«Черный сад» раздора
Какими рисками для России чреваты мирные соглашения Армении и Азербайджана
Армения и Азербайджан стремительными темпами выходят на подписание мирного соглашения: его залогом становится отказ Еревана от Нагорного Карабаха («Карабах» в переводе с тюркско-персидского означает «Черный сад»; армяне называют эту территорию Арцахом). Собственно, Армения за тридцать лет так и не определилась с юридическим отношением к своей «священной земли предков», так что сейчас осталось просто признать Карабах в составе Азербайджана, по сути подписав акт о капитуляции в войне 2020 года.
Этой весной переговоры ощутимо активизировались на всех уровнях. Президент Азербайджана Ильхам Алиев и премьер-министр Армении Никол Пашинян совершили несколько раутов под патронажем США и Европы, которые явно оказывают давление на армянскую сторону, вынуждая ее соглашаться на мир без каких-либо условий. Просьбы Пашиняна учесть права жителей Карабаха, по всей видимости, вряд ли будут сопровождаться какими-то обязательствами со стороны Баку.
Подтвердили стороны свои позиции и на заседании Высшего Евразийского экономического совета в Москве в присутствии всех лидеров стран — участниц ЕАЭС. Казалось бы, можно лишь порадоваться за наших соседей, которые наконец пришли к соглашению после стольких лет кровной вражды и взаимной ненависти. Однако есть обстоятельства, которые вынуждали Владимира Путина почти незаметно морщиться под камерами, выслушивая диалог кавказских коллег.
Действительно, Россия долгое время выступала за мир между Арменией и Азербайджаном, предлагала различные варианты и схемы, но неизменно получала отказ — в первую очередь от армянской стороны. Однако в основе всех сценариев неизменно лежали интересы местных жителей и признание права населения Арцаха жить и работать на своей земле, не опасаясь войны и блокады. Поэтому вопрос о статусе непризнанного государства следовал только за перемирием, выносился на многие годы вперед, чтобы сама история рассудила народы.
В нынешнем же варианте соглашения Карабах планируется передать Азербайджану практически насильно. Причем у Еревана просто нет и не может быть таких полномочий, а власти самой республики не собираются ни сотрудничать с азербайджанцами, ни уходить со своей земли. Это может спровоцировать новую войну, в которой, похоже, готовы принять участие многие жители Армении, мнение которых расходится с позицией премьера. Надо думать, в Баку предпочтут силовую акцию гуманитарной.
Договоренность на таких условиях означает либо боестолкновения, либо окончание миротворческой миссии России и вывод наших войск из региона. Причем с учетом угроз Пашиняна в адрес ОДКБ и его прозападной позиции мы вполне можем расстаться и со своей 102-й военной базой в армянском Гюмри, то есть в перспективе уступить регион американцам или туркам. Картину дополняет и предсказуемый рост антироссийских настроений в Армении, поскольку наши симпатизанты сразу обвинят Москву в неспособности или нежелании оказать поддержку местным патриотам.
Позиции наших «западных коллег» очень сильны: подписание такого мирного договора при любых раскладах влечет за собой и хаотизацию региона, и высвобождение плацдарма для движения к границам России. В данном случае динамика переговорного процесса играет против Москвы. Однако мы пока не видели текста соглашения и лишь высказываем предположения о возможных угрозах.
Пашинян делает то, для чего пришел
Во второй половине мая премьер-министр Никол Пашинян сделал целую серию заявлений, из которых стало ясно, что армянское правительство готово признать Нагорный Карабах частью Азербайджана, если получит гарантии безопасности его армянского населения в обмен на признание границ Армении.
Это промежуточный итог ряда переговоров армянской и азербайджанской сторон о мирном договоре, результаты которых пока остаются неизвестными широкой публике. Данный процесс при посредничестве России, США и Евросоюза был запущен в марте 2022 года после призывов правительства Армении и на основе совместного заявления о полном прекращении военных действий в Карабахе.
