Дикая ягода в цене
«Альфа-групп» приобрела контрольный пакет ГК «Русбиоальянс», специализирующейся на сборе и переработке дикоросов. Инвестор планирует вложить в развитие нового бизнеса миллиард рублей и стать лидером на бурно растущем рынке
Инвестиционное подразделение «Альфа-групп» — А1 — приобрело 51% в холдинге «Русбиоальянс», который занимает одну из лидирующих позиций в стране по сбору и переработке дикорастущих ягод и грибов, а также садовых ягод. Сумма сделки не раскрывается, но, по оценкам, долю основателя и генерального директора ГК «Русбиоальянс» Сергея Помелова А1 могла приобрести за четыре миллиарда рублей. Аналитики считают сделку весьма выгодной, несмотря на то что выручка приобретенного актива составляет 1,8 млрд рублей и компания зафиксировала в 2018 году убыток в 155 млн рублей. Во-первых, для такой слабо консолидированной отрасли, как дикоросы, «Русбиоальянс», с его собственными производственными площадками и мощностями компаний-партнеров, расположенными в Карелии, Коми, Архангельской и Вологодской областях и ежегодно обеспечивающими выпуск более 35 тыс. тонн готовой продукции глубокой переработки, является крупным игроком. Во-вторых, рынок дикоросов бурно растет и к тому же с некоторых пор пользуется благосклонным вниманием правительства. «А1 на низком старте может войти в этот бизнес — рынок растет на 15–20 процентов в год, конкуренция на нем сравнительно низкая, а с 1 октября 2019 года в России для ягод и фруктов начнет действовать сниженная ставка НДС в десять процентов», — поясняет Нарек Авакян, начальник отдела инвестиций «БКС Брокер». Наконец, инвестор намеревается усилить потенциал приобретенного актива, вложив в его развитие миллиард рублей. «Стратегия “Русбиоальянса” будет обновлена в соответствии с современным состоянием рынка и российской экономики в целом, но так же, как и раньше, будет нацелена на опережающее развитие и формирование лидерской позиции во всех сегментах рынка, в которых представлена компания», — заявил представитель А1 Марк Шерман.
Придать дикоросам ускорение
Появление А1 на рынке ягод и дикоросов стало знаковым событием для отрасли, и это понятно. У компании, инвестиционный портфель которой охватывает широкий спектр отраслей — от добычи и производства сырья и материалов, производства товаров и услуг народного потребления до телекоммуникационного сектора и технологий, большой опыт повышения капитализации приобретенных активов, улучшения финансовых показателей и качества корпоративного управления. По мнению Натальи Бобылевой, генерального директора НП «Союз заготовителей и переработчиков дикоросов», вхождение в рынок такого крупного игрока, как А1, обладающего дешевыми финансовыми ресурсами, повысит капитализацию отрасли, увеличит объемы производства продукции с высокой добавленной стоимостью и ее экспорт.
«Я бы сказал, что А1 — один из ведущих, если не ведущий эксперт в стране по реализации “специальных” задач, связанных с решением нетипичных экономических и корпоративных ситуаций, — полагает аналитик ГК “Финам” Алексей Коренев. — Именно поэтому А1 заслужила репутацию весьма агрессивного игрока на рынке слияний и поглощений, с огромным потенциалом и развитым инструментарием, используемым для достижения поставленных целей». Под «нетипичной экономической и корпоративной ситуацией» в данном случае аналитик имеет в виду историю создания ГК «Русбиоальянс» и причины ее убыточности.
