Трасса М-11 стала испытательным полигоном для беспилотных грузоперевозок

ЭкспертАвто

Дальнобойщики смогут расслабиться

Трасса М-11 (Москва — Санкт-Петербург) стала испытательным полигоном для беспилотных грузоперевозок. И соревнованием «СтарЛайна», КамАЗа и «Сберавтотеха» на лучшую систему робовождения

Александр Астапов

Тягачи КамАЗ оснащены собственным робопилотом четвертого уровня, подразумевающим вмешательство водителя в экстренных ситуациях. И при движении на нероботизированных участках трассы, само собой — например, на объезде Твери по участку М-10. TASS

На трассе М-11 «Нева» (Москва — Санкт-Петербург) дан старт автономным грузоперевозкам беспилотными автомобилями. М-11 назначена «цифровой песочницей» для проекта «Беспилотные логистические коридоры». До 2024 года перевозки будут осуществляться в рамках экспериментального правового режима (ЭПР). Расходы на реализацию программы из федерального бюджета на этот срок — 5,2 млрд рублей, включая создание перегрузочных хабов в подмосковных Химках и в поселке Шушары (Ленинградская область) и «роботизацию» самой магистрали. До сих пор не закончен северный обход Твери, поэтому пока, до конца следующего года, придется выезжать на участок «неинтеллектуальной» трассы М-10 в ручном режиме. Запланированный же Минтрансом на этот год объем автоматизированных грузоперевозок по М-11 шестью машинами — 32,7 млн тонно-километров за 2500 проездов. В 2024-м намечается увеличить объемы более чем вчетверо вдвое большим количеством роботраков.

О том, что представляет собой «грузовая» беспилотность, «Эксперт» уже писал (см. «Киберпанк на дорогах», № 25 за 2021 год). Напомним кратко. В отличие от беспилотных такси, опирающихся в основном на собственный интеллект и лишь отчасти на треки спутниковой навигации, роботраки обладают относительно урезанной бортовой системой в пользу внешней. Вовне же умная дорога включает в себя центр управления, отслеживающий изменения на дороге в режиме реального времени (автоматически, но под контролем диспетчеров) и вносящий их в высокоточную цифровую карту трассы, а также координирующий между собой транспортные средства посредством 5G-связи. Разработка, к слову, отечественная: цифровой двойник магистрали создан РосдорНИИ и компанией «СофтТелематика».

Таким образом, лидаров и радаров машине требуется меньше, бортовой компьютер не столь мощный — зато обмен информацией на всем протяжении дороги с диспетчерской и «внешним мозгом» более плотный. Водитель при этом сидит в кабине, но занят только на въезде и съезде с трассы, а также в качестве экспедитора.

Такой робопилот дешевле «городского», а вот умная дорога, по разным оценкам, стоит от 5 до 20 млн рублей за каждый километр. Главное же преимущество «радиоуправления» в возможной скорости движения, намного большей, чем 60 км/ч, по сей день непреодолимого барьера для беспилотных такси. Кроме того, на магистрали, проходящей вне городской застройки, куда меньше возможных опасных ситуаций, что требует меньшего времени на обучение машины ездить, а потому меньший «вступительный взнос» для желающих войти в тему, которая впоследствии может стать серьезным бизнесом для производителей робокомплектов.

Робопилот «СтарЛайна» установлен на тягач Mercedes, но, как и аналогичная система «Сберавтотеха», может быть приспособлен к любому «дальнобойному» грузовику. TASS

Ожидается, что беспилотность повысит эффективность перевозок. Уже на первом этапе оптимизированный ИИ-режим движения позволит экономить топливо, увеличит среднюю скорость, а главное — кардинально сократит аварийность. В дальнейшем же это даст возможность круглосуточного движения с минимумом остановок на дозаправку. Пока же об экономической эффективности говорить рано: по официальным данным на конец 2021 года, расчетная цена беспилотного КамАЗа-54907 с четвертым уровнем автономности составляла порядка 19 млн рублей (в два с лишним раза больше обычного тягача). Сейчас же, по данным неофициальным, — около 20 млн, это тоже вдвое больше цены грузовика-носителя (но уже более простого, модели 54901).

Очень дорого, но эффект масштаба должен многократно снизить цену «беспилотной» части. И не только благодаря внедрению тысяч «дальнобойных» тягачей. Аналогично устроены «автопилоты» автомобилей для технологических (внутризаводских, складских, портальных, карьерных) и арктических перевозок, работу над которыми ведут КамАЗ, «Урал», «Эвокарго» и другие. А эти сегменты представляются едва ли не более перспективными в экономическом плане. Технологическому транспорту, движущемуся по закрытым территориям, дешевле обустроить умную дорогу, арктическим же она и вовсе не нужна: диспетчерский пульт и «внешний мозг» обустраиваются в машине, ведущей караван. Даже при нынешней относительно низкой зарплате водителей (но уже проступившем дефиците кадров и малой популярности профессии у молодых) такие системы могут окупаться быстрее «дальнобойных», а подавно роботакси и рободоставщиков.

В «дальнобойном» же эксперименте на М-11 участвуют КамАЗ, «СтарЛайн», «Глобалтрак лоджистик», «Магнит», «Газпромнефть-снабжение», ПЭК и оператор дороги «Автодор». В ближайшем будущем к ним присоединится «Сберавтотех».

Итак, четыре логистические компании, оператор умной дороги и три разработчика робота-дальнобойщика. Кто первый из троицы? КамАЗ первый получил одобрение типа транспортного средства, а 14 июня три его тягача перевезли первый груз с максимальной скоростью 90 км/ч. Поездка прошла успешно и даже с опережением графика на час, стационарные системы сопровождения тоже показали себя как надо. Вот только к этому моменту тягачи «СтарЛайна» и «Сберавтотеха» не первый месяц ездили по трассе («СтарЛайн» так и вовсе заявил о начале испытаний на М-11 в октябре 2021 года). А 13 июня грузовик «СтарЛайна» был продемонстрирован прессе (компания назвала мероприятие «открытыми испытаниями», пройдя под наблюдением журналистов участок от Зеленограда до Твери. Всего же в тот день машина прошла 684 км со средней скоростью 65 км/ч. КамАЗ же тестировал технику на своих площадках и полигоне НАМИ. В основном на своей закрытой площадке тестировали технику и в «Сберавтотехе», официально включившемся в «гонку грузовиков» позже других, осенью прошлого года. И вслед за КамАЗом сертифицировали свою технику. Чей робот совершеннее — покажет только практика грузоперевозок, в процессе которых будет и совершенствоваться софт, а возможно, и меняться конфигурация харда — лидаров, радаров, инерционных датчиков…

В планах правительства — создать к 2030 году сеть из 19,5 тыс. километров «беспилотных» федеральных дорог, включая грузовой коридор, соединяющий Москву и Санкт-Петербург с Западным Китаем. На протяжении которого «дальнобойщикам» придется лишь изредка контролировать матчасть и дозаправлять автомобили. По дороге попивая кофе да раскуривая сигару, а может, и макая ее в стакан с коньяком.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«У нас все сделано для того, чтобы производить здесь» «У нас все сделано для того, чтобы производить здесь»

Глава OSQ Group Евгений Токаренко — о том, что делать, когда впереди вся жизнь

Эксперт
В поисках рифмы: каким получился музыкальный фильм про Пушкина с Юрой Борисовым В поисках рифмы: каким получился музыкальный фильм про Пушкина с Юрой Борисовым

Святослав Иванов рассказывает, каким получился байопик с Юрой Борисовым

Forbes
Спортивный интерес Спортивный интерес

Как банки улучшают привилегии для своих премиальных клиентов

Деньги
Тянут на себя Тянут на себя

Типаж у этих актеров разный, а сила их харизмы примерно одинакова

VOICE
Зачем Приштина усиливает давление на Белград Зачем Приштина усиливает давление на Белград

Приштина нацелена окончательно решить косовский вопрос в свою пользу

Эксперт
Надежда Васильева: Нельзя персонажей просто одевать в нарядные тряпки Надежда Васильева: Нельзя персонажей просто одевать в нарядные тряпки

Надежда Васильева о создании костюмов для современных сказок

Ведомости
Налоговая хочет больше Налоговая хочет больше

ФНС сможет арестовывать имущество еще до начала выездной проверки

Эксперт
Связанные одной целью Связанные одной целью

Можно ли в одном организме объединить несколько разных существ?

Вокруг света
Молодость навсегда Молодость навсегда

Важные бьюти-ингредиенты, которые помогают нам дольше оставаться молодыми

Лиза
5 вопросов, которые помогут достичь эмоциональной близости в отношениях 5 вопросов, которые помогут достичь эмоциональной близости в отношениях

Вопросы для определения уровня взаимопонимания и эмоциональной связи с партнером

Inc.
Актив меж двух океанов Актив меж двух океанов

Как строили и распоряжались Панамским каналом

Деньги
Страшно влиятельный доктор Страшно влиятельный доктор

Из чего 105 лет назад появился первый хоррор

Weekend
«Казус белых» на российском рынке вина «Казус белых» на российском рынке вина

На российском винном рынке красные вина постепенно уступают место белым

РБК
Как найти свое счастье: бесценные научные советы Как найти свое счастье: бесценные научные советы

Формула счастья будет уникальной для каждого человека. Но как найти свою?

Psychologies
Зеленый древесный питон Зеленый древесный питон

Наш герой – зеленый, или древесный, питон – вид ромбических питонов

Знание – сила
Капризная, упрямая… Капризная, упрямая…

Мадмуазель мода и мсье стиль идут по жизни рука об руку

Знание – сила
Победа без победителя: кто одержал верх в Палестине? Победа без победителя: кто одержал верх в Палестине?

Замороженный кризис в Газе можно смело назвать «конфликтом без победителей»

Монокль
Курс капитана Курс капитана

Как живут капитаны круизных лайнеров

Men Today
Морщины ни при чем Морщины ни при чем

Почему не стоит переживать из-за морщин и над чем стоит поработать

Afternoon Seasons of life
Квазивалютный долг Квазивалютный долг

Экспортеры предъявили спрос на квазивалютный долг

Ведомости
Ученые: у будущих поколений мужчин пенис будет длиннее! И вот как это возможно Ученые: у будущих поколений мужчин пенис будет длиннее! И вот как это возможно

Как может измениться будущее мужской анатомии?

ТехИнсайдер
Евгения Громова: «Интересно жить свою жизнь – это уже поступок» Евгения Громова: «Интересно жить свою жизнь – это уже поступок»

Евгения Громова о смелости, режиссерском опыте и важности личных границ

VOICE
«Несвяточные рассказы» и смешной роман о непростом выборе «Несвяточные рассказы» и смешной роман о непростом выборе

Книги о волшебстве, мошенничестве, зороастрийской магии и Италии

Ведомости
Нос к носу Нос к носу

Дочка и папа. Актриса и художник. Двойное интервью Сергея и Маши Цигаль

Afternoon Seasons of life
Неисправимый романтик Неисправимый романтик

Луи Гаррель про борьбу с аэрофобией, работу с Венсаном Касселем и тюленя

Grazia
Макар Хлебников Макар Хлебников

Макар Хлебников об экспедиции в Якутию, шаманских обрядах и работе с Борисовым

Grazia
Александр Талыпов: «Риск получения тяжёлой черепно-мозговой травмы значительно выше при падении на затылок и ударе в область виска» Александр Талыпов: «Риск получения тяжёлой черепно-мозговой травмы значительно выше при падении на затылок и ударе в область виска»

Как понять, насколько пострадал упавший человек? Какие бывают травмы головы?

Здоровье
Дай лапу, друг! Дай лапу, друг!

Самые подходящие питомцы для каждого знака Зодиака

Лиза
Игра цвета Игра цвета

Гармоничный диалог жизни и искусства в проекте квартиры для молодого бизнесмена

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Встречают по одежке? Встречают по одежке?

Что скрывается за этикеткой бутылки и как дизайн влияет на восприятие продукта

РБК
Открыть в приложении