«Роскосмос» почти наверняка не сможет выполнить указания президента

ЭкспертОбщество

Бессмысленный форсаж

Несмотря на авральные темпы строительства космодрома Восточный, «Роскосмос» почти наверняка не сможет выполнить указания президента и запустить с этой площадки в 2023 году полноценную ракету тяжелого класса, которая отвечала бы всем требованиям наших военных

Алексей Хазбиев

Глава «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин лично поручился перед Владимиром Путиным за готовность космодрома, но не тяжелой ракеты

Космодром Восточный вновь оказался в центре грандиозного скандала. На совещании с членами правительства Владимир Путин неожиданно для всех заявил, что навести порядок на этой масштабной стройке до сих пор так и не удалось. И это несмотря на то, что СКР и МВД возбудили почти полторы сотни уголовных дел по фактам хищений, взяточничества и всевозможных злоупотреблений. Из них как минимум по 32 делам суды уже вынесли приговоры, которые вступили в законную силу. При этом за решетку отправились несколько десятков мошенников, включая руководителя теперь уже бывшего подрядчика — компании «Дальспецстрой» — Юрия Хризмана. Еще пять уголовных дел находятся сейчас в производстве СКР — их передадут в суды до конца года. «Сто раз было сказано: работайте прозрачно! Деньги выделяются большие, проект носит общенациональный характер. Нет, воруют сотнями миллионов», — негодовал глава государства. И это еще довольно мягко сказано.

Воровство в космических масштабах

Если верить докладу Генпрокуратуры, то из 92 млрд рублей, выделенных на строительство первой очереди Восточного, расхитители присвоили почти 11 млрд рублей. Но вернуть в казну следователям удалось лишь менее трети этой суммы — порядка 3,5 млрд рублей. То есть фактически в ходе стройки был украден чуть ли не каждый восьмой рубль. И это не могло не сказаться на эксплуатационной готовности многострадального космодрома — она не превышает и 70%. Из 19 различных объектов первой очереди как минимум на пяти все еще продолжаются монтажные работы. И чем дальше движется строительство, тем больше вскрывается нарушений и злоупотреблений. Так, еще в июле этого года военные прокуроры возбудили дело в отношении замначальника филиала Главного военно-строительного управления № 6 (ГВСУ, новое название «Дальспецстроя»), которому вменяется хищение 4,8 млн рублей при работах по устройству систем водоснабжения на Восточном. Еще почти 5,3 млн рублей сотрудники этого же ГВСУ похитили, по версии следствия, при поставках вентиляционного оборудования при помощи фиктивных актов сдачи-приемки — этим делом сейчас занимается следственное управление МВД по Хабаровскому краю. Наконец, несколько месяцев назад уже по ходатайству СКР Басманный суд арестовал Сергея Волкодава, брата бывшего руководителя все того же ГВСУ № 6 Юрия Волкодава. Его подозревают в поставке кабелей для Восточного, которые «фактически не использовались либо не входили в предмет договора», заключенного между Главным управлением и подконтрольной предпринимателю компанией «Цветлит». При этом сумма ущерба составила несколько десятков миллионов рублей.

Впрочем, пресс-секретарь президента Дмитрий Песков подчеркнул, что все эти эпизоды относятся к «предыдущему периоду», когда за возведение космодрома отвечал «Спецстрой», ликвидированный три года назад. Тем не менее очевидно, что все наследие этой структуры теперь придется разгребать главе «Роскосмоса» Дмитрию Рогозину. Именно он в свое время курировал в правительстве ход работ на Восточном, а уже на посту гендиректора госкорпорации лично подписал контракт с новым генподрядчиком второй очереди космодрома — ПСО «Казань». Что же касается незавершенных объектов первой очереди, то их по решению главы «Роскосмоса» теперь достраивает подведомственный госкорпорации ФГУП ЦЭНКИ. Но можно ли считать, что Дмитрий Рогозин справляется с поставленной задачей?

Быстрее некуда

На первый взгляд никаких сомнений в этом нет. Уже два месяца работа почти на всех площадках Восточного идет в круглосуточном режиме. Правда, это произошло после визита на космодром Владимира Путина в сентябре этого года. Напомним, что президент тогда потребовал неукоснительно соблюдать все сроки, в том числе касающиеся возведения второй очереди космодрома и первого запуска ракеты тяжелого класса «Ангара А5». «Жду от вас более ответственного отношения и динамичного темпа организации работ», — угрожающе заявил глава государства. И это возымело эффект.