Дело в том, что «Русбиоальянс» является правообладателем одного из российских брендов замороженных ягод и овощей, число которых можно пересчитать по пальцам одной руки. Речь идет о «Вологодской ягоде», проходящей в настоящее время процедуру банкротства. Еще несколько лет назад «Вологодская ягода» лидировала на рынке, продавая продукции на восемь миллиардов рублей в год. Компания одной из первых сумела масштабировать ягодный бизнес — с пунктами заготовки в разных регионах, линиями по обработке ягод, цехом по производству концентрированных соков и пюре, экспортными поставками в страны Скандинавского полуострова. «Вологодская ягода» контролировала почти половину закупок и переработки дикоросов в стране и 80% рынка по поставкам замороженных грибов и ягод, а ее основателя и директора Андрея Петухова называли «ягодным королем». В 2011 году компания начала реализацию крупного инвестпроекта — строительство девяти производственных объектов общей площадью 40 га, включая три цеха переработки. Однако не успела до кризиса 2014 года, и после того, как банки подняли ставки по выданным кредитам, оказалась на грани банкротства. В 2016 году долги компании, составлявшие 6,5 млрд рублей, выкупил Промсвязьбанк, после чего контроль над уставным капиталом «Вологодской ягоды» перешел к офшорным компаниям братьев Ананьевых — владельцев Промсвязьбанка. А осенью 2017 года банк уступил право требования новому кредитору — компании из Карелии «Русбиоальянс», созданной незадолго до этого. Последняя 20 марта 2018 года подала в Арбитражный суд Карелии заявление о признании «Вологодской ягоды» банкротом с суммой претензий 5,7 млрд рублей.
В связи с этими событиями в прессе высказывались мнения, что «Русбиоальянс» и создавался выходцами из банковской среды для того, чтобы подобрать перспективные активы «Вологодской ягоды». А это, наряду со старым производством мощностью 21 тыс. тонн, грандиозный недостроенный производственный комплекс в Вологодской области. Очевидно, задача оказалась не из легких. По словам Марка Шермана, активы «Вологодской ягоды» перешли во владение «Русбиоальянса» только во второй половине 2018 года, и это не успело отразиться на показателях выручки. Кроме того, в 2018-м и в начале 2019 года в компании прошла реструктуризация, консолидация активов и настройка бизнес-процессов, что не позволило ей реализовать в полной мере потенциал по объемам и эффективности производства. Так или иначе, компании пришлось подыскать нового инвестора.
Как сообщили в «Русбиоальянсе», миллиард рублей инвестиций, обещанных А1, пойдет на пополнение оборотного капитала и финансирование текущих проектов. «Инвестиции могут пойти как на улучшение системы корпоративного управления “Русбиоальянса”, модернизацию сбытовой и логистической сетей, так и на создание новых предприятий глубокой переработки», — развивает эту мысль Алексей Коренев. При этом, по мнению Александра Деева, председателя Ассоциации участников развития отрасли пищевых недревесных и лекарственных ресурсов «Дикоросы», миллиард рублей — это не такие уж и большие средства для того масштабного инвестпроекта, какой затеяла, но не осуществила «Вологодская ягода». То есть речь идет о более локальных проектах. Зато денег инвестора вполне может хватить на поглощение более мелких игроков рынка. «А1 может направить эти средства на модернизацию производства и освоение рынка замороженных продуктов, а также на покупку более мелких производств и привлечение специалистов из отрасли», — полагает исполнительный директор Goldman Group Дмитрий Гелемурзин. В связи с этим Наталья Бобылева даже указывает на опасность монополизации рынка.
С облегченным налоговым бременем
А1 входит в ягодный бизнес на фоне такой меры налогового стимулирования, как снижение с 1 октября 2019 года ставки НДС для ягод и фруктов до десяти процентов. В Союзе заготовителей считают, что эта мера позволит всем отечественным переработчикам дикорастущих пищевых лесных ресурсов сконцентрировать больше средств на расширение и модернизацию собственных производств, а также увеличить объем оборотных средств. Это в какой-то мере уравняет их с переработчиками садовых плодов и ягод. «В отличие от производителей и переработчиков культивируемой ягодной и фруктовой продукции предприятия нашей отрасли не имеют возможности отразить в отчетности вычеты по НДС, связанные с приобретением дикорастущего сырья, — рассказывает исполнительный директор союза Андрей Михайленко. — Ведь единственный источник сырья — закупки у местного населения таежных районов, не являющихся налогоплательщиками по НДС».
Долгое время отрасль находилась в тени, ведь игроки, работающие вбелую, были либо ориентированы на экспорт — с нулевой ставкой НДС, либо несли весь объем налогового бремени, что существенно отражалось на цене дикоросов на розничной полке. «Практически все малые заготовители, а это всевозможные ИП, кооперативы, потребсоюзы, коих в стране насчитывается от десяти до двадцати тысяч, работают без НДС. Но когда они сдают продукцию переработчику либо дистрибутору, цена повышается на двадцать процентов, при этом следующее звено — рестораны, кафе, весь сектор HoReCa — тоже работает без НДС. В результате мы теряем рынок сбыта даже внутри страны и вынуждены на прилавке конкурировать с более дешевой китайской брусникой, клюквой, черникой», — поясняет Александр Деев.
