Выставка в музее «Гараж» «Грядущий мир» ищет пути спасения человечества

ЭкспертКультура

«Гараж» как храм нового экоактивизма

Выставка в музее «Гараж» «Грядущий мир: экология как новая политика. 2030–2100» ищет пути спасения человечества

Вячеслав Суриков

Новый выставочный проект в музее «Гараж» интерпретирует непродолжительный период в будущем, когда людям придется смириться с тем, что «у нас нет другой планеты»

В стенах «Гаража» в его новом проекте можно встретить и традиционное изобразительное искусство: «Речной пейзаж с рыбаками» (XVII век) Саломона ван Рейсдала, и картину его современника Карела Дюжардена «Пейзаж с домашним скотом», в котором «человеку отводится скромное место рядом с красивыми, сильными и добрыми домашними животными, которые являются подлинными героями картины». Вместе с гобеленом (кураторы выставки предпочитают именовать его шпалерой), сотканным неизвестным мастером в XVI веке, они составляют триаду классического искусства, в котором художники прошлого манифестировали об «эмансипации природы». Рядом с ними выложена серия из 34 коллотипий Макса Эрнста, в двадцатых годах прошлого века упражнявшегося в придуманной им технике фроттажа, когда карандашом рисуют на бумаге натирающими движениями. Их появление в рамках выставки с названием «Грядущий мир» тоже не случайно. Как мы узнаем из кураторского текста, фроттаж — это художественная форма, «наилучшим образом приспособленная для выражения активных отношений между человеком и внешним миром».

Но основная содержательная часть выставки зиждется на инсталляциях. И самый близкий аналог — аллегорическая живопись, столь распространенная как раз в XVI и XVII веках (еще один ракурс, который задают картины голландцев ван Рейсдала и Дюжардена), когда художник создают визуальный образ, нуждающийся в расшифровке. Каждый объект снабжен подробным описанием — причем прочесть его и, при желании, послушать (на сайте «Гаража» есть и аудиоверсия кураторских текстов) можно еще до визита на выставку. У зрителя есть шанс увидеть «Грядущий мир» подготовленным: он может сразу применить прочтенные или услышанные им трактовки к увиденному на выставке. Или интерпретировать их самостоятельно, что и делают большинство людей при созерцании старинной аллегорической живописи: тот смысл, который закладывал в свое произведение художник, уже недоступен. Мы можем только отдаленно догадываться, что он имел в виду, и предаваться бесконечным интеллектуальным упражнениям в восстановлении языка аллегорий, которым владели люди, жившие почти полтысячи лет назад.

Объекты современного искусства сродни иероглифам — не обязательно концентрироваться на их внешней форме, она может и не претендовать на эстетическую ценность. Инсталляции — это особым образом упакованная информация. Куратор распаковывает ее в своих текстах, которые нам доступны как на самой выставке, так и на сайте. Он толкует значение каждого иероглифа и составляет из них как бы отдельные фразы, которые в свою очередь складываются в развернутый месседж. Таковым, по сути, является любая выставка и в особенности выставка современного искусства. Критерии оценки, которые мы применяем в отношении того или иного текста, существующего в виде сочетания букв, применимы к тексту, который написан в виде инсталляций. Мы оцениваем, насколько он внятен, насколько он стилистически выдержан, и главное — какова его информационная ценность. Узнаем ли мы из него что-то новое, о чем мы не знали прежде?

«Грядущий мир» жестко очерчивает сроки, которые человечество будет вынуждено существовать на планете Земля: 2030–2100 год. Первая — предполагаемая дата исчерпания мировых запасов нефти, вторая — начало заселения человечеством Вселенной и одновременно достижения бессмертия. Вопрос, на который пытаются ответить художники: а что, собственно, делать тем поколениям, которым придется жить именно в этом временном промежутке, когда старая эпоха закончилась, а новая еще не настала? Ответ очевиден: попытаться сберечь ту планету, на которой мы сейчас находимся, не только для себя, но для следующих поколений, у которых так же, как и у нас в случае невозможности жить на этой, не будет возможности переселиться на другие планеты. Для этого нужно начать с того, чтобы думать о самих себе не как о центре и высшей цели мироздания, а как о части глобальной системы, которую человек должен не подчинить себе, а только взаимодействовать с ней, не нарушая не им принятый порядок вещей.

Объект, созданный Сюзан Шуппли, — это двадцать передовиц газеты «Правда», с 26 апреля по 15 мая 1986 года, — от того дня, когда произошла авария на Чернобыльской АЭС, до того дня, когда в газете сделали по этому поводу первую публикацию. И это дословный текст выступления Михаила Горбачева по телевидению, включая вступительные слова: «Добрый вечер, товарищи!» Над первыми полосами советской газеты, с заголовками «По сортам и урожай», «Вернуть былую славу», «Улучшая управление отраслью», «Тяжелеют составы», «Решимость трудящихся» с текстами, описывающими трудовые будни советских людей, сгущается темное облако — мы видим его на видеозаписи. И это не только история замалчивания фактов, это еще и история шока, который переживает технократическая цивилизация в тот момент, когда техника выходит из-под контроля. Шок оказывается настолько сильным, что какое-то время цивилизация предпочитает делать вид, что ничего не происходит, никакой опасности нет, что жизнь идет своим чередом.