Сам Дмитрий Рогозин уже поспешил заявить информагентствам, что вторая очередь космодрома «строится на совершенно иных принципах» и «никаких оснований волноваться за эффективность расходования средств не существует». «Там обеспечено казначейское сопровождение, деньги выделяются непосредственно с аккредитива. И какихто тревожных фактов у нас пока нет», — сообщил Рогозин. Более того, возведение второй очереди Восточного идет даже немного быстрее, чем планировалось. «Поставил задачу обеспечить опережающий график строительства стартового комплекса “Ангары”, чтобы иметь не менее двух месяцев резерва», — сообщил глава «Роскосмоса». И надо признать, что эта задача выполняется.

Во всяком случае, группировка строителей на космодроме в последние недели увеличилась в несколько раз и теперь уже превышает 1200 специалистов, а количество техники выросло примерно до полутора сотен единиц. Впрочем, пик нагрузки придется на 2021–2022 годы. В это время число задействованных на площадке рабочих увеличится почти до пяти тысяч человек. Что же касается недостроя первой очереди, то технический и стартовый комплексы Дмитрий Рогозин пообещал вводить в эксплуатацию поэтапно, начиная с первого квартала будущего года. «Уже созданные объекты не потребуют никаких нововведений и перестройки под подготовку к полетам “Ангары”, — говорит глава “Роскосмоса”. — Логика здесь абсолютно ясная: нам ничего не нужно делать дополнительно с точки зрения технического комплекса под пуск этой ракеты в 2023 году». Таким образом, есть основания полагать, что работы на Восточном действительно будут выполнены в срок, как того и требовал Владимир Путин. Но весь вопрос в том, какую «Ангару» запустит с этого космодрома руководство госкорпорации.

Не та «Ангара»

Не секрет, что как раз к 2023 году из эксплуатации окончательно будут выведены устаревшие ракеты тяжелого класса «Протон-М», двигатели которых работают на ядовитом гептиле. Сейчас они запускаются с космодрома Байконур и используются для выведения на геостационарные орбиты телекоммуникационных и военных спутников серий «Экспресс» и «Космос», а иногда и аппаратов системы глобального позиционирования ГЛОНАСС. Но почти каждый старт «Протона» приводит к многомиллионным штрафам, которые Россия платит Казахстану в качестве компенсации за загрязнение окружающей среды. Эту проблему и призвана решить тяжелая ракета «Ангара А5», в которой в качестве топлива используются кислород и керосин. Но все дело в том, что этот носитель, на создание которого ушло почти двадцать лет и около трех миллиардов долларов, не соответствует в своем нынешнем виде требованиям Минобороны России. Первый и единственный запуск «Ангары А5», проведенный с космодрома Плесецк в 2014 году, показал, что ее фактическая грузоподъемность при выведении на низкую околоземную орбиту в лучшем случае составит 22 тонны против требуемых 24 тонн, которые записаны в тактико-техническом задании военных. Это означает, что и на геостационарную орбиту «Ангара А5» вряд ли сможет вывести три тонны полезной нагрузки, как того требует Минобороны. Иными словами, на этой ракете почти наверняка не удастся запустить наши крупногабаритные спутники типа «Экспресс», а возможно, и «Космос». И в «Роскосмосе» это отлично понимают. Еще в прошлом году госкорпорация приняла решение начать модернизацию «Ангары А5». Чтобы увеличить тяговооруженность этой ракеты, на нее решено установить более мощные маршевые двигатели первой ступени — РД-191М. Как говорят эксперты, это усовершенствование позволит повысить массу полезной нагрузки, выводимой с Восточного на низкую околоземную орбиту, до 27,7 тонны, на геостационарную — почти до 3–3,5 тонны. При этом новая модификация ракеты получила обозначение «Ангара А5М». Ее старт с Восточного намечен на конец 2024 года. Но настоящий прорыв с точки зрения радикального повышения технических характеристик должна обеспечить еще одна версия модернизированной ракеты этого класса — «Ангара А5В». И прежде всего за счет абсолютно новых кислородно водородных двигателей третьей ступени РД-0150 и новых разгонных блоков ДМ-УЗ и КВТК-УЗ, также работающих на жидком водороде и жидком кислороде. Если верить данным ГКНПЦ имени М. В. Хруничева (разработчик ракеты), то благодаря этим силовым установкам «Ангара А5В» сможет выводить на низкую околоземную орбиту целых 37,5 тонны, а на геостационарную — почти 8 тонн.

Еще несколько месяцев назад Дмитрий Рогозин говорил, что первый пуск «Ангары А5В» намечен на 2026 год. Но в конце октября генеральный конструктор КБ «Салют» Сергей Кузнецов заявил журналистам, что срок первого запуска пока не определен, так как до сих пор не сформированы требования к облику этой ракеты. И это еще полбеды. Буквально на днях стало известно, что омское производственное объединение «Полет», входящее в ГКНПЦ, сорвало сроки выпуска легкой ракеты «Ангара 1.2» и тяжелой «Ангара А5». Это стало одной из причин того, что «Роскосмос» решил расторгнуть контракт с ГКНПЦ на производство первого носителя. Еще одна причина заключается в том, что легкая «Ангара» оказалась почти в полтора раза дороже, чем ракета среднего класса «Союз-2.1б», которая способна вывести на орбиту вдвое большую полезную нагрузку. В результате все три спутника системы «Гонец», которые должны были отправиться в космос на легкой «Ангаре» в 2021 году, теперь будут запущены при помощи «Союза». Здесь нельзя не сказать о том, что при создании и производстве всех ракет «Ангара» используется так называемый модульный принцип сборки. Например, самая легкая модель этого семейства состоит из одного универсального ракетного модуля, а самая тяжелая — «Ангара А5» — из пяти таких же модулей. И если омское ПО «Полет» не может нормально сделать даже один легкий носитель, то вряд ли способно вовремя изготовить и тяжелый.

Таким образом, даже при самом благоприятном сценарии развития событий через три с половиной года с Восточного в лучшем случае полетит в космос недоделанная тяжелая «Ангара А5», которая никому особо не нужна. Впрочем, для проверки стартового комплекса второй очереди космодрома большего, по-видимому, и не требуется. Ну а что касается военных, то им придется подождать еще пару лет и надеяться, что «Роскосмос» не станет сворачивать производство «Протонов», которые мы делать пока еще вроде бы не разучились. В противном случае восполнение нашей космической группировки телекоммуникационных и военных спутников окажется под большим вопросом.

Фото: ТАСС

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Нам такие дóроги дороги Нам такие дóроги дороги

Платные хайвеи не должны подменять собой строительство бесплатных магистралей

Эксперт
Евгений Гудилин: «Плоды нанотехнологий у каждого в кармане» Евгений Гудилин: «Плоды нанотехнологий у каждого в кармане»

Нанотехнологии – это совсем не то, что все о них думают

Maxim
20 вещей, которые могут тебе пригодиться в постели 20 вещей, которые могут тебе пригодиться в постели

Объекты и явления, при помощи которых твой секс будет еще великолепнее

Maxim
Саймон Столенхаг: Байки из петли. Отрывок из книги Саймон Столенхаг: Байки из петли. Отрывок из книги

Саймон Столенхаг известен своими постапокалиптическими работами

СНОБ
Судоходная Арктика Судоходная Арктика

Беспрецедентное по масштабам строительство судов ледового класса в России

Популярная механика
Короли Севера Короли Севера

«Вокруг света» собрал полотно из рассказов жителей и гостей столицы Заполярья

Вокруг света
Древнейшие обитатели Дикого поля Древнейшие обитатели Дикого поля

Кочевые племена господствовали в Причерноморье не менее двух тысяч лет

Дилетант
Дело по душе: 7 историй о том, как превратить хобби в многомиллионный бизнес Дело по душе: 7 историй о том, как превратить хобби в многомиллионный бизнес

Говорят, лучшая работа — это высокооплачиваемое хобби.

Forbes
В зоне особого внимания В зоне особого внимания

Как Сергей Гордеев управляет крупнейшей строительной компанией России

Forbes
«Думал, обману систему». Пользователи каршеринга о неудачных поездках «Думал, обману систему». Пользователи каршеринга о неудачных поездках

Почему люди садятся в чужие автомобили и как лишиться транспорта из-за экономии

РБК
Автосалон на диване Автосалон на диване

Автомобильный салон в Женеве всегда работал с точностью часовых мануфактур

Maxim
«Странная болезнь» семьи Ульяновых. От чего умер Ленин «Странная болезнь» семьи Ульяновых. От чего умер Ленин

Отрывок из книги «Смерть замечательных людей. Сделано в СССР»

СНОБ
Балканская мечта Балканская мечта

Говорят, что туристы, впервые увидев Белград, влюбляются в него сразу

Лиза
Куда плывёт плаун? Куда плывёт плаун?

Как растения образуют «ведьмин круг»?

Наука и жизнь
Платные дороги России: где есть, сколько стоят и какие строятся Платные дороги России: где есть, сколько стоят и какие строятся

Российские трассы, за проезд по которым приходится платить

РБК
Перемены для обмена: 8 вопросов о метаболизме Перемены для обмена: 8 вопросов о метаболизме

Плохой обмен веществ чаще всего обвиняют те, у кого никак не получается похудеть

Худеем правильно
Магазины без будущего: куда и почему уходят гипермаркеты Магазины без будущего: куда и почему уходят гипермаркеты

Гипермаркеты в их традиционном формате не имеют будущего

Forbes
«Лучше всего человека развивают банкротство, разводы и рак»: экс-миллиардер Ноготков рассказал о жизни в США и перспективах России «Лучше всего человека развивают банкротство, разводы и рак»: экс-миллиардер Ноготков рассказал о жизни в США и перспективах России

Основатель «Связного» Максим Ноготков о том, как переживал банкротство

Forbes
Секс по дружбе — всегда плохая идея? Секс по дружбе — всегда плохая идея?

Все мы понимаем, что такие отношения непредсказуемы и часто чреваты проблемами

Psychologies
Головное предприятие Головное предприятие

Лондонский Lock & Co. Hatters — старейший шляпный магазин в мире

Вокруг света
Москву нужно сравнивать с Европой, а не с остальной Россией Москву нужно сравнивать с Европой, а не с остальной Россией

Столица России прочно закрепилась в ряду крупнейших европейских городов

СНОБ
«Я не иду, а парю» «Я не иду, а парю»

Переезд на новое место часто приводит к стрессу и набору лишних килограммов

Худеем правильно
«Смесь грузовика и истребителя»: что эксперты и первые пассажиры говорят об электропикапе Tesla «Смесь грузовика и истребителя»: что эксперты и первые пассажиры говорят об электропикапе Tesla

Презентация первого электропикапа от Tesla оставила наблюдателей в недоумении

Forbes
Сила ничегонеделанья Сила ничегонеделанья

Время в нашем мире стало дефицитным товаром: большинству его не хватает

Psychologies
Дмитрий Дибров «Моя задача – продлить жене детство!» Дмитрий Дибров «Моя задача – продлить жене детство!»

Шоумен откровенно рассказал о порядках в доме

StarHit
«В сценариях мы наравне с американцами» «В сценариях мы наравне с американцами»

Сценарист Ариф Алиев — об исторической правде в кино и сирийской пальмире

Огонёк
Как убедить близкого пойти на терапию: 8 советов Как убедить близкого пойти на терапию: 8 советов

Видеть, как близкий человек пытается справиться с проблемами, всегда тяжело

Psychologies
«С этими ребятами точно заработаем»: владелец Hoff о Мекке русского ретейла,  Совкомбанке и уберизации гипермаркетов «С этими ребятами точно заработаем»: владелец Hoff о Мекке русского ретейла,  Совкомбанке и уберизации гипермаркетов

Интервью с Михаил Кучментом — один из самых ярких бизнесменов России

Forbes
Напои флору: как поливать комнатные цветы Напои флору: как поливать комнатные цветы

Как правильно ухаживать за растениями, чтобы они радовали ростом и долголетием

Cosmopolitan
Лоранс Арне, актриса Лоранс Арне, актриса

Лоранс Арне - звезда кинематографа Франции знает, как бороться с лишним весом

Худеем правильно
Открыть в приложении