончательно сорвутся. Герои ничего об этом не знают, они живут так, будто у них еще все впереди и все, что с ними происходит, — это всего лишь мелкие неурядицы, о которых они скоро забудут, скоро удача будет на их стороне, надо только продолжать жить, не останавливаться. И они не могут остановиться, каждый из них шагает в бездну своей дорогой, и только одному герою, наивному американцу, удается ее обойти. Он здесь, чтобы дать шанс на спасение Салли Боулз: каким-то образом она его заслужила, она — та, кто может вырваться из числа обреченных, но она этого не делает. Все остается на своих местах. Все идет так, как должно быть.

В роли конферансье — Денис Суханов, один из ведущих актеров «Сатирикона», актер с отличными вокальными данными и мастер создания гротескных персонажей. Конферансье в «Кабаре» существует лишь внутри музыкального шоу. Он настолько его неотъемлемая часть, что авторы либретто лишили его биографии. Мы не знаем, кто он и откуда. Он — музыка, он — танец, он — эротический нерв. Его номер Money, Money — парафраз куплетов Мефистофеля из «Фауста» Шарля Гуно. Но он не Мефистофель, он, скорее, один из его приближенных, подобно булгаковскому Коровьеву — шут при дьяволе, который на сцене Театра Наций с декабря прошлого года появляется в грандиозном творении Робера Лепажа «Мастер и Маргарита». Денис Суханов играет именно этот мотив. Он готовит человека к встрече с дьяволом. Он обольщает, развращает его, и зритель «Кабаре» может почувствовать силу его воздействия на самом себе. Конферансье Дениса Суханова раздвигает художественное пространство мюзикла и перемещает зрителей в прошлый век, начало 1930-х, в Берлин накануне исторической катастрофы.

Персонаж Сергея Кемпо — Клиффорд Брэдшоу, заброшенный в Германию волей случая, по какой-то нелепой прихоти: ему кажется, что именно там к нему придет авторское вдохновение, но вместо этого он становится свидетелем исторических событий. Это тот персонаж, с помощью которого зритель может проникнуть внутрь постановки — тот, с кем он может себя ассоциировать. Клиффорд Брэдшоу — чужеродный элемент в этой исторической реальности. Он почти призрак. У него есть необходимая доля отстраненности от сюжета, которая позволяет ему за всем наблюдать, понимать, что происходит, и при этом быть лишенным способности на что-либо повлиять. Он с другой планеты, в существование жизни на которой не в состоянии поверить никто, даже живущая с ним в одной комнате Салли Боулз. Ей проще сделать аборт, чем родить ребенка в призрачном браке с Клиффордом Брэдшоу. Вместо того чтобы уехать, ей проще остаться и жить, выбиваясь из последних сил, а потом, возможно, умереть прежде отпущенного срока. Клиффорд Брэдшоу не может спасти никого. Он — никто. Он — писатель. Он может лишь свидетельствовать о том, что видел.

В роли Салли Боулз — Александра Урсуляк, в роли Клиффорда Брэдшоу — Сергей Кемпо

«Кабаре» Евгения Писарева — это проверка чувств. Спектакль искушает зрителя. Он открывает ему самого себя, но не с той стороны, с которой он привык себя видеть. Будут эффектные танцевальные номера. Будут классические, легко ложащиеся на слух мелодии. «Кабаре» всеми силами притягивает к себе зрителя: он пришел на представление — он его получит. Он пришел, чтобы забыть о своих проблемах, — и он забудет о них. Но не потому, что услышит услаждающие слух мелодии и будет наблюдать захватывающую историю, а потому, что может легко узнать себя в каком-либо из персонажей и вместе с ними почувствовать движение времени, увидеть исторические события, когда они еще только угадываются, когда им еще только предстоит развернуться. Он может почувствовать это сладостное чувство слияния с чем-то невероятно могущественным, позволяющее приобрести какое-то совершенно новое качество личности, и ужаснуться этому или, наоборот, восхититься. Выбор остается за зрителем.

Фото: Ира Полярная/Театр Наций

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Звезды, виновные в гибели людей: Петренко, Бродерик и другие Звезды, виновные в гибели людей: Петренко, Бродерик и другие

Истории знаменитых людей, которые стали виновниками чьей-то гибели

Cosmopolitan
Доигрались: почему статус «экранизация видеоигры» больше не позорное клеймо, а знак высокого качества Доигрались: почему статус «экранизация видеоигры» больше не позорное клеймо, а знак высокого качества

Как вышло, что экранизации игр вдруг скакнули со дна в элиту кинопроизводства?

