Иван Невзоров научился производить вездеходные инвалидные электроколяски

ЭкспертБизнес

Изобретая гусеницу

Татьяна Одинцова

Кресла-коляски Caterwil серии GTS могут передвигаться на колесах и гусеницах. Режим меняют в зависимости от ландшафта

Новосибирец Иван Невзоров научился производить вездеходные инвалидные электроколяски, которым нет аналогов в мире. Сегодня их используют люди с ограниченными возможностями во многих странах — от Сингапура до Колумбии. А предприниматель готовится завоевать рынок бюджетными моделями, изготовленными на собственной фабрике с 85-процентной локализацией.

Инженер-механик по образованию, Иван Невзоров после окончания Новосибирского технического университета в 2012 году устроился на работу в международную нефтесервисную компанию Schlumberger. «Работал вахтовым методом, получал больше ста тысяч рублей в месяц, стажировался во Франции. О таком вчерашний выпускник мог только мечтать», — вспоминает Невзоров. Примерно в то же время его друг Михаил Трунов в результате несчастного случая в армии — падения с перекладины — повредил шейные позвонки. С тех пор передвигаться он мог только в инвалидном кресле. Михаил пожаловался Ивану на существенное ограничение в жизни — невозможность самостоятельно подняться по лестнице. Невзоров захотел доказать Михаилу, что возможно все и сдаваться нельзя. В то время после каждой шестинедельной вахты за Полярным кругом у него были три выходные недели в Новосибирске — в эти дни он искал способы и подходы к решению задачи, обозначенной другом.

Над изобретением Иван работал с девушкой Галиной, которая потом стала его женой. Экспериментальное производство развернули в арендованном гараже. Среди первых гипотез: кресла-«тараканы», колеса-«звезды» и даже воздушные подушки. Однако безопасным и относительно простым способом преодоления лестничных подъемов оказались гусеницы — мы привыкли встречать их на вездеходах. Из инструментов на начальном этапе понадобились самые простые: сверлильный станок, болгарка, сварочный аппарат и дисковый отрезной станок. «Стоимость оборудования — это копейки. Аппарат за три тысячи рублей, дрель за две тысячи. Там основные вложения были в разработку, но я ее делал сам, как это оценить?» — вспоминает Невзоров. На создание первого прототипа он заложил три месяца, но ушли символичные девять.

«Проектировал, изготавливал, исправлял, бросал» — так новосибирский предприниматель Иван Невзоров описывает свою жизнь в первые четыре года существования компании. Большую часть времени он провел в гараже с паяльником и за компьютером

Пробный заезд длился несколько минут: гусеницы порвались, коляска не поехала. Иван был уверен, что подход к конструкции выбран верный. Но для достижения желаемого результата нужно разобраться в деталях и уделить проекту полноценное время, а не урывками. А в 2014 году он решил пойти ва-банк и уволиться. План был таков: рассказать о проекте на краудфандинговой площадке Boomstarter, собрать 490 тыс. рублей на производство образцов. Однако идея провалилась. Иван уволился, а нужное финансирование не получил: 147 спонсоров перевели лишь 16% от запрашиваемой суммы. К счастью, на Невзорова обратили внимание местные предприниматели из Новосибирска. Они организовали конкурс социальных проектов с бюджетом в 300 тыс. рублей и пригласили его. Проект Ивана выиграл и получил небольшую первоначальную поддержку.

По замыслу предпринимателя, помимо гусениц кресло должно иметь электропривод. Но тогда нужно разбираться с электроникой и азами программирования. Иван разобрался. Через год коляску оснастили «мозгом» — системой управления. Параллельно с проектированием коляски Иван занимался фрилансом. Он брал работы по специальности и проектировал редукторы, узлы трансмиссии и другие механизмы. Если заказов не было, продавал картошку, сдавал кровь, наряжал к новогодним праздникам елки и торговые центры.

В 2014 году Невзоров официально зарегистрировал компанию ООО «Катэрвиль», внутри они чаще используют написание Caterwil — от двух английских: caterpillar — «гусеница» и wheel (созвучное wil) — «колесо». Название выбрали иностранное, потому что в амбициозных планах Невзорова был выход на международный рынок.

Европейский прорыв

В 2015 году проект получил грант от Фонда содействия инновациям по программе «Старт» в размере одного миллиона рублей. Это дало серьезный импульс, вывело Caterwil на федеральный уровень — о проекте стали говорить в медиа. Все ждали прорыва.