На первый взгляд это кажется странным: как можно конкурировать с ягодой, привезенной из-за рубежа, если своей ягоды море и растет она в лесах и на болотах совершенно бесплатно? Но по факту выходит, что для сбора нашей дикой ягоды нужны серьезные расходы, так как растет она в труднодоступных местах и требует много рабочих рук. Тогда как китайцы, канадцы, чилийцы научились выращивать эти ягоды в искусственных условиях, к примеру, клюкву и бруснику — в воде: технология дешевая, а урожаи большие. «По качеству эти культивируемые ягоды не так богаты полезными веществами, что доказано учеными. К примеру, в искусственно выращенной чернике почти нет зеаксантина — вещества, способного улучшать зрение. Но по цене мы не можем конкурировать с такими ягодами, — продолжает Александр Деев. — Я видел в магазине африканскую чернику по 250 рублей за килограмм, тогда как оптовая цена нашей черники — 300 рублей за килограмм. Наша замороженная клюква стоит от 390 рублей — это от предприятия с НДС, а в торговых сетях канадская продается по 150–190 рублей за килограмм».
В Союзе переработчиков полагают, что уменьшение налогового бремени на фрукты и ягоды до десяти процентов в итоге почувствуют и потребители — без ущерба для качества и безопасности продукции. Но останавливаться на достигнутом не собираются. «Сейчас формируем предложение, чтобы данная мера распространялась и на такие важнейшие для отрасли продукты, как дикорастущие грибы и орехи», — делится планами Наталья Бобылева.
Производители нуждаются в шоковой заморозке
По оценке экспертов, эксплуатационный запас дикорастущего сырья в России достигает 8,5 млн тонн в год, однако в настоящее время от этого объема используется не более шести процентов. И это при том, что спрос на экологически чистую и уникальную продукцию год от года растет во всем мире. О проблемах, которые мешают развиваться отрасли, говорят с прошлого года на заседаниях в Министерстве сельского хозяйства; в частности, обсуждают низкую доступность финансовых ресурсов для участников отрасли, недостаточное развитие инфраструктуры в местах заготовки, высокую долю теневого сектора на этапе сбора дикоросов, отсутствие отечественных технологий переработки, кадровый дефицит. Кроме того, в октябре 2018 года в Госдуму внесен проект федерального закона «О внесении изменений в Лесной кодекс РФ и в закон “О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации”». Проект направлен на устранение пробелов в правовом регулировании заготовки и сбора гражданами лесных ресурсов.
В отрасли уже сегодня задействовано более трех миллионов человек — в основном это те люди, которые несут заготовителям лукошки и ведра с ягодой и грибами за вознаграждение. И только затем в дело включаются более крупные игроки, которым важно сохранить урожай, переработать или заморозить. В том же «Русбиоальянсе» при расширении сети первичных центров заготовки дикоросов будут рассматривать возможность строительства модульных установок для их заморозки. Но таких продвинутых компаний на рынке немного. «В Иркутской области, к примеру, есть один большой хладокомбинат, площади которого почти полностью заняты под крупного дистрибутора, и только одна компания — “Дикая Сибирь” — с прошлого года стала арендовать морозильник под ягоду, — рассказывает Александр Деев. — Практически по всей Сибири отсутствует электронная сортировка, инфраструктуры для работы с дикоросами не хватает, в нее нужно вкладываться». Если же говорить о Якутии, где сосредоточены немалые запасы ягодных богатств, то там до сих пор урожай хранят по старинке — в зимниках с температурой вечной мерзлоты минус семь-восемь градусов, а также в вырубленных в сопках туннелях. Ни о какой шоковой заморозке речи нет.