«План Обюс» Ле Корбюзье (мы видим на выставке 12 оригинальных планов этого проекта) предполагает строительство зданий, вписанных в природных ландшафт. Архитектура повторяет природные формы, стараясь не нарушать то, что уже было создано до нее, и таким образом сохранить первоначальную гармонию. От человека требуется постичь ее и повторить ее ритм. Скульптуры Михаила Матюшина, ко всему прочему еще и создателя футуристической оперы «Победа над солнцем» (1913), из древесных корней трактуются как «пример сознательного возврата к Природе в эпоху исторического авангарда, более известную неудержимым восторгом перед Машиной». Фотография акции группы «Гнездо», запечатлевшая трех человек, задержавших дыхание на одну минуту в 1977 году в присутствии примерно десяти зрителей. В течение этого времени они экономят около одного литра выдыхаемого углекислого газа, избыток которого грозит климатическими изменениями. Об их последствиях сигнализируют тропические цветы, лежащие под деревом, растущим перед входом в музей (этот объект — дело рук артистического дуэта Allora & Calzadilla из Пуэрто-Рико). Но именно это вызывает эффект, обратный тому, который программировали художники: вместо ужаса перед будущим местные жители скорее жаждут его скорейшего наступления.

Проект «Грядущий мир» свидетельствует о том, что экология — это не только «новая политика», но и новая религия, которая, пусть противоречиво, исповедует финитность существования планеты Земля и тем самым мобилизует человечество. Экоактивизм — из разряда полумаргинальных видов деятельности, на наших глазах он преображается в мейнстрим. У этого движения есть очевидный враг — пластик, который в доселе невиданных масштабах засоряет планету и нарушает естественный ход жизни ее обитателей. Священная метка экоактивистов recyclable («пригодный к переработке) стоит на одной из сторон «Гаража», но на другой стороне к ней примыкает приставка «un» — и тогда слово меняет свое значение на противоположное. Несмотря на то что, по словам директора музея Антона Белова, «Гараж» претендует на то, чтобы быть самым экологичным музеем в мире, готов признать, что в глазах художников он не выглядит таковым — ему есть в чем усовершенствоваться.

Но путь выбран и миссия ясна. «Гараж» в ближайшие пять месяцев намерен стать центром/храмом экоактивизма. Если ты приходишь на выставку и созерцаешь представленные на ней объекты, ты становишься причастным к созиданию нового мира, в котором человек — это только «часть экосистемы». Из заключенной в объекты информации ты извлекаешь знание, которое позволит тебе менять и свое будущее, и будущее планеты в целом уже сейчас. Если в традиционном музее изобразительных искусств мы созерцаем искусство, которое интерпретирует прошлое, то в «Гараже» мы видим объекты, которые интерпретируют будущее. Для этой интерпретации художники создают новый язык. Отчасти в ущерб себе. В отличие от создателей полотен в жанре аллегорической живописи XVI–XVII веков, ценность произведений которых со временем только возрастает, произведения современных художников существуют только в пределах выставки и только в заданном контексте. Стоит им покинуть пределы музея или попасть в новый контекст, с которым они не резонируют, как они утрачивают и смысл, и ценность. Современное искусство тоже требует жертв.

Алексей Народицкий © Музей современного искусства «Гараж»

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Большие планы на детство Большие планы на детство

Акции «Детского мира» вызвали интерес у инвесторов в ходе SPO

Эксперт
Флаг Чехова Флаг Чехова

«Мелихово» — один из главных музеев, посвященных Антону Чехову

Отдых в России
Тысячи и одна ночь Тысячи и одна ночь

Как Instagram стал каталогом секс-услуг, а Telegram — инструментом сутенеров

GQ
Тимур и его столица Тимур и его столица

Как Тимур стал эффективным сити-менеджером

Вокруг света
Что такое речевой дресс-код и как вызвать доверие у собеседника Что такое речевой дресс-код и как вызвать доверие у собеседника

Как и по каким параметрам корректировать свою речь в зависимости от ситуации

РБК
От Рахманинова до рок-группы на ВДНХ: Артемий Артемьев о пути в музыку, учебе у Лукаса и сохранении наследия отца От Рахманинова до рок-группы на ВДНХ: Артемий Артемьев о пути в музыку, учебе у Лукаса и сохранении наследия отца

Сын Эдуарда Артемьева — о влиянии отца и продолжении музыкальной династии

СНОБ
«Скелеты в шкафу: Как наша тайная жизнь управляет явной» «Скелеты в шкафу: Как наша тайная жизнь управляет явной»

В какой момент младенцы начинают хранить тайны лучше шимпанзе

N+1
Что такое «эмоциональное наводнение» и как с ним справиться Что такое «эмоциональное наводнение» и как с ним справиться

Что делать, когда реакция организма на перемены становится чрезмерной?