Прорыв случился в Цюрихе, на международных соревнованиях Cybathlon 2016 — аналоге Паралимпийских игр, участники которых используют высокотехнологичные устройства. За несколько месяцев до соревнований Невзоров познакомился с Юрием Ланиным — инвалидом-колясочником, тот пришел устраиваться к нему на работу. Предприниматель уговорил молодого человека участвовать в швейцарских соревнованиях на агрегате Caterwil. Коляска версии того года собрала почти все первоначальные инженерные задумки Ивана: легко передвигалась, имела управление пультом, шагала по лестнице. В Цюрихе на электроколяску-ступенькоход обратило внимание мировое сообщество, а Юрий Ланин занял почетное шестое место. Тогда коляска Caterwil стоила 400 тыс. рублей, а ее европейские аналоги — порядка миллиона.

В том же 2016 году Невзоров запустил полноценный сайт на русском и английском языках, через который клиенты заказывали коляски. Всю поддержку на английском Иван оказывал самостоятельно, так как его сотрудники не владеют иностранными языками. Интерес к коляскам среди клиентов рос постепенно: их видели в публикациях, приходили знакомые знакомых. В дополнение Невзоров завел YouTube-канал, где показывал, что умеет их агрегат и как шагает по лестнице. Городские власти отметили деятельность Невзорова и предоставили ему в безвозмездное пользование небольшой цех.

Любопытный случай произошел годом позже, в 2017-м. Невзоров привез два образца коляски в немецкий город Дюссельдорф на соревнования Cybathlon Experience, которые проходили во время международной выставки реабилитационных технологий Rehacare. Выставка заканчивалась, а на сайт поступила заявка из Италии: мужчина искал коляску для брата-инвалида. Они созвонились. «Когда сможете доставить? — спросил он Невзорова. Тот ответил, что послезавтра. Иван сел за руль и через Австрию доехал до Италии. Клиент был поражен скоростной доставкой за два дня: раньше итальянские компании привозили на тест агрегаты через месяц-другой. «Они живут в приморском городке, а там старые дома, устройство которых внутри напоминает наши сталинки — большие лестницы, высокие пролеты, — объясняет Невзоров. — Он много всего перепробовал, но ни одна коляска по тем лестницам не шла. Уникальность нашей коляски в том, что она управляется пассажиром, не нужны посторонние люди. В Италии много производителей гусеничных подъемников, но ими управляют сопровождающие. Инвалида в коляске цепляют к подъемнику, сопровождающий нажимает на кнопку и транспортирует по лестнице». В итоге итальянец без лишних раздумий купил коляску почти за миллион рублей. «Прямо наличными в евро заплатил за нее сразу», — рассказывает Иван.

В 2019 году Caterwil приобрела цех в 300 квадратных метров, постепенно наращивали мощности. А в 2020 году наконец выпустили ту самую «нереальную» модель GTS 4 WD, которую задумал и с которой начал изыскания Невзоров, — вездеходную электроколяску-ступенькоход на гусеничном ходу, способную перемещаться по бездорожью, снегу, лестницам и легко преодолевать бордюры.

«Если сравнивать полноприводную коляску и джип, то наша коляска в некоторых моментах выигрывает. Например, ни один джип не поднимется по лестнице, тем более не заедет в подъезд или в лифт», — говорит Невзоров. А еще коляска может спокойно наклоняться вбок и на ней можно поехать в лес за грибами. Но самые активные пользователи колясок — жители небольших городов, проживающие в многоквартирных домах с лестничными подъездами: «Если мы говорим о самостоятельном подъеме на второй–пятый этаж хрущевки, то здесь у нас конкурентов нет», — уверен Невзоров. В мегаполисах найти «доступную среду» реальнее: пандусы, подъемники, спуски не всегда, но есть.

Локализация 85%

В компании Caterwil сегодня 35 сотрудников. Всю продукцию они изготавливают на собственном производстве. Сейчас это помещение площадью 2000 квадратных метров, которое компания выкупила. В него въехали в ноябре 2022 года. В стенах завода проходят все циклы. «У нас одни ворота: в них въезжает сырье, а выезжает готовая инвалидная коляска», — описывает процесс новосибирский предприниматель. В большинстве случаев клиенты заказывают кастомизированные коляски: на базу ставят дополнительные опции в зависимости от потребностей и финансовых возможностей.