Напомним, базовый документ подписали Владимир Путин, Ильхам Алиев и Никол Пашинян 9 ноября 2020 года, после 44-дневной войны, в ходе которой азербайджанская армия заняла часть территории Карабаха, включая город Шушу. По итогам ноябрьского соглашения под контроль Азербайджана в дополнение к отвоеванной территории вернулись еще несколько районов, а вдоль линии соприкосновения и в Лачинском коридоре (единственной транспортной артерии, связывающей Армению и Карабах) разместили российских миротворцев.
Но это было лишь перемирие. Настоящего мирного соглашения со взаимным признанием границ и собственно урегулированием конфликта нет до сего дня. Некоторые наблюдатели полагают, что Ереван постоянно принуждают к диалогу: и серией силовых акций азербайджанской стороны в карабахской зоне, и дипломатическим давлением извне.
В 2023 году стычки и обстрелы в Карабахе продолжались, причем с жертвами и пленными с обеих сторон. Активизировалась и переговорная активность. В частности, министры иностранных дел Азербайджана Джейхун Байрамов и Армении Арарат Мирзоян встретились 1 мая в пригороде Вашингтона и провели переговоры при посредничестве госсекретаря США Энтони Блинкена. Поводом стала ситуация в Лачинском коридоре, где 23 апреля Азербайджан установил свой КПП на границе с Арменией, фактически ограничив движение между ней и Карабахом и взяв население региона — 120 тыс. армян — в блокаду.
Затем переговоры прошли в Брюсселе, где посредником выступил глава Евросовета Шарль Мишель. К поддержке Европы и США в мирном процессе обращаются все стороны, тем более что на протяжении тридцати лет ситуацию пытались урегулировать в рамках Минской группы ОБСЕ (Россия, США и Франция).
Но сейчас именно Пашинян все активнее переводит переговорный контур на западные площадки. И похоже, в Вашингтоне и Брюсселе стремятся форсировать подписание мирного договора, несмотря на очевидные риски для Армении.
До сих пор значительная часть армянского общества не готова принять решение Пашиняна и отказаться от Арцаха. Еще жестче на ситуацию смотрят из Степанакерта, столицы Нагорного Карабаха. Национальное собрание и президент Арцаха Араик Арутюнян в своем обращении к гражданам Армении и международному сообществу призвали соблюдать право своего народа на самоопределение. «Признание Арцаха в составе Азербайджана является одной из красных линий, которые, мы уверены, остаются такими для большинства армян. Основным руководством для Республики Армения в действиях и позициях по вопросу Арцаха должна быть воля народа Арцаха», — заявил Арутюнян.
Ряд политических деятелей страны также высказались в поддержку правительства Арцаха. В частности, Арцвик Минасян, один из лидеров старейшей партии «Дашнакцутюн», заявил, что Пашинян не имеет права делать подобные антинациональные заявления от имени армянского народа.
Не согласно с премьером и армянское духовенство. «Признав Республику Арцах в составе Азербайджана, власти Армении неизбежно поставят наших братьев и сестер в Арцахе перед новым геноцидом и лишением Родины. Независимость Арцаха, построенная ценой крови и борьбы наших детей, территории Армении не подлежат торгу», — прокомментировал ситуацию Верховный духовный совет Армянской Апостольской церкви.
Осудили мирный план правительства и представители одной из самых влиятельных армянских диаспор во Франции.
Но переговорщики будто не слышат всех этих возражений.
Две войны Карабаха
Вопрос, как армяне смогут принять расставание с Арцахом, история которого была предельно мифологизирована в последние тридцать лет и стала частью постсоветской идентичности для жителей государства, сейчас тревожит всех.
Первая Карабахская война, которая шла с 1992 по 1994 год, закончилась победой Армении и образованием непризнанной Нагорно-Карабахской Республики на территориях бывшей Нагорно-Карабахской автономной области Азербайджана. Под контроль Армении также отошли азербайджанский анклав Нахичевань, несколько приграничных сел в Газахском районе, Кельбаджарский, Лачинский, Кубатлинский, Джебраильский, Зангеланский и частично Агдамский и Физулинский районы Азербайджана. Баку же захватил единственный армянский анклав Арцвашен и незначительную часть Карабахской автономии. В ходе боевых действий с армянской стороны погибло или пропало без вести более 6000 человек, Азербайджан потерял порядка 15 тыс. своих граждан.
С тех пор армянское население спорных и приграничных территорий вынуждено было жить, опасаясь ответного удара со стороны все более усиливающегося в экономическом и военном плане Азербайджана. А в Баку лелеяли реваншистские настроения.
Эйфория от победы не позволила Еревану урегулировать конфликт с Баку. В то же время Армения так и не признала НКР, способствуя, в определенном смысле, шаткому положению республики.
В сентябре 2020 года Азербайджан начал полноценную операцию по возвращению своих территорий. Политическую и военную поддержку ему оказала Турция, предоставив технику, а также советников и инструкторов. В зоне военных действий были замечены и сирийские наемники. Против них выступили Вооруженные силы Армении, Армия обороны НКР, пограничные войска и подразделения полиции. На стороне НКР также воевали армянские добровольцы из Армении и ряда других стран. Но эту войну они проиграли. Азербайджанцам удалось взять под контроль значительные территории, включая часть НКР и город Шушу. Каждая сторона потеряла, по разным оценкам, от 3000 до 5000 погибшими.
Боевые действия, по сути, удалось остановить только после вмешательства Москвы. Соглашение о прекращении огня предусматривало ввод российских миротворцев параллельно с выводом армянских вооруженных сил из НКР. Фактически Москва спасла Нагорный Карабах от полного поражения.
Права Арцаха
Многие аналитики объясняют ту катастрофу отсутствием у Еревана политической воли к борьбе за интересы непризнанной Нагорно-Карабахской Республики. Пашинян, придя к власти, всячески принижал значение независимости Карабаха для армянской государственности. А когда началась война, тормозил ввод военных подразделений в зону конфликта.
В те дни многие армянские патриоты прямо называли политику премьерминистра предательской. Однако впоследствии Пашинян не только смог справиться с плохо организованными и немногочисленными протестами, но и выиграл очередные выборы. У оппозиции не было и до сих пор нет сильного лидера, который сумел бы объединить недовольных.
И сегодня Пашинян продолжает идти на уступки Алиеву, считает политолог Грант Мелик-Шахназарян. По его мнению, Баку выдвигает максималистские требования, а Пашинян их удовлетворяет и делает это под патронажем европейской и американской дипломатии.
Однако все разговоры о так называемой территориальной целостности Азербайджана полностью противоречат Уставу ООН, императивным нормам международного права, историческому прогрессу и просто здравому смыслу, отмечает Рубен Заргарян, кандидат исторических наук, советник министра иностранных дел НКР, чрезвычайный и полномочный посланник. «Основанные на фальсификациях и ничем не обоснованные территориальные претензии Азербайджана на Республику Арцах следует рассматривать как неуместные, неприемлемые и не соответствующие поиску взаимоприемлемых решений по вопросу заключения мирного договора. Попытка ставить под сомнение независимость республики преступна», — сказал Заргарян «Эксперту».
С точки зрения советника министра, в 1991 году бывшая Азербайджанская ССР распалась на два независимых государства — Нагорно-Карабахскую Республику и Азербайджанскую Республику. Республика Арцах (НКР) образовалась в результате всенародного референдума о государственной независимости, проведенного в Нагорном Карабахе 10 декабря 1991 года в полном соответствии как с международным правом, так и с законодательством еще существовавшего в тот момент СССР. Независимость Республики Арцах была подтверждена еще на двух референдумах, в 2006 и 2017 годах.
Полу чается, Азербайджан хочет включить территорию независимого Нагорного Карабаха в свой состав силой, отмечает эксперт. С конца 2020 года Азербайджан не прекращает попыток запугать и выдавить население из республики. «Азербайджан подверг Республику Арцах тотальной террористической спланированной блокаде, перекрыв единственную “дорогу жизни” — международно признанный Лачинский коридор, связывающий Арцах с Арменией и цивилизацией», — говорит Заргарян.
В Арцахе считают, что ничем не объяснимое и не оправданное затягивание окончательного признания со стороны международного сообщества давнымдавно состоявшейся республики ведет к эскалации азербайджанской агрессии и гибели людей, иначе конфликт был бы давно урегулирован. Заргарян уверен, что республика будет себя защищать. Вот только хватит ли ей собственных ресурсов для этого?
Враги и союзники Арцаха
Далеко не все в Армении готовы помогать НКР ценой напряжения всех сил. Пашиняна поддерживают прозападно ориентированные граждане. Свою популярность он завоевал в том числе на отрицании политики карабахских элит в Армении, которых подозревают в коррупции и злоупотреблении властью. Премьер выступал против всего комплекса идей, связанных с национально-патриотическими настроениями, по мнению сторонников Пашиняна, маскирующими непотизм в стране.
Всю свою жизнь нынешний глава правительства боролся с бывшим президентом Армении, выходцем из Степанакерта Сержем Саргсяном. В 2018 году разразился политический кризис: Саргсян отработал два президентских срока, но планировал остаться у власти на посту премьер-министра. В пользу этой должности были перераспределены властные полномочия в результате изменений Конституции. Последовали митинги и демонстрации, которые многие наблюдатели считают типичной «цветной революцией» на постсоветском пространстве. В итоге под давлением улицы Саргсян согласился уйти в отставку, уступив место Пашиняну. Поддержку новому лидеру Армении оказали многочисленные НКО и НПО, финансируемые западными странами и американской организацией USAID. В дальнейшем Пашинян просто добивал старые кланы и, в частности, карабахские элиты.
Надо также заметить, что в Армении выросло поколение молодых людей, для которых защита Карабаха не является приоритетом национальной политики. Им гораздо важнее международные связи, западные инвестиции, ориентация на ЕС и США, а не на Россию.
Конечно, в стране есть и другие люди. Их приверженность идее защиты суверенитета достаточно сильна — и они связывают его с удержанием Арцаха от посягательств Азербайджана. Ориентация на Россию у них также сохраняется. Примером может быть Хачик Асрян — лидер партии «Армянские Орлы. Единая Армения».
В сентябре–октябре 2020 года добровольческий отряд под его командованием защищал район Арцаха Мартуни и целый месяц держал линию обороны, не сдавая ее азербайджанским войскам. Сейчас Асрян находится в Сюнике, на армяно-азербайджанской границе, где сохраняется опасность очередной эскалации. «Эксперт» связался с Хачиком Асряном, и он заверил, что его отряд будет защищать интересы Армении до конца в случае любой агрессии со стороны Азербайджана.
Вероятно, и другие армянские патриоты встанут на защиту интересов Арцаха и Армении в случае конфликта. А значит, результатом мирного договора может стать третья карабахская война.
Повороты большой игры
Патриотические силы в Армении продолжают ожидать решительных действий Москвы. Многие считают, что именно Россия должна четко обозначить свои интересы в Закавказье. Тогда политика Азербайджана, даже при поддержке Турции, не была бы столь агрессивной.
Пашинян пользуется слишком сдержанным отношением России, считает руководитель Аналитического центра стратегических исследований и инициатив (Ереван), эксперт РСМД Айк Халатян. «Сегодняшняя ситуация — это результат недальновидной и безынициативной политики России», — уверен он. Москва должна решительнее помогать пророссийским силам на Кавказе. И не стоит бояться обвинения во вмешательстве: США и другие западные страны не стесняются влиять на внутреннюю политику Армении, отмечает эксперт.
Тем не менее Пашинян умело играет на ожиданиях, которые на данном этапе не оправдываются. Ранее армянский премьер обвинил ОДКБ в том, что именно эта организация отказывается признавать «территориальную целостность Азербайджана», включающую в себя и Карабах. Подразумевая, что даже Москва не имеет определенности на этот счет, куда уж Еревану.
По мнению научного сотрудника Института социально-политических исследований стран Черноморско-Каспийского региона Владимира Новикова, Пашинян делает все, чтобы переложить ответственность за отсутствие мирного соглашения с Азербайджаном на Россию. «С лета 2022 года Пашинян делал упор на то, что должен быть создан международный механизм диалога по урегулированию армяно-азербайджанского конфликта. Но такого механизма нет и не может быть», — указывает эксперт.
Пашинян намеренно выносит проблему на уровень, где она уже не сможет контролироваться Москвой. Более того, окончательный мандат российским миротворцам так и не определен, в том числе из-за позиции Еревана. Хотя азербайджанская сторона не раз обвиняла Россию в том, что ее контингент занимает проармянскую позицию.
«Получается, палки в колеса нашей миротворческой миссии вставляют не только из Баку, но и из Еревана», — констатирует Владимир Новиков. В итоге в блокаде Лачинского коридора, в неспособности решить эту проблему обвиняют российских миротворцев, у которых связаны руки. Он подчеркивает, что нынешнее руководство Армении намеренно отстранилось от решения карабахской проблемы, понизив переговорный процесс с обсуждения вопроса статуса НКР до вопроса безопасности этнических армян в Арцахе-Карабахе.
Вероятно, эти решения продиктованы из США. Американцев на данном этапе устроит любой вариант действий армянской власти. Но передать Карабах в состав Азербайджана, быстро и без учета реалий, взорвать ситуацию в Ереване, тем самым ослабив Россию, — в приоритете. Поэтому, вероятно, Вашингтон оказывает давление и на Баку. Влияние США на Азербайджан достаточно велико, отмечает Халатян. С этим соглашается и Владимир Новиков.
Одновременно на позицию Азербайджана могут воздействовать и через Турцию. Не нужно забывать, что Синан Оган, азербайджанец по крови, набрал на президентских выборах более 5% голосов. И от его позиции во многом зависит, кто будет следующим президентом Турции. Вполне возможно, что между Баку и Анкарой уже состоялись переговоры по поводу проблемы Карабаха и взаимодействия Азербайджана с Арменией.
К слову, для Реджепа Эрдогана ситуация не вполне благоприятная. Его заверения в дружбе с Россией несколько расходятся с вероятным обострением азербайджано-армянских противоречий. Новиков допускает, что в Анкаре согласились на конфликт в обмен на поддержку со стороны Огана.
Турция могла бы активно повлиять на ситуацию, учитывая более высокие ставки в геополитическом соперничестве с США за лидерство в регионе. Обстоятельства благоприятствуют более глубокому обсуждению безопасности Южного Кавказа между Турцией, Россией, Ираном и Китаем. Если рассуждать чисто теоретически, Анкара могла бы гарантировать безопасность Армении без необходимости отказываться от Арцаха. Однако Эрдоган на это не пойдет, считают эксперты.
Айк Халатян подчеркивает, что Москве не стоит рассчитывать на помощь Эрдогана в урегулировании конфликта в пользу Армении. Не надо забывать, что Турция — страна НАТО. И даже если Эрдоган продержится у власти еще один срок, за это время Турция из НАТО не выйдет, зато Россия рискует получить на Южном Кавказе мощнейшее усиление Запада.
Но и оказать НКР военную поддержку означает открыть второй фронт, что также вполне устроит США. В случае, если Степанакерт пойдет на обострение отношений с Ереваном, а Россия его в этом поддержит, есть риск испортить отношения как с Азербайджаном, так и с действующей властью в Армении. В случае же раскола армянского общества на два враждующих лагеря страна может сорваться в масштабный политический кризис. Вероятно, такой сценарий тоже в интересах Вашингтона.
В Москве это понимают и сохраняют хладнокровие, которое со стороны порой может выглядеть как отказ от своих интересов. Но Россия не может действовать через голову армянского правительства. В конце концов, Путин не должен быть заинтересован в безопасности Армении больше, чем Пашинян или армянский народ, который выбрал такого премьера.
Из Москвы предупреждают: главное для Запада — вытеснить Россию с Южного Кавказа, а не обеспечить безопасность и процветание региона в долгосрочной перспективе. Об этом на заседании Совета министров обороны ОДКБ заявил министр обороны России Сергей Шойгу. И привел пример «гражданской» миссии ЕС в Армении, в которую включены военные и сотрудники спецслужб.
Пока Россия еще остается главным гарантом безопасности на Кавказе. Но самое главное, в Баку, Ереване и Анкаре должны понимать, что выстраивающаяся система евразийской безопасности и торговли, куда помимо России входят Китай и Иран, а вслед за ними и Индия, сулят региону куда большие перспективы, чем попытки США в очередной раз поджечь «Черный сад».
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl