«Альфа-групп» приобрела контрольный пакет ГК «Русбиоальянс»

ЭкспертБизнес

Дикая ягода в цене

«Альфа-групп» приобрела контрольный пакет ГК «Русбиоальянс», специализирующейся на сборе и переработке дикоросов. Инвестор планирует вложить в развитие нового бизнеса миллиард рублей и стать лидером на бурно растущем рынке

Виктория Безуглова

Инвестиционное подразделение «Альфа-групп» — А1 — приобрело 51% в холдинге «Русбиоальянс», который занимает одну из лидирующих позиций в стране по сбору и переработке дикорастущих ягод и грибов, а также садовых ягод. Сумма сделки не раскрывается, но, по оценкам, долю основателя и генерального директора ГК «Русбиоальянс» Сергея Помелова А1 могла приобрести за четыре миллиарда рублей. Аналитики считают сделку весьма выгодной, несмотря на то что выручка приобретенного актива составляет 1,8 млрд рублей и компания зафиксировала в 2018 году убыток в 155 млн рублей. Во-первых, для такой слабо консолидированной отрасли, как дикоросы, «Русбиоальянс», с его собственными производственными площадками и мощностями компаний-партнеров, расположенными в Карелии, Коми, Архангельской и Вологодской областях и ежегодно обеспечивающими выпуск более 35 тыс. тонн готовой продукции глубокой переработки, является крупным игроком. Во-вторых, рынок дикоросов бурно растет и к тому же с некоторых пор пользуется благосклонным вниманием правительства. «А1 на низком старте может войти в этот бизнес — рынок растет на 15–20 процентов в год, конкуренция на нем сравнительно низкая, а с 1 октября 2019 года в России для ягод и фруктов начнет действовать сниженная ставка НДС в десять процентов», — поясняет Нарек Авакян, начальник отдела инвестиций «БКС Брокер». Наконец, инвестор намеревается усилить потенциал приобретенного актива, вложив в его развитие миллиард рублей. «Стратегия “Русбиоальянса” будет обновлена в соответствии с современным состоянием рынка и российской экономики в целом, но так же, как и раньше, будет нацелена на опережающее развитие и формирование лидерской позиции во всех сегментах рынка, в которых представлена компания», — заявил представитель А1 Марк Шерман.

Придать дикоросам ускорение

Появление А1 на рынке ягод и дикоросов стало знаковым событием для отрасли, и это понятно. У компании, инвестиционный портфель которой охватывает широкий спектр отраслей — от добычи и производства сырья и материалов, производства товаров и услуг народного потребления до телекоммуникационного сектора и технологий, большой опыт повышения капитализации приобретенных активов, улучшения финансовых показателей и качества корпоративного управления. По мнению Натальи Бобылевой, генерального директора НП «Союз заготовителей и переработчиков дикоросов», вхождение в рынок такого крупного игрока, как А1, обладающего дешевыми финансовыми ресурсами, повысит капитализацию отрасли, увеличит объемы производства продукции с высокой добавленной стоимостью и ее экспорт.

«Я бы сказал, что А1 — один из ведущих, если не ведущий эксперт в стране по реализации “специальных” задач, связанных с решением нетипичных экономических и корпоративных ситуаций, — полагает аналитик ГК “Финам” Алексей Коренев. — Именно поэтому А1 заслужила репутацию весьма агрессивного игрока на рынке слияний и поглощений, с огромным потенциалом и развитым инструментарием, используемым для достижения поставленных целей». Под «нетипичной экономической и корпоративной ситуацией» в данном случае аналитик имеет в виду историю создания ГК «Русбиоальянс» и причины ее убыточности.

Дело в том, что «Русбиоальянс» является правообладателем одного из российских брендов замороженных ягод и овощей, число которых можно пересчитать по пальцам одной руки. Речь идет о «Вологодской ягоде», проходящей в настоящее время процедуру банкротства. Еще несколько лет назад «Вологодская ягода» лидировала на рынке, продавая продукции на восемь миллиардов рублей в год. Компания одной из первых сумела масштабировать ягодный бизнес — с пунктами заготовки в разных регионах, линиями по обработке ягод, цехом по производству концентрированных соков и пюре, экспортными поставками в страны Скандинавского полуострова. «Вологодская ягода» контролировала почти половину закупок и переработки дикоросов в стране и 80% рынка по поставкам замороженных грибов и ягод, а ее основателя и директора Андрея Петухова называли «ягодным королем». В 2011 году компания начала реализацию крупного инвестпроекта — строительство девяти производственных объектов общей площадью 40 га, включая три цеха переработки. Однако не успела до кризиса 2014 года, и после того, как банки подняли ставки по выданным кредитам, оказалась на грани банкротства. В 2016 году долги компании, составлявшие 6,5 млрд рублей, выкупил Промсвязьбанк, после чего контроль над уставным капиталом «Вологодской ягоды» перешел к офшорным компаниям братьев Ананьевых — владельцев Промсвязьбанка. А осенью 2017 года банк уступил право требования новому кредитору — компании из Карелии «Русбиоальянс», созданной незадолго до этого. Последняя 20 марта 2018 года подала в Арбитражный суд Карелии заявление о признании «Вологодской ягоды» банкротом с суммой претензий 5,7 млрд рублей.