Производственное помещение делится на несколько цехов. Часть процессов запускают параллельно — для экономии скорости. На старте — зона металлопроката и приема сырья. Сюда привозят трубы, стальные и пластиковые листы, черновой металл, бочки с полиуретаном. Часть сразу отправляют в заготовительный цех. Там идет обычная и лазерная резка, напиливание заготовок. Заготовки передают в сварочный цех, из них производят рамы, механизмы, основные несущие части будущих колясок. Есть цех механической обработки — здесь стоят токарный и фрезерный станки. Часть деталей передают в сварочный цех, где готовят рамы, каркасы, спинки, сиденья. Затем детали едут в покрасочную зону. «У нас своя порошково-полимерная покраска с высоким уровнем износостойкости покрытия», — говорит Иван Невзоров. После покраски изделия передают в сборку.

Параллельно идут процессы в цехе литья. Пресс-формы изготавливают сами — есть специалист, который делает программу для станка с числовым программным управлением. В цехе литья из полиуретана отливают сиденья и другие аксессуары для комфортного пребывания в коляске: подножки, поддержку, части для подлокотников. Почти все детали в конечном виде тактильные и мягкие, их обивают кожей. Кожу закупают у российских поставщиков, отшивают по аутсорсингу в Новосибирске. Там же, в цехе литья, готовят гусеницы. Раньше их закупали у сторонних поставщиков.

Что не производят, а покупают: шины — у компании «Петрошина», диски — в Китае, двигатели — на Тайване, где их собирают под заказ. Пока так выходит выгоднее. Невзоров поясняет: в России есть компании нужного профиля, но «эти предприятия ориентированы в первую очередь на военку, условия производства двигателей для нас абсолютно неконкурентоспособны по сравнению с нашими китайскими партнерами».

Когда собраны верх и низ коляски, их соединяют, готовят «мозги» — блок электроники, пульты, аккумуляторы. Для пультов все готовят на месте, даже силиконовые кнопочки отливают в пресс-формах. «Нужно понимать, что 95 процентов инвалидных колясок в мире используют пульты всего двух компаний. А наша коляска ездит именно на нашей электронике, и это дает нам конкурентные преимущества», — рассказывает Иван.

Изготавливают самостоятельно распайку печатных плат. «Печатные платы — текстолитовые пластины — делают по спецзаказу в Академгородке в компании “Электроконнект”. А мы производим напайку компонентов на платы», — объясняет предприниматель. Собирают аккумуляторы: ячейки покупают, а вот плату, которая управляет зарядом и разрядом ячеек, и сборку ячеек делают сами. В этом году в компании стали производить аккумуляторы повышенной емкости с запасом хода до 50 километров, их стоимость — 90 тыс. рублей, но его можно приобрести отдельно и установить самостоятельно вместо штатного.

Когда готова вся электроника, ее ставят на коляску. С электромонтажного стенда готовый транспорт выезжает самостоятельно. На финальном этапе электроколяску тестируют на беговой дорожке, заставляют приседать под грузом весом 150 килограммов. Затем упаковывают и отвозят клиенту.

Собственное производство электроколяски — процесс недешевый и многоэтапный. Зачем усложнять, не проще ли отдать все на аутсорсинг? Упор на локализацию предприниматель объясняет несколькими факторами. Один из важных — уникальность изделия. Массово коляски производят в Китае. Там компании работают на условиях кооперации — каждое предприятие делает определенную часть — колеса, втулки, рамы, пошив, — а финальную сборку осуществляют на сторонней базе. Ну и качество таких моделей получают соответствующее.

Еще один аргумент — потребность в особой электронике: «В мире нет другого контроллера — бортового компьютера, который мог бы обеспечить те функции, которые нам необходимы для коляски: управление гироскопом и несколькими приводами, взаимодействие всех механизмов и датчиков». Помимо Caterwil гусеницы на платформе используют только три предприятия в мире: в Гонконге, Швейцарии и Франции.

И последняя причина — ограничения из-за пандемии COVID-19 в 2020–2021 годах, которые изменили логистику, в результате часть запчастей стала недоступна. «Те же подножки. Сейчас мы их производим сами. Но мы бы не стали этим заниматься. Продолжали бы покупать подножки, которые делают в Китае для немецкого концерна Meyra, если бы не ковидные ограничения и локдаун, когда нам сказали, что следующую партию отгрузят через полгода. У нас ждали предоплаченные коляски. Пришлось подножки проектировать, изготавливать. С этого момента занялись литьем полиуретана», — рассказывает Иван.