Psychologies
8 самых красивых японских внедорожников в истории 8 самых красивых японских внедорожников в истории

Невероятные японские внедорожники, не получившие должного внимания

4x4 Club
Этот всеми любимый напиток повышает риск развития деменции в 3 раза: лучше не злоупотреблять! Этот всеми любимый напиток повышает риск развития деменции в 3 раза: лучше не злоупотреблять!

У людей, употребляющих этот напиток ежедневно, наблюдается снижение памяти

ТехИнсайдер
Куда вложить деньги, чтобы они приносили прибыль Куда вложить деньги, чтобы они приносили прибыль

Варианты для инвестиций и пассивного дохода

VC.RU
Мама-предприниматель: какой бизнес чаще выбирают женщины в России Мама-предприниматель: какой бизнес чаще выбирают женщины в России

Почему в современном мире женщинам не нужно выбирать между семьей и карьерой

Inc.
8 самых интересных фильмов и сериалов с Любовью Аксеновой 8 самых интересных фильмов и сериалов с Любовью Аксеновой

Самые запоминающиеся роли Любови Аксеновой

Maxim
Купите это немедленно! Купите это немедленно!

Как нас заставляют приобретать ненужные вещи в «черную пятницу»?

Лиза
Эдуард Ратников — о театре «Одеон» и жизни без больших концертов Эдуард Ратников — о театре «Одеон» и жизни без больших концертов

Эдуард Ратников и его путь от стадионных шоу до мюзиклов

Правила жизни
Экономика падения Берлинской стены Экономика падения Берлинской стены

Поспешная интеграция Восточной Германии в Западную обошлась очень дорого

Монокль
Помогает ли коллаген здоровью суставов и кожи Помогает ли коллаген здоровью суставов и кожи

Что такое коллаген? Нужно ли его пить для здоровья кожи?

ТехИнсайдер
Почему пловцы-профи дышат не на каждом гребке – и надо ли вам делать так же Почему пловцы-профи дышат не на каждом гребке – и надо ли вам делать так же

Почему пловцы так редко дышат во время заплыва?

ТехИнсайдер
Секунда в секунду: почему японские поезда никогда не опаздывают и как им это удается Секунда в секунду: почему японские поезда никогда не опаздывают и как им это удается

В чем кроется секрет пунктуальности японских поездов?

ТехИнсайдер
Как выйти замуж после 50 (в первый раз): личный опыт Как выйти замуж после 50 (в первый раз): личный опыт

Она впервые вышла замуж в 53 года, разрушив все возможные стереотипы

Psychologies
Обзор Geely Tugella: плюсы и минусы, комплектации, фото Обзор Geely Tugella: плюсы и минусы, комплектации, фото

Купе-кроссовер Geely Tugella: что стоит знать о нем

РБК
«Конец Мегафауны: Увлекательная жизнь и загадочная гибель мамонтов, саблезубых тигров и гигантских ленивцев» «Конец Мегафауны: Увлекательная жизнь и загадочная гибель мамонтов, саблезубых тигров и гигантских ленивцев»

Как наших предков заподозрили в истреблении мегафауны

N+1
Янина Жеймо-Костричкина: «Вокруг «Золушки» плелись коварные интриги...» Янина Жеймо-Костричкина: «Вокруг «Золушки» плелись коварные интриги...»

«До последнего вздоха мама оставалась советской гражданкой»

Коллекция. Караван историй
Как растения размножаются Как растения размножаются

Почему одни растения плодятся спорами, а другие семенами?

Наука и жизнь
Система Юпитера: рождение пожирателя миров Система Юпитера: рождение пожирателя миров

Юпитер огромен. Настолько, что сухие цифры его величия ни о чем уже не говорят

Наука и техника
8 профессий, которые нормально освоить мужчине (вопреки стереотипам) 8 профессий, которые нормально освоить мужчине (вопреки стереотипам)

«Женские» профессии, которые становятся все более актуальными и подойдут мужчине

Maxim
Жизнь как путешествие со своим домом Жизнь как путешествие со своим домом

Как предприниматель перепридумал, что такое коттедж

Монокль
Жизнь Ли Жизнь Ли

Кейт Уинслет о своем новом фильме «Ли» и истории Ли Миллер

Grazia
Музей целой Вселенной Музей целой Вселенной

Кирхерианум: что общего у ордена иезуитов и интерактивного музея

Вокруг света
Улыбайтесь! Это раздражает Улыбайтесь! Это раздражает

Попросили стоматологов-ортопедов объяснить, как получить ослепительную улыбку

Собака.ru
Открыть в приложении