Правила жизни
Где русская женщина, там всегда притяжение Где русская женщина, там всегда притяжение

Юлия Пересильд известна своей искренностью — это делает ее неуязвимой

OK!
Нуар с двойным дном Нуар с двойным дном

«Шугар»: Колин Фаррелл копипастит голливудскую классику

Weekend
Как выбрать встроенный электрический духовой шкаф: главные правила Как выбрать встроенный электрический духовой шкаф: главные правила

Электрические духовки разные ― у каждой модели свои параметры и особенности

CHIP
Монетизация воды Монетизация воды

Какие финансовые инструменты появились в борьбе за климат

Деньги
5 бунтарок, изменивших мир: чему всем нам стоит у них поучиться 5 бунтарок, изменивших мир: чему всем нам стоит у них поучиться

Выдающиеся женщины, которые своим протестом изменили ход истории

Psychologies
Ханами по-приморски Ханами по-приморски

Рододендрон – чудо дальневосточной природы и символ Приморья

Отдых в России
Покидая Генотопию Покидая Генотопию

С тех пор каждый человек фактически живет в двух параллельных мирах...

Вокруг света
Денис Тагинцев: «Когда танцуешь, ты переживаешь состояние абсолютного счастья» Денис Тагинцев: «Когда танцуешь, ты переживаешь состояние абсолютного счастья»

Хореограф-постановщик Денис Тагинцев — о том, что такое танец

Монокль
Усиление прибрежных апвеллингов назвали угрозой для мигрирующих морских обитателей Усиление прибрежных апвеллингов назвали угрозой для мигрирующих морских обитателей

Гибель сотен морских животных оказалась связана с усилением апвеллинга

N+1
Как выбрать аккумулятор в автомобиль, и какой лучше Как выбрать аккумулятор в автомобиль, и какой лучше

Аккумулятор в современном автомобиле — не просто «батарейка»

РБК
Как избавиться от неприятного запаха в туалете: 10 простых лайфхаков Как избавиться от неприятного запаха в туалете: 10 простых лайфхаков

Простые лайфхаки, как сделать так, чтобы в туалете не пахло

VOICE
Не только Fallout: 7 самых ожидаемых экранизаций игр Не только Fallout: 7 самых ожидаемых экранизаций игр

Какие фильмы по играм могут выйти в обозримом будущем?

Maxim
«Нужны личности особого душевного склада»: как сегодня существует литературный театр «Нужны личности особого душевного склада»: как сегодня существует литературный театр

Какую литературу сегодня можно считать современной и зачем люди идут в театр

Forbes
Качаться, чтобы передать потомкам хорошие гены: ученые говорят, что это может защитить их от болезней и ранней смерти Качаться, чтобы передать потомкам хорошие гены: ученые говорят, что это может защитить их от болезней и ранней смерти

Физические упражнения могут усиливать экспрессию генов, связанных с ростом мышц

ТехИнсайдер
По клеточкам По клеточкам

Неужели пептиды действительно способны подарить нам вечную молодость?

Лиза
5 неловких вопросов о сексе и честные ответы на них 5 неловких вопросов о сексе и честные ответы на них

Сексолог — о проблемах, с которыми люди сталкиваются в интимных отношениях

Psychologies
Не только для уборки: как использовать соду для стирки и почему стоит это сделать Не только для уборки: как использовать соду для стирки и почему стоит это сделать

С какими проблемами в стирке справится сода?

VOICE
Лошадиная сила Лошадиная сила

Когда автомобиль превратился в средство передвижения, лошади стали роскошью

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Нужны ли мигранты российскому «оливье» Нужны ли мигранты российскому «оливье»

Первым запросом после теракта было ужесточение контроля за миграционным потоком

Монокль
9 самых распространенных ошибок при мытье окон: мнение профессиональных клинеров 9 самых распространенных ошибок при мытье окон: мнение профессиональных клинеров

Разводы на окнах не исчезли после мытья? Вот почему это произошло

VOICE
Эволюция производства иранских противотанковых ракетных комплексов Эволюция производства иранских противотанковых ракетных комплексов

Как совершенствуется ключевая система оборонительной стратегии Ирана — ПТРК

Обозрение армии и флота
Обнови софт Обнови софт

Что такое soft skills и как их прокачивать?

VOICE
«Почетные арийки»: как женщины еврейского происхождения жили в оккупированной Франции «Почетные арийки»: как женщины еврейского происхождения жили в оккупированной Франции

Отрывок из документального романа Дамьена Роже «Почетные арийки»

Forbes
Как фильм «Падение империи» показывает гражданскую войну глазами фотокорреспондентов Как фильм «Падение империи» показывает гражданскую войну глазами фотокорреспондентов

«Падение империи» Гарленда — фильм, которым режиссер подводит черту в профессии

Forbes
Как освободиться от психологии бедняка: 4 совета Как освободиться от психологии бедняка: 4 совета

Что мешает вам зарабатывать столько, сколько вы хотите?

Psychologies
Мамин бродяга: как Чарли Чаплин стал символом кино Мамин бродяга: как Чарли Чаплин стал символом кино

Как сэр Чарльз Спенсер прошел путь до грустного клоуна и повлиял на кинематограф

Правила жизни
Если вы узнаете эти секреты, макароны больше никогда не будут слипаться Если вы узнаете эти секреты, макароны больше никогда не будут слипаться

Казалось бы, что может быть проще, чем сварить макароны?

ТехИнсайдер
Дорогой длинною Дорогой длинною

Чуйский тракт неспроста называют самой красивой дорогой России

Лиза
Открыть в приложении