В результате такого мелкосерийного, почти ручного производства себестоимость изделий получается высокой. Затраты на разработку, изготовление пресс-форм и оснастку делятся не на десятки тысяч изделий, а всего на несколько сотен. Иван добавляет: «Изделия очень сложные и содержат большое количество элементов. Например, вездеход-ступенькоход GTS 4WD имеет более 500 наименований составных деталей. Продукты требуют огромных трудозатрат на опытно-конструкторские работы».

Помимо пульта ряд электроколясок Caterwil можно оснастить системой управления подбородком, которая реагирует на движения головы. Систему разработали на их заводе

Бизнес без ограничений

Всего за всю историю компании она произвела 700 электроколясок. Выручка по итогам 2019 года — 34 млн рублей, 2020-го — 50 млн, 2021-го — 80 млн рублей. Рентабельность — примерно 20%. Модельный ряд Caterwil включает 11 видов транспортных изделий. Самая дешевая и портативная модель Lite стоит 123 тыс. рублей — складывается до размера чемодана, весит 29 килограммов, имеет электропривод. Самая дорогая коляска серии GTS 4WD Lux имеет все опции: ступенькоход, вездеходная функция, полный привод, электроподножки, люксовое кресло, семь электрорегулировок положения тела. Стоит она больше миллиона рублей. А для иностранцев в полтора раза дороже. Заказ на подобные коляски приходит один-два раза в месяц — это примерно каждый двадцатый клиент.

Всего в месяц в Caterwil изготавливают 30 аппаратов. Примерно 60% заказов — это коляски со ступенькоходом и полным приводом, их Иван называет бестселлером. Стоимость таких моделей — порядка 400–500 тыс. рублей. Удивительно, что, несмотря на дорогое штучное производство, отечественные модели вполне конкурентоспособны с западными, где аналогичные коляски стоят в полтора-два раза дороже.

Невзоров часто читает в социальных сетях, как пользователи сравнивают цену его электроколяски со стоимостью Lada Priora. В компании прекрасно понимают, что доходы многих нуждающихся граждан неспособны покрыть такую дорогую инвестицию. Поэтому проводят конкурсы среди детей и взрослых. Caterwil уже отправила несколько бесплатных колясок в Карелию, Кинешму, Ханты-Мансийск. В компании призывают клиентов не стесняться и организовывать сборы, обращаться в благотворительные фонды.

В России приобрести коляски инвалидам помогает Фонд социального страхования, Caterwil получил необходимые для этого регистрационные документы. В фонде есть три сценария: сертификаты, субсидии или компенсация. Сумма компенсации приобретения средства реабилитации зависит от региона, может быть в диапазоне 60–80 тыс. рублей — частично хватит на бюджетную модель. Но и такая сумма — большое подспорье для малообеспеченных клиентов. Воспользоваться сертификатом можно при покупке через маркетплейс Ozon. По данным Фонда социального страхования, в 2021 году в России было закуплено 2078 электроколясок на общую сумму 312 млн рублей.

«Очень хорошо Челябинская область поддерживает инвалидов, там много покупают», — говорит Невзоров. Заказывают на Сахалин, в Екатеринбург. Заказы отправляют транспортными компаниями: ПЭК, «Деловые линии». Доставка из Новосибирска в Москву обходится в шесть тысяч рублей, а на Сахалин — в 12–15 тысяч рублей. Иногда коляски приобретают инвалидам-школьникам для свободного перемещения по этажам школы. «И многие одноклассники даже с завистью реагируют на это дело. В общем, машина крутая», — улыбается предприниматель.

Разработка 2022 года — футбольная модель, которая развивает скорость до 10 км/ч и имеет сниженный центр тяжести. На электроколясках Football уже провели соревнования по футболу в Сочи, Нижнем Тагиле, Казани и Ростове-на-Дону.

В этом году также появилась модель Exo c функцией вертикализации — приведения сиденья в вертикальное положение. Функцию эту ждали и просили пользователи. Фонд содействия инновациям выделил грант на разработку. Благодаря новой модели пользователи смогут вести диалог, смотря глаза в глаза собеседнику. И решить бытовые задачи — дотянуться до верхних полок шкафов дома, в магазине, развесить одежду. Функция важна для реабилитации, которую нужно активно вести после получения травмы, тогда будет шанс восстановить хотя бы частично подвижность конечностей. Эта же модель способна принимать горизонтальное положение — нажатие кнопки превращает кресло в кровать.

