Большая коалиция проиграла выборы в Баварии еще до их начала

ЭкспертОбщество

Баварский бунт

Большая коалиция проиграла выборы в Баварии еще до их начала, поскольку не смогла приспособиться к новым реалиям, когда избиратель делает выбор уже не между правыми и левыми, а между глобалистами и националистами

Геворг Мирзаян*

Фото: Хорст Зеехофер не признает свою вину и в отставку уходить не собирается

Восстание, землетрясение — именно так мировые СМИ описывают итоги прошедших выборов в региональный парламент (ландтаг) Баварии, крупнейшей и самой богатой земли Германии. Представители правящей коалиции (блок Христианско-демократического союза и Христианско-социального союза, от которого в выборах принимал участие ХСС, а также Социал-демократическая партия Германии) потерпели сокрушительное поражение, потеряв в совокупности более 21% голосов. Триумфаторами же стали альтернативные партии — прежде всего «Зеленые» и «Альтернатива для Германии» (АдГ).

Некоторые проигравшие уже винят в своем поражении неэффективное федеральное правительство, а кое-кто даже указывает пальцем на бундесбабушку — Ангелу Меркель, от которой-де все устали. Однако корни проблемы куда глубже. Системные партии, действующие в рамках дихотомии «респектабельный правый — респектабельный левый», теряют контакт с избирателем и его нуждами и становятся, скорее, защитниками элит и своей власти. Собственно, ради этого они и объединились в «большую коалицию». Неудивительно, что избиратель (не только немецкий — аналогичные процессы проходят по всей Европе) разочаровывается в них и голосует теперь за альтернативные политические силы: Эммануэля Макрона во Франции, «Пять звезд» в Италии или же за «Зеленых» и АдГ в Баварии. За силы, которые делятся уже не по принципу «правый–левый», а по своему отношению к переменам, которые сейчас проходят в мире. И той ответной реакции, которая должна исходить от общества.

Ушли в минус

В блоке ХДС/ХСС куда большей популярностью пользуются возглавляемые Меркель христианские демократы, но только не в Баварии. Эта земля всегда считалась вотчиной Христианско-Социального союза — самой популярной партии в этой земле. Поэтому ХДС в выборах в Баварии участия не принимает, оставляя эту территорию за ХСС.

Формально ХСС высокое доверие оправдал и эти выборы выиграл, взяв 37,2% голосов и первое место. Однако это почти на 10% меньше, чем на прошлых выборах, и самый скромный результат за последние 60 лет. И если сейчас ХСС занимает 101 из 180 избираемых мест в парламенте, то в новом составе у них будет лишь 85 мандатов из 205 (общее число мест было увеличено). То есть оказывается в меньшинстве и не может самостоятельно сформировать правительство. Вторая партия из правящей в стране коалиции — Социал-демократическая партия Германии (СДПГ) — тоже выступила гораздо хуже, чем на прошлых выборах. Она набрала почти в два раза меньше голосов (9,7% против 20%) и получила, соответственно, в два раза меньше мандатов (22 против 42).

Сейчас в обоих партиях проходит разбор полетов. Хуже всех, конечно, социалистам — партия показала самый низкий результат в Баварии с 1930-х годов. Кроме того, впервые за долгое время социалисты взяли в каком-либо ландтаге менее 10%. Глава СДПГ Андреа Налес уже заявила, что одной из причин слабого выступления ее партии стала плохая работа федерального правительства в Берлине. И что-то теперь нужно менять. Вопрос в том, что именно. Выводить СДПГ из «большой коалиции»? Разговоры об этом скорее всего пойдут, однако вряд ли они приведут к какому-то результату. Выходить из коалиции уже бесполезно — в нее не надо было входить, особенно после итогов выборов в бундестаг в 2017 году (когда именно за счет коалиции с Меркель социалисты потеряли 40 мест по сравнению с выборами 2013 года). Теперь СДПГ уже на борту «подлодки имени Меркель» в открытом бушующем море политических проблем, и сходить с нее поздно.