В связи с этими событиями в прессе высказывались мнения, что «Русбиоальянс» и создавался выходцами из банковской среды для того, чтобы подобрать перспективные активы «Вологодской ягоды». А это, наряду со старым производством мощностью 21 тыс. тонн, грандиозный недостроенный производственный комплекс в Вологодской области. Очевидно, задача оказалась не из легких. По словам Марка Шермана, активы «Вологодской ягоды» перешли во владение «Русбиоальянса» только во второй половине 2018 года, и это не успело отразиться на показателях выручки. Кроме того, в 2018-м и в начале 2019 года в компании прошла реструктуризация, консолидация активов и настройка бизнес-процессов, что не позволило ей реализовать в полной мере потенциал по объемам и эффективности производства. Так или иначе, компании пришлось подыскать нового инвестора.

Как сообщили в «Русбиоальянсе», миллиард рублей инвестиций, обещанных А1, пойдет на пополнение оборотного капитала и финансирование текущих проектов. «Инвестиции могут пойти как на улучшение системы корпоративного управления “Русбиоальянса”, модернизацию сбытовой и логистической сетей, так и на создание новых предприятий глубокой переработки», — развивает эту мысль Алексей Коренев. При этом, по мнению Александра Деева, председателя Ассоциации участников развития отрасли пищевых недревесных и лекарственных ресурсов «Дикоросы», миллиард рублей — это не такие уж и большие средства для того масштабного инвестпроекта, какой затеяла, но не осуществила «Вологодская ягода». То есть речь идет о более локальных проектах. Зато денег инвестора вполне может хватить на поглощение более мелких игроков рынка. «А1 может направить эти средства на модернизацию производства и освоение рынка замороженных продуктов, а также на покупку более мелких производств и привлечение специалистов из отрасли», — полагает исполнительный директор Goldman Group Дмитрий Гелемурзин. В связи с этим Наталья Бобылева даже указывает на опасность монополизации рынка.

С облегченным налоговым бременем

А1 входит в ягодный бизнес на фоне такой меры налогового стимулирования, как снижение с 1 октября 2019 года ставки НДС для ягод и фруктов до десяти процентов. В Союзе заготовителей считают, что эта мера позволит всем отечественным переработчикам дикорастущих пищевых лесных ресурсов сконцентрировать больше средств на расширение и модернизацию собственных производств, а также увеличить объем оборотных средств. Это в какой-то мере уравняет их с переработчиками садовых плодов и ягод. «В отличие от производителей и переработчиков культивируемой ягодной и фруктовой продукции предприятия нашей отрасли не имеют возможности отразить в отчетности вычеты по НДС, связанные с приобретением дикорастущего сырья, — рассказывает исполнительный директор союза Андрей Михайленко. — Ведь единственный источник сырья — закупки у местного населения таежных районов, не являющихся налогоплательщиками по НДС».

Долгое время отрасль находилась в тени, ведь игроки, работающие вбелую, были либо ориентированы на экспорт — с нулевой ставкой НДС, либо несли весь объем налогового бремени, что существенно отражалось на цене дикоросов на розничной полке. «Практически все малые заготовители, а это всевозможные ИП, кооперативы, потребсоюзы, коих в стране насчитывается от десяти до двадцати тысяч, работают без НДС. Но когда они сдают продукцию переработчику либо дистрибутору, цена повышается на двадцать процентов, при этом следующее звено — рестораны, кафе, весь сектор HoReCa — тоже работает без НДС. В результате мы теряем рынок сбыта даже внутри страны и вынуждены на прилавке конкурировать с более дешевой китайской брусникой, клюквой, черникой», — поясняет Александр Деев.

