Компания CarMoney проведет листинг на Мосбирже

ЭкспертБизнес

CarMoney ищет капитал

Компания CarMoney, предоставляющая микрозаймы под залог автомобилей, проведет листинг на Мосбирже. Вслед за ней выйти на биржу могут другие МФО, лизинговые компании и ломбарды

Александр Столяров

CarMoney нужно пополнить капитал, чтобы продолжать расти

Компания «СмартТехГрупп» (СТГ, владелец МФК CarMoney) проведет прямой листинг на Мосбирже 3 июля. Всего компания выставит на продажу акции общей стоимостью 600 млн рублей. Это примерно 10% капитала компании.

Листинг вместо IPO

CarMoney вместо ранее планируемого IPO проведет прямой листинг, при котором на бирже размещаются не новые, только что выпущенные акции, а те, которые уже есть у акционеров. По данным, опубликованным в СМИ, бумаги продадут основатели компании Антон Зиновьев и Сергей Ситников. Привлеченные деньги пойдут на приобретение акций дополнительной эмиссии, которая состоится в тот же период. В результате число бумаг у продающих акционеров восстановится. Часть привлеченных денег пополнит капитал CarMoney, часть останется у продающих бумаги акционеров.

Согласно эмиссионным документам, Зиновьеву принадлежит 22,87% акций СТГ, Ситникову — 9,2%. Изначально СТГ принадлежала кипрской CarMoney CY, но в 2022 году она перешла в собственность Зиновьева и других акционеров.

Портфель займов CarMoney по итогам 2022 года достиг 4,4 млрд рублей. По размеру портфеля компания занимает десятое место среди российских МФО — об этом говорит рейтинг «Эксперт РА». У лидера рынка, компании «ОТП Финанс», портфель в 12 раз крупнее.

В CarMoney «Эксперту» рассказали, что по результатам 2022 года общая сумма выданных ими займов превысила 3 млрд рублей, а по итогу первого квартала 2023-го общий объем займов увеличился на 15% год к году и составил 812,5 млн рублей. Портфель CarMoney за предыдущий год вырос на 9,7%, в то время как весь рынок МФО — на 11%.

CarMoney могла выбрать прямой листинг по той причине, что он значительно дешевле IPO. Компании не надо платить за андеррайтинг, маркетинг, у нее не будет посредников. При этом прямой листинг не исключает IPO в будущем. Антон Зиновьев заявил «Эксперту», что решение о проведении прямого листинга было принято потому, что он, в отличие от облигационных займов, позволяет компании увеличивать собственный капитал.

Акции компании во время листинга будут продаваться поэтапно, с заранее установленным увеличением цены и объема последующего транша. Всего на бирже разместят 21 заявку с начальной ценой 2,37 рубля за акцию и конечной ценой 3,16 рубля. CarMoney обещает платить инвесторам дивиденды — 50% чистой прибыли за год.

В начале 2023 года CarMoney уже привлекла 229 млн рублей по закрытой подписке на инвестиционной платформе Rounds. Эта платформа позволяет вкладывать деньги в стартапы небольшим частным инвесторам.

Машины под залогом

CarMoney была основана в 2016 году. Тогда проект возглавил Эдуард Гуринович, сооснователь сервиса CarPrice, онлайн-аукциона по продаже подержанных машин. CarMoney официально позиционируется как финтех-компания, предоставляющая «сложный» продукт, — платформа, где можно оформлять быстрые займы под залог автомобиля. При этом заложенным автомобилем можно пользоваться. Автомобиль продается, только если клиент больше не может возвращать долг.

Многие российские МФО дают займы под различный залог. Например, до 2017 года популярным видом залога была недвижимость. Однако потом законодательно оформлять такие кредиты запретили.

Займы под залог автомобилей в России тоже не редкость. Их дают и различные микрофинансовые организации, и даже банки. ПТС в некоторых случаях отдается владельцу машины, в некоторых — остается у компании, предоставившей заем. Однако все эти компании обычно заключают с клиентами договоры лизинга или даже купли-продажи. Машина в случае просрочек по кредиту переходит им. CarMoney же заключает договор займа. Автомобиль в случае просрочки CarMoney не забирает, у компании нет стоянок для хранения машин. Если платить нечем, машину продает сам собственник, и часть вырученных средств остается у него (если, конечно, суммы хватило, чтобы покрыть долг и проценты).

Одно из отличий CarMoney от других МФО в том, что займы под залог машины здесь единственный вид бизнеса. У CarMoney нет собственных офисов. Займы выдаются через сеть агентствпартнеров — автоломбардов, ювелирных ломбардов. Всего CarMoney сотрудничает с 2000 партнерскими офисами в 72 регионах России. Там можно заключить договор, показать автомобиль.

Такая модель используется некоторыми компаниями из США. Представители CarMoney перед запуском в России изучали аналогичный американский опыт: летали в Калифорнию, где наблюдали за проектами Loanmart и TitleMax. Через сайт Loanmart можно оформить два вида кредита — наличными и в рассрочку. Кредиты выдаются только тем, у кого зарплата составляет не менее 1000 долларов США. Loanmart выдает кредиты сама под залог машины, а также связывает клиентов с «независимыми» кредиторами.

Клиентами TitleMax, компании из штата Джорджия, как правило, были самые бедные слои населения, бравшие займы под залог машины на повседневные нужды. В 2016 году Бюро финансовой защиты потребителей оштрафовало TitleMax на 9 млн долларов «за введение в заблуждение клиентов». Компания не раскрывала истинную стоимость займов и рассказывала клиентам, как можно уменьшить ежемесячные платежи по процентам, но скрывала, что это увеличит срок выплаты всего долга.

Личные нужды

Клиенты CarMoney могут получить заем в размере от 50 тыс. до 1 млн рублей — 85% от оценочной стоимости автомобиля. Средняя сумма займа — 277 тыс. рублей.

Средневзвешенная ставка по кредиту немаленькая — 88% годовых. Это в разы больше, чем ставки в банках. Однако для рынка микрофинансирования она не так велика. В России с 1 июля текущего года разрешили устанавливать ставки не более чем по 0,8% в день, то есть максимальная ставка на этом рынке составляет 292% годовых.

Люди соглашаются, так как оформить такие кредиты можно за 20–30 минут. Как правило, такие займы берут на очень короткий срок, чтобы не платить большие проценты.

В CarMoney говорят, что 30% их кредитного портфеля — это займы, выданные частным предпринимателям и самозанятым. Эти предприниматели в любом случае выступают как физлица, юридические лица компания не кредитует. Какая часть из них берет деньги на развитие бизнеса, в CarMoney не пояснили. Однако известно, что 56% клиентов компании тратят займы на личные нужды — ремонт жилья, лечение, учебу, еще 14% рефинансируют таким способом займы других МФО. В CarMoney утверждают, что доля просроченных кредитов составляет порядка 13–15%.

Клиенты сервиса на сайтах отзывов (например, на Otzovik.com) жалуются, что CarMoney оценивает автомобили заметно ниже средней их стоимости по рынку. А автору этой статьи после исследования официального сайта CarMoney начали приходить СМС с предложением получить деньги под залог авто.

То, что компания CarMoney выдает займы под залог автомобилей, делает ее бизнес устойчивым. Стоимость б/у автомобилей растет. А это значит, что компания ничего не теряет, если через какое-то время обанкротившийся клиент будет продавать заложенное авто.

В CarMoney заявляют, что они ожидают дальнейшего роста всех финансовых показателей за счет масштабирования бизнеса. Компания уже сделала основные инвестиции в IT, в результате сейчас основные продажи ведутся через собственную онлайн-платформу. Далее компания собирается продолжать увеличивать продажи и повышать рентабельность. Объем рынка займов под залог автомобилей в России, по оценкам CarMoney, составляет 1,9 трлн рублей. Компания занимает всего 4% от общего потенциального объема рынка залоговых займов.

Ранее CarMoney выпускала облигации. Сейчас в обращении находятся два выпуска на 680 млн рублей. Погашение одного из них состоится в 2024 году, второго — в 2025-м. Доходность облигаций, которые погашаются в 2024 году, составляет 12,58%, доходность бумаг с погашением в 2025-м — 13,33%. Но облигационные займы не подходят, если надо пополнить капитал.

По словам директора департамента корпоративных финансов инвесткомпании «ИВА Партнерс» Артема Тузова, рентабельность в отчетности у CarMoney по сравнению с классическими МФО ниже. При этом и дефолтность существенно ниже (оценки основываются на структуре затрат компании, качестве залогов и размеров займов и ставок).

По оценкам эксперта, планируемая капитализация компании — около 7,9 млрд рублей (напомним, пока в ходе листинга ставка делается на капитализацию 6 млрд рублей). «Консервативные инвесторы в капитал могут купить бумаги и по текущей цене, поскольку планируемые темпы роста позволяют уже к 2025–2027 годам получить привлекательные мультипликаторы и дивидендную доходность», — говорит Тузов.

Однако есть у компании и недостатки. Бизнес по выдаче микрозаймов очень конкурентный. Компании приходится конкурировать и с другими МФО, которые часто готовы пойти на все, чтобы завладеть новыми клиентами, и с крупными банками, у которых гораздо более серьезные финансовые возможности.

Микрофинансы и лизинг штурмуют биржу

Конкуренцию на фондовом рынке CarMoney в ближайшее время могут составить другие микрофинансовые организации, а также готовящие IPO лизинговые компании и ломбарды.

Как объяснил руководитель управления аналитики финансовых рынков и премиального обслуживания сервиса «Газпромбанк Инвестиции» Андрей Ванин, в 2023 году в России ожидается 10 IPO, до 2025 года впервые выпустить акции могут 40 новых компаний. В основном это финтех-компании и ретейлеры, а также микрофинансовые компании и компании, предоставляющие лизинговые услуги.

Есть шанс, что на биржу могут выйти микрофинансовые организации «ОТП Финанс», «Т-Финанс» и «Быстроденьги», сеть ломбардов «585*Золотой» и «Фианит-Ломбард», «РЕСО-Лизинг», «Балтийский лизинг» и «Интерлизинг», предполагает Ванин. Кроме того, IPO могут провести «дочки» крупных банков — «Сбербанк Лизинг», «ВТБ Лизинг» и «Альфа-Лизинг».

Добавим, что на IPO может выйти «Мосгорломбард» — это обсуждалось в СМИ.

По словам эксперта по фондовому рынку компании «БКС Мир инвестиций» Павла Гаврилова, IPO планируют проводить IDF Eurasia, владеющая МФО Moneyman. Кроме того, об IPO задумались в лизинговой компании «Европлан».

В «Мосгорломбарде» «Эксперту» пояснили, что МФО и лизинговые компании хотят провести IPO, так как их рынок растет. По словам генерального директора «Мосгорломбарда» Алексея Лазутина, таким компаниям нужны дополнительные средства, чтобы наращивать портфель кредитов.

«Банки не всегда готовы кредитовать бизнес, если он не имеет значительного залогового имущества. Например, залоги в ломбардах, которыми обеспечены займы, банк в расчет не принимает, поскольку они не являются собственностью ломбардов», — отметил Лазутин, и эта одна из причин того, что такие компании хотят выпустить акции.

Кроме того, по его словам, компании проводят IPO и из-за ряда ограничений, установленных законодательно. Например, ломбардам законом запрещено привлекать фондирование от физических лиц напрямую. Это могут быть только средства учредителей или привлеченные на рынке капитала.

Фото: TASS

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

От города миллионеров к СберСити От города миллионеров к СберСити

Город от Сбера: акцент на экотехнологии и цифровизации

Эксперт
Ураган «Мария» вынудил геликонии сменить опылителей Ураган «Мария» вынудил геликонии сменить опылителей

Ураган «Мария» изменил состав опылителей у двух видов местных геликоний

N+1
Обогреть по-русски Обогреть по-русски

Производитель систем отопления перестал зависеть от иностранных поставок

Эксперт
10 самых продаваемых Jeep за всю историю существования 10 самых продаваемых Jeep за всю историю существования

Культовые модели Jeep

4x4 Club
«Мулан»: отвергнутый дар Голливуда «Мулан»: отвергнутый дар Голливуда

Голливудская версия китайской легенды в новой идеологической реальности

Эксперт
«Другой человек»: трагикомедия о том, как мужчины тоже переживают о своей внешности «Другой человек»: трагикомедия о том, как мужчины тоже переживают о своей внешности

«Другой человек»: мрачная трагикомедия о кризисе идентичности

Forbes
Африка и африканцы во времена колоний Африка и африканцы во времена колоний

Как происходила колонизация Африки и к чему она привела

Знание – сила
Нажать «рестарт» Нажать «рестарт»

Камбэк и новый вектор развития бренда Victoria Andreyanova

Grazia
Уоллес Стегнер «Угол покоя». Впервые на русском Уоллес Стегнер «Угол покоя». Впервые на русском

Отрывок из романа Уоллеса Стегнера «Угол покоя» о биении жизни

СНОБ
Мыльный кутюр Мыльный кутюр

«Модный дом»: скандалы, интриги и повестка фэшн-индустрии

Weekend
Неиссякаемая Вера: что еще нужно знать о скульпторе Вере Мухиной Неиссякаемая Вера: что еще нужно знать о скульпторе Вере Мухиной

Вера Мухина: именно с ее именем ассоциируются знаковые символы СССР

Правила жизни
ИИ наступает: что ждет российский агротех ИИ наступает: что ждет российский агротех

Зачем фермерам искусственный интеллект и беспилотники

Inc.
5 новых американских кроссоверов, которые появились в России. Фото и цены 5 новых американских кроссоверов, которые появились в России. Фото и цены

Какие новые американские кроссоверы привозят в Россию дилеры

РБК
Неабстрактный вопрос Неабстрактный вопрос

Нотариус Василий Ралько о том, как правильно завещать бизнес

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Яичное разнообразие Яичное разнообразие

Почему увеличивается интерес потребителя к нишевому яйцу

Агроинвестор
Курс на Восток Курс на Восток

Интерьер как портрет владелицы с учётом принципов древнеиндийской философии

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Башенные и безбашенные Башенные и безбашенные

Актуальные часы на башнях и стенах столицы

Men Today
«В реальности жести побольше» «В реальности жести побольше»

Зака Абдрахманова о своем дебюте «Папа умер в субботу»

Weekend
На чем цвет стоит На чем цвет стоит

Осени к лицу желтый цвет, чего не скажешь о ваших зубах. Как сделать их белыми?

Men Today
Нелегкие испытания Нелегкие испытания

История мужчины, столкнувшегося с одним из самых агрессивных видов рака

Men Today
Что такое думспендинг и почему люди тратят деньги на ненужные и бессмысленные вещи Что такое думспендинг и почему люди тратят деньги на ненужные и бессмысленные вещи

Думспендинг: что это за способ борьбы со стрессом и чем он опасен?

Forbes
Гаспар Ноэ: Я хочу создавать кино, которое пугает, вызывает эрекцию и заставляет плакать Гаспар Ноэ: Я хочу создавать кино, которое пугает, вызывает эрекцию и заставляет плакать

Интервью с Гаспаром Ноэ — о сексе, лени и идеальном кино

СНОБ
Тихо! Это роскошь Тихо! Это роскошь

В последние 20 лет тема роскоши вышла на первый план в дизайнерской среде

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Горизонт провален Горизонт провален

«Королевство»: полудокументальная драма про выпускной

Weekend
Доппельбоди-хоррор Доппельбоди-хоррор

«Другой человек»: проблема двойников в эпоху бодипозитива

Weekend
«110»: драма с Елизаветой Боярской, в которой преступление разделяет мать и дочь «110»: драма с Елизаветой Боярской, в которой преступление разделяет мать и дочь

«110»: фильм-высказывание о том, как мы разучились слышать друг друга

Forbes
«Художник обидеть может каждого!» «Художник обидеть может каждого!»

Разные грани и тайны профессии от режиссер Михаила Цитриняка

Знание – сила
«Водородная эйфория» закончилась: почему этот источник энергии не спасет планету «Водородная эйфория» закончилась: почему этот источник энергии не спасет планету

Почему «водородная энергия» оказалась лишь иллюзией?

Forbes
Пережил айсберги и военный конфликт, а утонул прямо в порту: странная история советского теплохода “Башкирия” Пережил айсберги и военный конфликт, а утонул прямо в порту: странная история советского теплохода “Башкирия”

«Башкирия» — что особенного было в этом советском теплоходе?

ТехИнсайдер
Фуры: каких размеров и видов они бывают и что в них перевозят Фуры: каких размеров и видов они бывают и что в них перевозят

Какими бывают фуры, сколько стоят, с какой категорией можно за руль?

РБК
Открыть в приложении