Другой неудачник — ХСС — сходить тоже не хочет. «Я не собираюсь устраивать правительство меньшинства или инициировать новые выборы — со всем, что придет с ними», — заявил лидер партии и по совместительству министр внутренних дел Германии Хорст Зеехофер. Министр отметил, что «вне зависимости от ситуации в Баварии ХСС продолжит работать в качестве стабильного элемента “большой коалиции”».

Распределение мест в Баварском Ландтаге

Поворот в никуда

Однако вопрос в том, под чьим руководством будет партия находиться. Да, премьер Баварии Маркус Зедер уже назвал результаты «болезненными» и дал понять, что партия со смирением их принимает. Однако это не означает, что она не накажет виновного за такой провал. А виновным называют именно Хорста Зеехофера. «Стратегия, которую Христианско-социальный союз успешно применял на протяжении десятилетий, а именно уверенно позиционировал себя перед избирателями в качестве консервативной и в то же время социально ответственной партии, — больше не работает», — пишет Deutsche Welle. Во многом потому, что Зеехофер решил поиграть на чужом электоральном поле, попиариться на антииммигрантских настроениях и собрать голоса ультраправых.

В этой игре он совершил ряд ошибок. Во-первых, продемонстрировал безответственность. Во время своего «правого поворота» Зеехофер едва не отправил в кювет все немецкое правительство. Министр внутренних дел в ультимативной форме требовал от Меркель ужесточения подхода к миграционному вопросу — «матери всех проблем» в его понимании, угрожая в ином случае уйти в отставку. Во-вторых, он отвратил от партии умеренно консервативный электорат (например, поддержкой демонстрантов в Хемнице). Нужно было понимать, что Бавария — это не Восточная Германия с ее антииммигрантскими настроениями. Опросы показывали, что для баварцев миграционная проблема была лишь четвертой по степени важности — после образования, жилья и состояния окружающей среды. В результате получилось, что центристы от ХСС отвернулись, а ультраправые партии все-таки предпочли проголосовать за оригинал, а не за имитацию. «Итоги выборов в Баварии должны быть уроком каждому, кто хочет уйти вправо, вместо того чтобы полагаться на свои успехи в проведении центристской политики, — говорит одна из лидеров ХДС Серап Гюлер. — Нельзя бороться с популизмом при помощи популизма».

Неудивительно, что в ХСС уже раздаются призывы о партийном собрании и отстранении Хорста Зеехофера с поста лидера. Сам министр свою часть вины признает, однако в отставку не спешит. Он предлагает подождать несколько недель, «пока уляжется пыль», а потом уже принимать какие-то решения.

К сожалению для ХСС, отставка Зеехофера не решит ни проблем ХСС, ни проблем ХДС. И не только потому, что уход министра вызовет кризис в коалиции и еще больше ударит по репутации партии, общенациональный рейтинг которой колеблется в районе 28%. Выборы в Баварии еще раз показали, что Германия стоит на пороге изменения самой партийной архитектуры, к которой мейнстримные партии приспособиться никак не могут.

Ты меня слепила из того, что было

«Старое противопоставление правых и левых, которое длится со времен промышленной революции и Карла Маркса, становится в нынешней информационной экономике все менее релевантным. На его место приходит новое разделение — между сторонниками открытого и закрытого общества. К первому относятся те, кто поддерживает иммигрантов, свободную торговлю и плюрализм. Ко второму относятся антииммигрантские, националистические и авторитарные силы», — поясняет главный редактор Handelsblatt Андреас Клют. Собственно, именно «первые» и «вторые» оказались главными триумфаторами выборов в Баварии.

«Авторитарными националистами» в Германии, конечно же, считается партия «Альтернатива для Германии». Она получила 10,2% голосов и 22 места в ландтаге. 28 октября пройдут выборы в Гессене, и когда по их итогам АдГ пройдет в местный ландтаг (а она пройдет — опросы дают ей порядка 13%), то получится, что АдГ теперь присутствует во всех региональных парламентах.