На первый взгляд это кажется странным: как можно конкурировать с ягодой, привезенной из-за рубежа, если своей ягоды море и растет она в лесах и на болотах совершенно бесплатно? Но по факту выходит, что для сбора нашей дикой ягоды нужны серьезные расходы, так как растет она в труднодоступных местах и требует много рабочих рук. Тогда как китайцы, канадцы, чилийцы научились выращивать эти ягоды в искусственных условиях, к примеру, клюкву и бруснику — в воде: технология дешевая, а урожаи большие. «По качеству эти культивируемые ягоды не так богаты полезными веществами, что доказано учеными. К примеру, в искусственно выращенной чернике почти нет зеаксантина — вещества, способного улучшать зрение. Но по цене мы не можем конкурировать с такими ягодами, — продолжает Александр Деев. — Я видел в магазине африканскую чернику по 250 рублей за килограмм, тогда как оптовая цена нашей черники — 300 рублей за килограмм. Наша замороженная клюква стоит от 390 рублей — это от предприятия с НДС, а в торговых сетях канадская продается по 150–190 рублей за килограмм».

В Союзе переработчиков полагают, что уменьшение налогового бремени на фрукты и ягоды до десяти процентов в итоге почувствуют и потребители — без ущерба для качества и безопасности продукции. Но останавливаться на достигнутом не собираются. «Сейчас формируем предложение, чтобы данная мера распространялась и на такие важнейшие для отрасли продукты, как дикорастущие грибы и орехи», — делится планами Наталья Бобылева.

Производители нуждаются в шоковой заморозке

По оценке экспертов, эксплуатационный запас дикорастущего сырья в России достигает 8,5 млн тонн в год, однако в настоящее время от этого объема используется не более шести процентов. И это при том, что спрос на экологически чистую и уникальную продукцию год от года растет во всем мире. О проблемах, которые мешают развиваться отрасли, говорят с прошлого года на заседаниях в Министерстве сельского хозяйства; в частности, обсуждают низкую доступность финансовых ресурсов для участников отрасли, недостаточное развитие инфраструктуры в местах заготовки, высокую долю теневого сектора на этапе сбора дикоросов, отсутствие отечественных технологий переработки, кадровый дефицит. Кроме того, в октябре 2018 года в Госдуму внесен проект федерального закона «О внесении изменений в Лесной кодекс РФ и в закон “О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации”». Проект направлен на устранение пробелов в правовом регулировании заготовки и сбора гражданами лесных ресурсов.

В отрасли уже сегодня задействовано более трех миллионов человек — в основном это те люди, которые несут заготовителям лукошки и ведра с ягодой и грибами за вознаграждение. И только затем в дело включаются более крупные игроки, которым важно сохранить урожай, переработать или заморозить. В том же «Русбиоальянсе» при расширении сети первичных центров заготовки дикоросов будут рассматривать возможность строительства модульных установок для их заморозки. Но таких продвинутых компаний на рынке немного. «В Иркутской области, к примеру, есть один большой хладокомбинат, площади которого почти полностью заняты под крупного дистрибутора, и только одна компания — “Дикая Сибирь” — с прошлого года стала арендовать морозильник под ягоду, — рассказывает Александр Деев. — Практически по всей Сибири отсутствует электронная сортировка, инфраструктуры для работы с дикоросами не хватает, в нее нужно вкладываться». Если же говорить о Якутии, где сосредоточены немалые запасы ягодных богатств, то там до сих пор урожай хранят по старинке — в зимниках с температурой вечной мерзлоты минус семь-восемь градусов, а также в вырубленных в сопках туннелях. Ни о какой шоковой заморозке речи нет.

На этом фоне понятно, почему в структуре рынка замороженных фруктов и ягод в России около 80% мороженой продукции — продукция зарубежного происхождения. Главными ее поставщиками в 2018 году были Сербия (25% в денежном выражении), Белоруссия, Китай (по 22% соответственно) и Египет (21%). При этом растут как объемы ввозимой фруктовоягодной заморозки, так и цены на нее. «Действительно, спрос на замороженные ягоды и фрукты стабильно растет, особенно на фоне продолжающегося падения реальных располагаемых доходов населения и смещения потребительских приоритетов в экономсегмент, — отмечает Алексей Корнеев. — В этом смысле замороженные продукты — хорошая альтернатива свежим фруктам и ягодам. Скорее всего, тенденция сохранится и в ближайшие годы». Что касается роста цен на замороженные фрукты и ягоды, то, по мнению Тимура Нигматуллина, инвестиционного менеджера компании «Открытие Брокер», он был преимущественно обусловлен валютной переоценкой импорта на фоне девальвации рубля из-за санкционных рисков, а также эффектом низкой базы и отложенного спроса после кризисных 2014–2017 годов. А в 2019 году рубль существенно укрепился, что может оказать поддержку отечественному рынку.