Caterwil — это нишевая история, все-таки не каждый может позволить коляску за миллион рублей, да и не всем нужны сверхпроходимость и дополнительные опции. С появлением собственных мощностей и большей площади в компании хотят уйти в массовый сегмент. Одна из причин, по словам Невзорова, — «Россия столкнулась с санкциями, у нас пропали немецкие коляски. Мы видим запрос на недорогие, функциональные и качественные устройства и хотим эту нишу занять».

Для выхода на массмаркет компания выпускает еще одну бюджетную модель Ultra — легкую коляску для массового покупателя. Ее цена — от 160 тыс. рублей, есть амортизаторы и регулируемые подлокотники, подножки, спинка. С запуском нового производства предполагают, что в год бюджетных моделей будут делать и продавать от тысячи штук.

В планах Caterwil также активная ориентация на зарубежный рынок. Их продукцию уже покупают в Сингапуре, Венгрии, Германии, Азербайджане, Саудовской Аравии, Китае. В этом году несколько колясок отправились в Колумбию и Индию. В продвижении на иностранные рынки помогают детализированные сайты на английском и немецком языках.

Рынок возможностей

В 2016–2020 годах BusinesStat провел исследование развития в России отрасли средств реабилитации — опор для передвижения и кресел-колясок. Согласно их данным, развитие рынка тормозило низкое качество готовой отечественной продукции, ее несоответствие ожиданиям и потребностям пользователей. Аналитики отметили зависимость отрасли от импорта: зарубежные поставки в 1,2–1,7 раза превышали объемы внутреннего производства.

«В стране в основном производятся кресла-коляски без какого-либо механического привода, а коляски с электроприводом преимущественно покупались за рубежом», — сообщали авторы исследования. Однако осенью 2020 года в Калининградской области открыли фабрику по производству электроколясок Observer, его максимальная мощность — 2500 колясок в год. Конструкция колясок тогда на 60% состояла из комплектующих российского производства, в планах компании — 95-процентная локализация производства.

Генеральный директор Observer (компания производит и ремонтирует реабилитационную технику) Роман Аранин объяснял разницу между их колясками и зарубежными аналогами: «Наши электроколяски недорогие. В розницу — 129 тысяч рублей, через ФСС еще дешевле. Для сравнения: немецкие аналоги стоят 180 тысяч рублей, а самые китайские-закитайские — 75 тысяч рублей. И вот их-то как раз мы массово ремонтируем». Observer также производят коляски-ступенькоходы и коляски-вездеходы. В отличие от Caterwil они не делают колясок с обеими функциями: ступенькоходностью и вездеходностью. Помимо обычного пилотирования с пульта колясками Observer можно управлять наклоном головы, дыханием, подбородком. «Рынок специальных инвалидных колясок в России составляет около 10 тысяч штук, что оценивается в один миллиард двести миллионов рублей в год», — считает Аранин.

Фотографии предоставлены компанией Caterwil

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Украинская экономика зиму переживет Украинская экономика зиму переживет

Экономика Украины рухнула почти вдвое, однако ситуация далека от коллапса

Эксперт
Электромобили наших прадедов: какими были первые электромобили Европы и США Электромобили наших прадедов: какими были первые электромобили Европы и США

Пятерка машин с электрическими моторами, которые стали предвестниками Tesla

CHIP
Бриллианты ищут выход Бриллианты ищут выход

«Алроса» и трейдеры на мировом рынке алмазов пытаются найти обходные пути

Эксперт
Морской путь Морской путь

Что собой представляют круизные лайнеры последнего поколения

Robb Report
Пять осей на службе промышленности Пять осей на службе промышленности

Российская компания разработала и серийно производит пятиосевой 3D-принтер

Эксперт
Как археологи подтверждали Библию Как археологи подтверждали Библию

Археологи подтвердили библейские рассказы

СНОБ
Токи гостеприимства Токи гостеприимства

Такой нетипичный Кавказ

Автопилот
«Так делала моя мама»: как Лукреция Мотт боролась против рабства и угнетения женщин «Так делала моя мама»: как Лукреция Мотт боролась против рабства и угнетения женщин

Лукреция Мотт — женщина, которая посвятила свою жизнь борьбе с дискриминацией

Forbes
Физики построили модель идеального писсуара. Брызг не будет Физики построили модель идеального писсуара. Брызг не будет

Каким должен быть идеальный писсуар

ТехИнсайдер
«Уже не модно»: что случилось с рынком NFT и почему их сложно продать «Уже не модно»: что случилось с рынком NFT и почему их сложно продать

Почему хайп вокруг NFT остался позади?

Forbes
Каменный цветок Каменный цветок

Монохромный минималистичный интерьер от студии DKart

SALON-Interior
Час расплаты: как мир пропустил тревожные звоночки в истории криптобиржи FTX Час расплаты: как мир пропустил тревожные звоночки в истории криптобиржи FTX

Владелец криптобиржи FTX сумел очаровать многих игроков криптомира

Forbes
7 удивительных идей повторного использования стеклянных банок - вам следует их опробовать! 7 удивительных идей повторного использования стеклянных банок - вам следует их опробовать!

Закрутки — не единственный вариант по использованию стеклянной тары

ТехИнсайдер
Туринская Плащаница и исчезновение Клеопатры: 7 мистических находок археологов Туринская Плащаница и исчезновение Клеопатры: 7 мистических находок археологов

Семь самых интригующих находок археологов

ТехИнсайдер
Почему акула выплевывает свой желудок и не умирает? Почему акула выплевывает свой желудок и не умирает?

Когда акулы подвергаются стрессу, они иногда «выплевывают» желудок

ТехИнсайдер
«Предпринимателю нужно быть немного тупым»: Антон Гладкобородов о передаче Coub, закрытии Fridge No More и новом проекте «Предпринимателю нужно быть немного тупым»: Антон Гладкобородов о передаче Coub, закрытии Fridge No More и новом проекте

Главное из интервью серийного предпринимателя Антона Гладкобородова

VC.RU
4 критерия при приеме на работу в Google и советы по составлению резюме от рекрутера IT-гиганта 4 критерия при приеме на работу в Google и советы по составлению резюме от рекрутера IT-гиганта

Как Google отбирает кандидатов и что ищет в их резюме?

Inc.
Золотая клетка: как живут наложницы в современных гаремах Золотая клетка: как живут наложницы в современных гаремах

Джиллиан Лорен полтора года была наложницей министра финансов Брунея

VOICE
День впечатлений День впечатлений

Куда уехать, когда хочется развеяться и узнать что-то новое?

Отдых в России
Турция, Испания, Индия, Япония, Корея: cекреты роскошных волос из разных стран Турция, Испания, Индия, Япония, Корея: cекреты роскошных волос из разных стран

На какие только ухищрения не идут заморские красавицы ради роскошных волос

Лиза
«Личность — это память»: Евгений Водолазкин о своем новом романе и мифологии человека «Личность — это память»: Евгений Водолазкин о своем новом романе и мифологии человека

Писатель Евгений Водолазкин — почему важно за каждым текстом видеть человека

Forbes
«Меню»: гастрономическая сатира с Рэйфом Файнсом на мир богатых и знаменитых «Меню»: гастрономическая сатира с Рэйфом Файнсом на мир богатых и знаменитых

Почему картина «Меню» похожа на лабораторный эксперимент?

Forbes
Обратная сторона ИИ: как нейросети работают в руках кибермошенников Обратная сторона ИИ: как нейросети работают в руках кибермошенников

Искусственный интеллект: какие есть риски и как себя защитить от злоумышленников

ТехИнсайдер
Одна и дети. Как вырастить детей и воспитать себя Одна и дети. Как вырастить детей и воспитать себя

Отрывок из книги Полины Санаева: «Как вырастить детей и воспитать себя»

СНОБ
Ирада Берг: «Соntione-Встреча». Путь художника Ирада Берг: «Соntione-Встреча». Путь художника

Отрывок из книги «Соntione-Встреча» о нашей зависимости от случайностей

СНОБ
Лидия Сандгрен: «Собрание сочинений». Отрывок из дебютного романа, мгновенно ставшего бестселлером Лидия Сандгрен: «Собрание сочинений». Отрывок из дебютного романа, мгновенно ставшего бестселлером

Отрывок из большого романа Лидии Сандгрен

СНОБ
Что такое зомби-клетки и чем они могут быть опасны для нас Что такое зомби-клетки и чем они могут быть опасны для нас

Что стоит за процессом старения и можно ли повернуть его вспять?

Лиза
Как обновить БИОС на материнской плате: все проще, чем кажется Как обновить БИОС на материнской плате: все проще, чем кажется

Обновить БИОС на материнской плате намного легче, чем кажется

CHIP
Царь-вещи России: от книги в 10 тысяч листов до килограммовой монеты Царь-вещи России: от книги в 10 тысяч листов до килограммовой монеты

Книга из десяти тысяч листов, многотонный колокол и другие царь-предметы

Культура.РФ
«Рациональность» «Рациональность»

Отрывок из книги Стивена Пинкера «Рациональность»

N+1
Открыть в приложении