Учитывая крайне высокую популярность АдГ на востоке Германии, ряд экспертов предсказывают, что эта антииммигрантская и антиевропейская сила станет чуть ли не главной оппозиционной партией в Германии — и с этим вынуждены будут считаться даже европейские чиновники. Министр внутренних дел Италии и лидер Лиги Севера Маттео Сальвини(которому близка идеология АдГ) уже заявил, что «в Баварии выиграли перемены, проиграла система, которая отвратительно управляет в Брюсселе». По той же причине довольна и Марин ле Пен с ее «Национальным фронтом».

Однако, при всем уважении к АдГ, выиграла в Баварии все-таки не она, а другие «представители перемен» — проиммигрантские силы, выступающие за плюрализм и свободу торговли — «Зеленые».

Если ХСС решила ответить на вызов АдГ за счет смещения вправо, то «Зеленые» поступили наоборот — они стали аккумулировать ту часть электората, для которой ультраправые являются не решением проблемы, а самой проблемой. «“Зеленые” позиционировали себя как самая четкая и бескомпромиссная альтернатива “Альтернативе для Германии” — и были награждены за это ростом рейтингов», — пишет Андреас Клют. Опросы показывают, что почти 40% новых сторонников «Зеленых» пришли из рядов СДПГ. Прежде всего это космополитичные горожане (за счет которых «Зеленые» в городах с населением более ста тысяч человек набрали в среднем более 30% голосов, обойдя по этому показателю ХСС). Еще 25% новых избирателей пришли от самих ХДС/ХСС — те самые разочарованные в «правом повороте» Хорста Зеехофера.

В итоге партия получила 17,5% (против 8,6% на прошлых выборах) и взяла 38 мандатов. Анналена Бербок, одна из руководителей партии, уже заявила, что поддержавшие партию баварцы отдали свои голоса «за защиту прав человека и человечества». Партия скорее всего не будет повторять ошибок СДПГ и останется в оппозиции. «Избиратели надеялись на изменение политики в Баварии и возлагали надежды на нас, “Зеленых”. Однако с ХСС или “Свободными избирателями” изменений не предвидится», — говорит один из лидеров «Зеленых», бывший министр Германии по делам окружающей среды Юрген Триттин.

Да, не факт, что «Зеленые» смогут повторить такой успех в ряде других земель (Бавария все-таки очень богатый регион, с самым низким по Германии уровнем безработицы и штаб-квартирами множества крупных компаний), однако недооценивать их тоже не стоит. Опросы дают им почти 18% голосов и третье место на предстоящих через неделю выборах в Гессене. И этот процент может увеличиться в том случае, если социал-демократы и ХДС/ХСС к этому времени так и не придумают, как справиться с баварским землетрясением.

*Доцент департамента политологии Финансового университета при правительстве РФ.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Стресс-тест большого угля Стресс-тест большого угля

Расширение портовых мощностей по перевалке экспортного угля

Эксперт
Надежда Васильева: Нельзя персонажей просто одевать в нарядные тряпки Надежда Васильева: Нельзя персонажей просто одевать в нарядные тряпки

Надежда Васильева о создании костюмов для современных сказок

Ведомости
Актив меж двух океанов Актив меж двух океанов

Как строили и распоряжались Панамским каналом

Деньги
Анатолий Корнеев: как изменить отношение россиян к алкоголю Анатолий Корнеев: как изменить отношение россиян к алкоголю

Анатолий Корнеев: почему в России плохо развита культура потребления алкоголя

СНОБ
Тянут на себя Тянут на себя

Типаж у этих актеров разный, а сила их харизмы примерно одинакова

VOICE
Ле Корбюзье, история безумия и секты: 10 значимых книг, которые вышли в феврале Ле Корбюзье, история безумия и секты: 10 значимых книг, которые вышли в феврале

В феврале книжный мир еще только просыпается и готовится к выходу бестселлеров

Правила жизни
«Правда и вера светлее солнца» «Правда и вера светлее солнца»

Репортаж из Пскова об уникальной псковской иконе

Монокль
Страшно влиятельный доктор Страшно влиятельный доктор

Из чего 105 лет назад появился первый хоррор

Weekend
В поисках рифмы: каким получился музыкальный фильм про Пушкина с Юрой Борисовым В поисках рифмы: каким получился музыкальный фильм про Пушкина с Юрой Борисовым

Святослав Иванов рассказывает, каким получился байопик с Юрой Борисовым

Forbes
Моя прелесть Моя прелесть

История про собирательство, про страсть, которая согревает, наполняет и радует

Afternoon Seasons of life
Как найти свое счастье: бесценные научные советы Как найти свое счастье: бесценные научные советы

Формула счастья будет уникальной для каждого человека. Но как найти свою?

Psychologies
Японцы сделали роборуку с человеческими мышцами Японцы сделали роборуку с человеческими мышцами

Японские инженеры разработали биогибридную руку с человеческими мышцами

N+1
Дымзавесы и перцовый газ: как оборонка СССР создавала противоугонные системы Дымзавесы и перцовый газ: как оборонка СССР создавала противоугонные системы

Охранная система, которая работала по принципу газового оружия, существовала

ТехИнсайдер
Алло, гараж! Алло, гараж!

Как, зачем и для кого в России создают мотоциклы на заказ

Men Today
Связанные одной целью Связанные одной целью

Можно ли в одном организме объединить несколько разных существ?

Вокруг света
Молодость навсегда Молодость навсегда

Важные бьюти-ингредиенты, которые помогают нам дольше оставаться молодыми

Лиза
«Казус белых» на российском рынке вина «Казус белых» на российском рынке вина

На российском винном рынке красные вина постепенно уступают место белым

РБК
Анатоль Вовк Анатоль Вовк

Обсудили с историком моды Анатолем корунды, шушпанчики и адорацию мадленок!

Собака.ru
Международные резервы: срочно требуются перемены! Международные резервы: срочно требуются перемены!

Подход к формированию золотовалютных резервов в России безнадежно устарел

Монокль
Азбука Сигаловой Азбука Сигаловой

Режиссер Алла Сигалова о нежности, сексуальности, благодарности и уязвимости

Afternoon Seasons of life
Ложь, воровство и запах козла Ложь, воровство и запах козла

14 историй о том, как великие проявляли романтический интерес

Weekend
«Амбиции — ключевой фактор успеха» «Амбиции — ключевой фактор успеха»

Главный винодел Esse Наталья Дынникова о том, чему она научилась у Олега Репина

РБК
Оседлать единорога: 10 шагов невротика к спокойной жизни Оседлать единорога: 10 шагов невротика к спокойной жизни

Какие действия помогают обрести долгожданное спокойствие

Psychologies
Когда БУМЕР встречает ЗУМЕРА Когда БУМЕР встречает ЗУМЕРА

Почему конфликт поколений — сомнительная теория и какая польза от их объединения

Afternoon Seasons of life
Хельга Филиппова: «В «Триггере» у меня было два любимца — Максим Матвеев и Даня Воробьев» Хельга Филиппова: «В «Триггере» у меня было два любимца — Максим Матвеев и Даня Воробьев»

«Я всегда была Хельгой. У меня финские корни»

Коллекция. Караван историй
В поисках своего сценария В поисках своего сценария

Как выбрать инвестстратегию в 2025 году

Деньги
«Осторожно, затягивает»: как ледоколы ломают лед (на самом деле) «Осторожно, затягивает»: как ледоколы ломают лед (на самом деле)

Может ли мощное судно проиграть битву со льдом?

ТехИнсайдер
Корейский бьюти-бум: как тональные кушоны и многоступенчатые уход поменяли наши представления о красоте Корейский бьюти-бум: как тональные кушоны и многоступенчатые уход поменяли наши представления о красоте

Почему интерес к k-beauty превратился в глобальный культурный феномен

Правила жизни
Анна Слоникова Анна Слоникова

Анна Слоникова переодела главного редактора нашего сердца в архивы Old Celine

Собака.ru
Перейти реку, нащупывая камни Перейти реку, нащупывая камни

Как Китай избежал шоковой терапии и чем его реформы отличались от российских

Монокль
Открыть в приложении