«Русбиоальянс», который целенаправленно строит ягодную империю с вертикальной интеграцией, от сбора дикорастущей ягоды и закупки неочищенных ягод, овощей и грибов до глубокой переработки, контроля качества входящего сырья и сотрудничества с крупнейшими производителями молочной и кондитерской продукции, намерен активно участвовать не только в процессах вытеснения с отечественного рынка зарубежных поставщиков замороженных продуктов, но и во внешней экспансии. «Мы не только лидер по импортозамещению, но и экспортно ориентированная компания, которая отгружает продукцию в Европу, Китай. У нас есть контракты более чем с десятью странами, работаем по всем перспективным рынкам сбыта, — говорит директор по взаимодействию с органами власти УК “Русбиоальянс” Анна Позднякова. — А в течение года-двух намерены выйти на уровень выручки пять–шесть миллиардов рублей в год». С ней согласен и Марк Шерман: «“Русбиоальянс” может и должен стать локомотивом импортозамещения, системообразующим игроком на рынке. Северо-Западный регион имеет огромный потенциал увеличения сбора дикорастущей ягоды, что позволит существенно увеличить долю отечественного продукта на рынке замороженных ягод».

Впрочем, в ассоциации «Дикоросы» полагают, что большая часть ягод, грибов и орехов сосредоточена в Сибири, ею и будет прирастать отрасль, в том числе лидеры рынка. По мнению Александра Деева, «Русбиоальянсу» в любом случае понадобится для роста расширять географию присутствия, работать там, где еще никто не работал. И задач впереди еще очень много, в том числе расширение мирового ассортимента, ведь пока из дикоросов только две ягоды имеют уверенные продажи на мировом рынке — клюква и черника, остальные надо продвигать. Есть потенциал у облепихи: в последние годы ее рынок стремительно растет, огромный спрос отмечен в Японии, Южной Корее, Сингапуре. А вот с голубикой маркетинговые проблемы, потому что черника поанглийски называется blueberry — голубая ягода, и надо всем доказывать, что голубика — совсем другая ягода, не менее вкусная и полезная.


ГК «Русбиоальянс» создана в 2017 году на базе предприятий Карелии и Вологодской области. Включает в себя производство замороженных ягод мощностью более 12 тыс. тонн, производство варенья, джемов и наполнителей (14 тыс. тонн в год), завод по выпуску быстрозамороженных овощей и грибов (свыше 21 тыс. тонн в год). Выпускает продукцию под брендами «Вологодская ягода», «Просто здорово», «Карельский продукт», а также под собственными торговыми марками розничных сетей. Активы компании: «Карельский ресурс» (Петрозаводск) — мощности по хранению 12 тыс. тонн продукции, «Карельский продукт» (Петрозаводск) — производство продукции глубокой переработки (14 тыс. тонн в год), «Вологодский продукт» (Вологда) — производство IQF (продукция шоковой заморозки), пюре и концентрированных соков (21 тыс. тонн в год), инвестиционный проект в Вологодской области и площадки по сбору дикорастущей ягоды с собственными складами в Суоярви, Костомукше, Вытегре, Сыктывкаре и других городах.

Выручка — 1,8 млрд рублей.
Число сотрудников — 300 человек.

Фотографии предоставлены ГК «Рус биоальянс»

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Авария в метро Авария в метро

Немецкий ретейлер Metro Сash & Carry сдает позиции и меняет форматы

Forbes

19-летняя девушка сумела вылечиться от онкологии с помощью Анастасии Заворотнюк

Cosmopolitan
Логика инвестирования Логика инвестирования

Сергей Колесников о том, как принимать инвестиционные решения в России

Эксперт
Нателла Крапивина Нателла Крапивина

Нателла Крапивина снимает в Петербурге драму «Кто-нибудь видел мою девчонку?»

Собака.ru
Бориску на царство? Бориску на царство?

Тереза Мэй уходит с поста премьер-министра Соединенного Королевства

Эксперт
Сбой программы Сбой программы

Как распознать гормольный дисбаланс?

Лиза
Хорошо забытое старое Хорошо забытое старое

Для чего во Франкфурте-на-Майне восстановили средневековый облик центра города

Forbes
Electrolux отметил столетний юбилей выпуском коллекции Intuit Electrolux отметил столетний юбилей выпуском коллекции Intuit

Чем хороша новая коллекция Electroluх Intuit

РБК
Рисовая диета Рисовая диета

На сытных и вкусных блюдах из риса можно эффективно худеть

Лиза
Как переустановить Windows: инструкция для чайников Как переустановить Windows: инструкция для чайников

С переустановкой операционной системы справится даже новичок

CHIP
«За 22 года мы ни разу не покупали рекламу»: как московский ресторан Sumosan вырос в международную сеть «За 22 года мы ни разу не покупали рекламу»: как московский ресторан Sumosan вырос в международную сеть

Джанина Волкова рассказала об особенностях ведения семейного бизнеса

Forbes
«Не позорь меня»: почему нам бывает стыдно за других и что с этим делать «Не позорь меня»: почему нам бывает стыдно за других и что с этим делать

Что заставляет нас мучительно краснеть за других и можно ли перестать это делать

Psychologies
В новом формате В новом формате

Гид по Москве: самые модные места и развлечения столицы

Лиза
Уйти туда, не знаю куда: почему 30-летние бросают успешный бизнес и ставят карьеру на паузу Уйти туда, не знаю куда: почему 30-летние бросают успешный бизнес и ставят карьеру на паузу

«Уйти в никуда» — новый черный среди миллениалов

Forbes
«Полёт журавля слышен издалека» «Полёт журавля слышен издалека»

В Китае всегда придавали огромное значение умению владеть кистью

Наука и жизнь
Деньги на счетах, а не в экономике. О чем говорит новый рейтинг РБК 500 Деньги на счетах, а не в экономике. О чем говорит новый рейтинг РБК 500

Крупнейшие компании России вдвое увеличили темпы роста выручки в 2018 году

РБК
30 удовольствий и приключений для двоих 30 удовольствий и приключений для двоих

Пары, которые играют вместе, остаются вместе

Psychologies
Спортсмен года: Александр Овечкин Спортсмен года: Александр Овечкин

Звездный форвард «Вашингтон Кэпиталз» переписывает историю мирового хоккея

GQ
Борис Брейча: «Через мою музыку можно понять, что творится в моей душе» Борис Брейча: «Через мою музыку можно понять, что творится в моей душе»

Мы поговорили с Борисом Брейча о его любви к борщу, музыке и планах на будущее

GQ
Пистолет Лебедева Пистолет Лебедева

Новинка концерна «Калашников» – пистолет Лебедева ПЛ-15

Популярная механика
Дважды в одну реку: стоит ли восстанавливать отношения Дважды в одну реку: стоит ли восстанавливать отношения

Не менее трети пар, расставшись, со временем начинают жалеть об этом

Psychologies
Генетик — о том, можно ли обмануть наследственность и изменить свою ДНК Генетик — о том, можно ли обмануть наследственность и изменить свою ДНК

Как информация, заложенная в генах, влияет на IQ и характер будущего ребенка

РБК
Стоит ли мужчине красить ногти? Стоит ли мужчине красить ногти?

Мальчики, записываемся на ноготочки

GQ
Таинственный должник: кто обвалил прибыль Альфа-банка в 2,5 раза Таинственный должник: кто обвалил прибыль Альфа-банка в 2,5 раза

Причиной сокращения прибыли Альфа-банка в 2,5 раза стали резервы по кредитам

Forbes
«Невозможно быть хорошей для всех»: карьерные советы главы Kraft-Heinz «Невозможно быть хорошей для всех»: карьерные советы главы Kraft-Heinz

О первых шагах в профессии и принципах своей работы

Forbes
Энергия из мусора: как экс-президент «Открытия» будет курировать многомиллиардные проекты в ВЭБе Энергия из мусора: как экс-президент «Открытия» будет курировать многомиллиардные проекты в ВЭБе

Известный финансист Рубен Аганбегян теперь строит карьеру в ВЭБе

Forbes
Греф, его гуру и хвост кенгуру: почему мы обречены на трансформацию Греф, его гуру и хвост кенгуру: почему мы обречены на трансформацию

Михаил Ляховицкий о том, что раньше люди легко обходились без личностного роста

Forbes
Сгорающее поколение. Как нынешние 40-летние сами разрушают свои карьеры и жизни Сгорающее поколение. Как нынешние 40-летние сами разрушают свои карьеры и жизни

Общий синдром нынешних 40-летних топ-менеджеров — тотальная скука

Forbes
Что означает углеродная нейтральность Gucci и Burberry Что означает углеродная нейтральность Gucci и Burberry

Что стоит за решением брендов компенсировать выбросы углекислого газа?

Vogue
6 вопросов к… 6 вопросов к…

Дарья Пухаева, основательница ювелирного бренда Geoma Jewelry

Glamour
Открыть в приложении