На этом фоне понятно, почему в структуре рынка замороженных фруктов и ягод в России около 80% мороженой продукции — продукция зарубежного происхождения. Главными ее поставщиками в 2018 году были Сербия (25% в денежном выражении), Белоруссия, Китай (по 22% соответственно) и Египет (21%). При этом растут как объемы ввозимой фруктовоягодной заморозки, так и цены на нее. «Действительно, спрос на замороженные ягоды и фрукты стабильно растет, особенно на фоне продолжающегося падения реальных располагаемых доходов населения и смещения потребительских приоритетов в экономсегмент, — отмечает Алексей Корнеев. — В этом смысле замороженные продукты — хорошая альтернатива свежим фруктам и ягодам. Скорее всего, тенденция сохранится и в ближайшие годы». Что касается роста цен на замороженные фрукты и ягоды, то, по мнению Тимура Нигматуллина, инвестиционного менеджера компании «Открытие Брокер», он был преимущественно обусловлен валютной переоценкой импорта на фоне девальвации рубля из-за санкционных рисков, а также эффектом низкой базы и отложенного спроса после кризисных 2014–2017 годов. А в 2019 году рубль существенно укрепился, что может оказать поддержку отечественному рынку.
«Русбиоальянс», который целенаправленно строит ягодную империю с вертикальной интеграцией, от сбора дикорастущей ягоды и закупки неочищенных ягод, овощей и грибов до глубокой переработки, контроля качества входящего сырья и сотрудничества с крупнейшими производителями молочной и кондитерской продукции, намерен активно участвовать не только в процессах вытеснения с отечественного рынка зарубежных поставщиков замороженных продуктов, но и во внешней экспансии. «Мы не только лидер по импортозамещению, но и экспортно ориентированная компания, которая отгружает продукцию в Европу, Китай. У нас есть контракты более чем с десятью странами, работаем по всем перспективным рынкам сбыта, — говорит директор по взаимодействию с органами власти УК “Русбиоальянс” Анна Позднякова. — А в течение года-двух намерены выйти на уровень выручки пять–шесть миллиардов рублей в год». С ней согласен и Марк Шерман: «“Русбиоальянс” может и должен стать локомотивом импортозамещения, системообразующим игроком на рынке. Северо-Западный регион имеет огромный потенциал увеличения сбора дикорастущей ягоды, что позволит существенно увеличить долю отечественного продукта на рынке замороженных ягод».
Впрочем, в ассоциации «Дикоросы» полагают, что большая часть ягод, грибов и орехов сосредоточена в Сибири, ею и будет прирастать отрасль, в том числе лидеры рынка. По мнению Александра Деева, «Русбиоальянсу» в любом случае понадобится для роста расширять географию присутствия, работать там, где еще никто не работал. И задач впереди еще очень много, в том числе расширение мирового ассортимента, ведь пока из дикоросов только две ягоды имеют уверенные продажи на мировом рынке — клюква и черника, остальные надо продвигать. Есть потенциал у облепихи: в последние годы ее рынок стремительно растет, огромный спрос отмечен в Японии, Южной Корее, Сингапуре. А вот с голубикой маркетинговые проблемы, потому что черника поанглийски называется blueberry — голубая ягода, и надо всем доказывать, что голубика — совсем другая ягода, не менее вкусная и полезная.
ГК «Русбиоальянс» создана в 2017 году на базе предприятий Карелии и Вологодской области. Включает в себя производство замороженных ягод мощностью более 12 тыс. тонн, производство варенья, джемов и наполнителей (14 тыс. тонн в год), завод по выпуску быстрозамороженных овощей и грибов (свыше 21 тыс. тонн в год). Выпускает продукцию под брендами «Вологодская ягода», «Просто здорово», «Карельский продукт», а также под собственными торговыми марками розничных сетей. Активы компании: «Карельский ресурс» (Петрозаводск) — мощности по хранению 12 тыс. тонн продукции, «Карельский продукт» (Петрозаводск) — производство продукции глубокой переработки (14 тыс. тонн в год), «Вологодский продукт» (Вологда) — производство IQF (продукция шоковой заморозки), пюре и концентрированных соков (21 тыс. тонн в год), инвестиционный проект в Вологодской области и площадки по сбору дикорастущей ягоды с собственными складами в Суоярви, Костомукше, Вытегре, Сыктывкаре и других городах.
Выручка — 1,8 млрд рублей.
Число сотрудников — 300 человек.
Фотографии предоставлены ГК «Рус биоальянс»
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl