Трасса М-11 стала испытательным полигоном для беспилотных грузоперевозок

ЭкспертАвто

Дальнобойщики смогут расслабиться

Трасса М-11 (Москва — Санкт-Петербург) стала испытательным полигоном для беспилотных грузоперевозок. И соревнованием «СтарЛайна», КамАЗа и «Сберавтотеха» на лучшую систему робовождения

Александр Астапов

Тягачи КамАЗ оснащены собственным робопилотом четвертого уровня, подразумевающим вмешательство водителя в экстренных ситуациях. И при движении на нероботизированных участках трассы, само собой — например, на объезде Твери по участку М-10. TASS

На трассе М-11 «Нева» (Москва — Санкт-Петербург) дан старт автономным грузоперевозкам беспилотными автомобилями. М-11 назначена «цифровой песочницей» для проекта «Беспилотные логистические коридоры». До 2024 года перевозки будут осуществляться в рамках экспериментального правового режима (ЭПР). Расходы на реализацию программы из федерального бюджета на этот срок — 5,2 млрд рублей, включая создание перегрузочных хабов в подмосковных Химках и в поселке Шушары (Ленинградская область) и «роботизацию» самой магистрали. До сих пор не закончен северный обход Твери, поэтому пока, до конца следующего года, придется выезжать на участок «неинтеллектуальной» трассы М-10 в ручном режиме. Запланированный же Минтрансом на этот год объем автоматизированных грузоперевозок по М-11 шестью машинами — 32,7 млн тонно-километров за 2500 проездов. В 2024-м намечается увеличить объемы более чем вчетверо вдвое большим количеством роботраков.

О том, что представляет собой «грузовая» беспилотность, «Эксперт» уже писал (см. «Киберпанк на дорогах», № 25 за 2021 год). Напомним кратко. В отличие от беспилотных такси, опирающихся в основном на собственный интеллект и лишь отчасти на треки спутниковой навигации, роботраки обладают относительно урезанной бортовой системой в пользу внешней. Вовне же умная дорога включает в себя центр управления, отслеживающий изменения на дороге в режиме реального времени (автоматически, но под контролем диспетчеров) и вносящий их в высокоточную цифровую карту трассы, а также координирующий между собой транспортные средства посредством 5G-связи. Разработка, к слову, отечественная: цифровой двойник магистрали создан РосдорНИИ и компанией «СофтТелематика».

Таким образом, лидаров и радаров машине требуется меньше, бортовой компьютер не столь мощный — зато обмен информацией на всем протяжении дороги с диспетчерской и «внешним мозгом» более плотный. Водитель при этом сидит в кабине, но занят только на въезде и съезде с трассы, а также в качестве экспедитора.

Такой робопилот дешевле «городского», а вот умная дорога, по разным оценкам, стоит от 5 до 20 млн рублей за каждый километр. Главное же преимущество «радиоуправления» в возможной скорости движения, намного большей, чем 60 км/ч, по сей день непреодолимого барьера для беспилотных такси. Кроме того, на магистрали, проходящей вне городской застройки, куда меньше возможных опасных ситуаций, что требует меньшего времени на обучение машины ездить, а потому меньший «вступительный взнос» для желающих войти в тему, которая впоследствии может стать серьезным бизнесом для производителей робокомплектов.

Робопилот «СтарЛайна» установлен на тягач Mercedes, но, как и аналогичная система «Сберавтотеха», может быть приспособлен к любому «дальнобойному» грузовику. TASS

Ожидается, что беспилотность повысит эффективность перевозок. Уже на первом этапе оптимизированный ИИ-режим движения позволит экономить топливо, увеличит среднюю скорость, а главное — кардинально сократит аварийность. В дальнейшем же это даст возможность круглосуточного движения с минимумом остановок на дозаправку. Пока же об экономической эффективности говорить рано: по официальным данным на конец 2021 года, расчетная цена беспилотного КамАЗа-54907 с четвертым уровнем автономности составляла порядка 19 млн рублей (в два с лишним раза больше обычного тягача). Сейчас же, по данным неофициальным, — около 20 млн, это тоже вдвое больше цены грузовика-носителя (но уже более простого, модели 54901).

Очень дорого, но эффект масштаба должен многократно снизить цену «беспилотной» части. И не только благодаря внедрению тысяч «дальнобойных» тягачей. Аналогично устроены «автопилоты» автомобилей для технологических (внутризаводских, складских, портальных, карьерных) и арктических перевозок, работу над которыми ведут КамАЗ, «Урал», «Эвокарго» и другие. А эти сегменты представляются едва ли не более перспективными в экономическом плане. Технологическому транспорту, движущемуся по закрытым территориям, дешевле обустроить умную дорогу, арктическим же она и вовсе не нужна: диспетчерский пульт и «внешний мозг» обустраиваются в машине, ведущей караван. Даже при нынешней относительно низкой зарплате водителей (но уже проступившем дефиците кадров и малой популярности профессии у молодых) такие системы могут окупаться быстрее «дальнобойных», а подавно роботакси и рободоставщиков.

В «дальнобойном» же эксперименте на М-11 участвуют КамАЗ, «СтарЛайн», «Глобалтрак лоджистик», «Магнит», «Газпромнефть-снабжение», ПЭК и оператор дороги «Автодор». В ближайшем будущем к ним присоединится «Сберавтотех».

Итак, четыре логистические компании, оператор умной дороги и три разработчика робота-дальнобойщика. Кто первый из троицы? КамАЗ первый получил одобрение типа транспортного средства, а 14 июня три его тягача перевезли первый груз с максимальной скоростью 90 км/ч. Поездка прошла успешно и даже с опережением графика на час, стационарные системы сопровождения тоже показали себя как надо. Вот только к этому моменту тягачи «СтарЛайна» и «Сберавтотеха» не первый месяц ездили по трассе («СтарЛайн» так и вовсе заявил о начале испытаний на М-11 в октябре 2021 года). А 13 июня грузовик «СтарЛайна» был продемонстрирован прессе (компания назвала мероприятие «открытыми испытаниями», пройдя под наблюдением журналистов участок от Зеленограда до Твери. Всего же в тот день машина прошла 684 км со средней скоростью 65 км/ч. КамАЗ же тестировал технику на своих площадках и полигоне НАМИ. В основном на своей закрытой площадке тестировали технику и в «Сберавтотехе», официально включившемся в «гонку грузовиков» позже других, осенью прошлого года. И вслед за КамАЗом сертифицировали свою технику. Чей робот совершеннее — покажет только практика грузоперевозок, в процессе которых будет и совершенствоваться софт, а возможно, и меняться конфигурация харда — лидаров, радаров, инерционных датчиков…

В планах правительства — создать к 2030 году сеть из 19,5 тыс. километров «беспилотных» федеральных дорог, включая грузовой коридор, соединяющий Москву и Санкт-Петербург с Западным Китаем. На протяжении которого «дальнобойщикам» придется лишь изредка контролировать матчасть и дозаправлять автомобили. По дороге попивая кофе да раскуривая сигару, а может, и макая ее в стакан с коньяком.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Смогут ли Россия и Китай понять друг друга Смогут ли Россия и Китай понять друг друга

Как повернуть систему подготовки кадров на Восток?

Эксперт
Сильная слабая Сильная слабая

Даша Янина — казалось бы, эта девочка родилась, чтобы быть счастливой...

OK!
Зачем Приштина усиливает давление на Белград Зачем Приштина усиливает давление на Белград

Приштина нацелена окончательно решить косовский вопрос в свою пользу

Эксперт
Тактильные часы Готфрида Вильгельма Лейбница Тактильные часы Готфрида Вильгельма Лейбница

Текст и рисунки рукописи Лейбница относятся к часам оригинальной конструкции

Наука и жизнь
Камера! Мотор! Якутия! Камера! Мотор! Якутия!

Чем любопытны киноленты из Республики Саха?

Эксперт
Простота по-французски Простота по-французски

Десерты не должны быть чересчур сложными и концептуальными

Bones
Хакеры выставляют на маркетплейсах ловушки Хакеры выставляют на маркетплейсах ловушки

Продавцы Wildberries и Ozon жалуются на массовые взломы их личных кабинетов

Эксперт
«Байденомика» против «трампономики» «Байденомика» против «трампономики»

Чья экономическая политика выгоднее для США

Деньги
Тихая роскошь Тихая роскошь

Респектабельный интерьер в духе загородного дома

SALON-Interior
Все о ДТП: что это, какими бывают, причины и штрафы Все о ДТП: что это, какими бывают, причины и штрафы

Что такое ДТП, какие бывают виды автоаварий и от чего зависит ответственность

РБК
Изменить будущее: что такое трансформационные игры и почему стоит их попробовать Изменить будущее: что такое трансформационные игры и почему стоит их попробовать

Трансформационные игры — просто забава или способ поменять свою жизнь?

VOICE
Я — сноб: актер Аскар Ильясов Я — сноб: актер Аскар Ильясов

Аскар Ильясов рассказал о синергии, умении включать эмпатию и о «Наполеоне»

СНОБ
3 правильных способа быстро сделать штробу в стене 3 правильных способа быстро сделать штробу в стене

Собрались заменить проводку в квартире или доме? Значит придется штробить стены

CHIP
Женская линия Женская линия

Приглашенных главреда у нас сегодня два. Вернее, две: Юлия и Анна Пересильд

Psychologies
Красота по-японски Красота по-японски

В чем суть ключевых понятий японской эстетики?

Вокруг света
СДВГ может иметь эволюционные преимущества СДВГ может иметь эволюционные преимущества

СДВГ в высокой степени передается по наследству

ТехИнсайдер
Горькая правда Горькая правда

«Я узнала, что муж изменяет, абсолютно случайно». Истории читательниц

Лиза
Чай Чай

Чай можно не только пить, но и использовать в приготовлении еды

Здоровье
Десерты с wow-эффектом Десерты с wow-эффектом

Кондитер — профессия, где я смогла полностью реализовать свои способности

Bones
Пыль метеорита и фрагменты Эйфелевой башни: 10 самых интересных медалей Олимпиад Пыль метеорита и фрагменты Эйфелевой башни: 10 самых интересных медалей Олимпиад

Олимпийские медали претерпели немало изменений, а некоторые вошли в историю

Forbes
Тоник и тонер – не одно и то же Тоник и тонер – не одно и то же

Как мы заблуждаемся при использовании этих средств

Лиза
Что это было? Почему ученый отказалась от карьеры ради воспитания приемных детей Что это было? Почему ученый отказалась от карьеры ради воспитания приемных детей

Почему люди отказываются от карьеры ради воспитания приемных детей

СНОБ
Родительская забота песочных ос не ограничилась кормлением Родительская забота песочных ос не ограничилась кормлением

Потомство ос, оставленное с едой, но без взрослых, погибало чаще

N+1
Можно ли найти любовь с помощью ChatGPT? Интервью с выпускником РГГУ Александром Жаданом, которому это удалось Можно ли найти любовь с помощью ChatGPT? Интервью с выпускником РГГУ Александром Жаданом, которому это удалось

Как Александру удалось приручить дейтинг-приложение за 120 часов разработки?

Правила жизни
Витамин юности: что такое ретинол Витамин юности: что такое ретинол

Ретинол: чем же он хорош для кожи и как эффективнее всего его использовать

Psychologies
Суд идет. Какие фильмы были основаны на громких процессах Суд идет. Какие фильмы были основаны на громких процессах

Откуда взялось право «хранить молчание», как журналисты стали частью следствия?

СНОБ
Замасливание пупка: как работает экзотический тренд и помогает ли он похудеть Замасливание пупка: как работает экзотический тренд и помогает ли он похудеть

Может ли простое масло помочь похудеть и лучше себя чувствовать?

VOICE
Александр Басалыгин Александр Басалыгин

Особняк на Кадетской линии Васильевского Александр Брюллов перестроил под себя

Собака.ru
«Болезнь медового месяца»: что такое посткоитальный цистит и как его распознать и вылечить «Болезнь медового месяца»: что такое посткоитальный цистит и как его распознать и вылечить

Почему возникает посткоитальный цистит?

VOICE
Идеальный дом Идеальный дом

Модная классика и экостиль: квартира с двумя террасами

SALON-Interior
Открыть в приложении