Почта-банк занимает место уходящих из регионов классических банков

ЭкспертБизнес

Банковский лоукостер взялся за регионы

Почта-банк занимает место уходящих из регионов классических банков. Взрывной рост его активов и кредитного портфеля обеспечен продвижением банковских услуг даже в самые маленькие населенные пункты

Алексей Долженков

Иллюстрация: Игорь Шапошников

В то время как другие банки, в том числе крупнейшие государственные, сокращают свое присутствие в регионах, Почта-банк активно его расширяет. На сегодняшний день у него более 15 тыс. точек обслуживания в 83 регионах РФ, Почта-банк занимает второе место по размеру розничной сети на российском банковском рынке после Сбербанка. При этом 87% точек банка приходится на города с населением менее 30 тыс. человек и сельскую местность.

При таком бурном росте особенно впечатляют финансовые результаты банка. По итогам первого полугодия 2018-го его чистая прибыль выросла в семь раз по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и достигла 1,8 млрд рублей. Активы с начала года увеличились в 1,1 раза, до 272 млрд рублей. Инфраструктурный платеж «Почте России» (плата за использование банком почтовых отделений) по итогам первого полугодия достиг 2,1 млрд рублей. Хотя доход «Почты России» за этот период составил 86,2 млрд рублей, с учетом того, что компания закончила полугодие с убытком 6,5 млрд рублей, эти дополнительные поступления были далеко не лишними. Впрочем, как и половина из одного миллиарда рублей, которые Почта-банк выплатил своим акционерам по результатам 2017 года. Напомним, банку ВТБ и «Почте России» принадлежит по 49,99% акций Почта-банка, а две акции принадлежат президенту — председателю правления Почта-банка Дмитрию Руденко.

Легкие офисы

Банк с сетью на базе почтовых отделений — довольно распространенная в мире модель. В России Почта-банк был создан весной 2016 года на базе Лето-банка. Сеть Почта-банка состоит из 400 флагманских клиентских центров, плюс около 50 тыс. POS-точек по выдаче необеспеченных кредитов в торговых сетях. По всей стране размещено 4500 банкоматов Почта-банка с функцией замкнутого оборота наличных средств. Кроме того, в почтовых отделениях стоит более 21 тыс. терминалов банка (небольшое устройство, позволяющее осуществлять базовые банковские операции), а к концу 2018 года их число превысит 50 тысяч.

«Основа стратегии Почта-банка — масштабируемая low-cost-модель, которая позволит ему стать одним из крупнейших транзакционно-кредитных банков в стране для физических лиц и малого бизнеса с высокой эффективностью за счет оптимизации и сокращения расходов на сеть», — говорит первый заместитель президента — председателя правления Почта-банка Георгий Горшков. Стратегическая цель банка — за пять лет (к 2023 году) войти в число лидеров рынка по числу активных клиентов. Сделать это Почта-банк надеется за счет удобства, надежности и технологичности услуг. Говоря словами топ-менеджмента, Почта-банк рассчитывает стать прорывным цифровым банком с крупнейшей сетью легких точек и лучшим провайдером современных финансовых услуг для широких слоев населения и бизнеса в РФ.

Главное преимущество Почта-банка — низкие расходы на содержание своих точек присутствия в почтовых отделениях. Такая точка с сотрудником банка и банкоматом обходится в среднем в четыре раза дешевле, чем содержание стандартного флагманского отделения. Там, где услуги банка предлагает агент (почтовый сотрудник), банк несет минимальные расходы. Абсолютное большинство точек сети Почта-банка показывают прибыль сразу после выхода на плановую продуктивность — в течение трех-четырех месяцев. Неэффективные точки оперативно перемещаются в другое место.

К уже активно работающим сейчас пунктам в почтовых отделениях, торговых сетях и флагманским отделениям скоро добавятся отделения в многофункциональных центрах (МФЦ) и на других площадках. Недавно был торжественно открыт первый клиентский центр в МФЦ в Твери. «Вариант присутствия банков в МФЦ очень логичен. Точки оказания госуслуг есть сейчас и сохранятся еще надолго — это довольно продвинутая система. Размещение там терминалов и сотрудников, которые могут помочь с банковскими и финансовыми операциями, более чем обоснованно», — добавляет генеральный директор аналитического агентства «БизнесДром» Павел Самиев.

Почта-банк ведет переговоры еще в нескольких регионах о своем присутствии в сети МФЦ, но хотя состав акционеров сильно помогает, получается небыстро: в некоторых отделениях уже присутствуют локальные или федеральные банки, а в части регионов, жалуются в банке, случаются проволочки на уровне регионального руководства.

Помимо внедрения новейших технологий банк изучил и учел иностранный опыт. Например, французского La Banque Postale, где в почтовом отделении зона банка была отделена серой перегородкой до потолка. Это создавало ощущение закрытости, посетитель не хотел туда заходить и не чувствовал внимания и заинтересованности. В российском Почта-банке зона банковского облуживания органично интегрирована в почтовое отделение, нет никаких перегородок и стен. Посетитель может, получив почтовые услуги, сразу же обратиться за консультацией к сотруднику банка.

Другой интересный момент: почтовые банки в некоторых странах перечисляют агентское вознаграждение почте, а уже та — сотрудникам, продающим продукты банка. В этом случае система была непрозрачной или даже несправедливой. Сотрудники «Почты России» получают вознаграждение напрямую от Почта-банка (это отдельная сумма, помимо инфраструктурного платежа). Вознаграждение зависит от активности агента.

Планы на пенсионеров

Стратегия развития Почта-банка предусматривает, что к 2023 году его сеть будет насчитывать более 26 тыс. точек по всей территории РФ (в разных форматах). При этом более 80% уже сейчас располагаются в небольших городах и сельской местности на базе почтовых отделений. К 2023 году Почта-банк планирует довести число своих клиентов до 21 млн человек (по итогам первого полугодия 2018 — около 8 млн). При этом половину клиентской базы будут составлять пенсионеры и интернет-покупатели как активные получатели услуг «Почты России». Число банкоматов Почта-банка к 2023 году должно превысить 7800 (на первое полугодие 2018-го их более 4400).

В настоящее время эти планы выглядят вполне реалистично. «При создании Почта-банка были учтены международные практики почтовых банков. Его цель — предоставлять простые финансовые продукты и услуги широким слоям населения, малого и микробизнеса в РФ, в том числе в малых городах, — рассуждает директор по банковским рейтингам RAEX (“Эксперт РА”) Игорь Алексеев. — Сейчас банк проходит инвестиционную стадию своего развития, что характеризуется повышенными операционными расходами и агрессивным ростом бизнеса (за период с 1 июля 2017 года по 1 июля 2018-го розничный кредитный портфель вырос на 63 процента против 19 процентов в среднем по рынку). При этом уже сейчас можно отметить, что банку, работающему в высокомаржинальном сегменте необеспеченных кредитов физлицам, удается даже на инвестиционной стадии оставаться операционно эффективным. Во многом это обусловлено тем, что офисы Почта-банка относятся к категории легких, или low-cost, то есть требующих меньших затрат в сравнении со стандартными операционными офисами банков».

Руководитель проектов Аналитического центра «Эксперт» Сергей Селянин добавляет, что офлайновая сеть достаточно дорогое удовольствие для банка, особенно с учетом всех требований, предъявляемых к банковским офисам. Но если Почта-банк выстраивает сеть в уже существующих точках, которые дотируются «Почтой России», то затраты существенно ниже. Вообще, это общая тенденция для всех банков, добавляет Сергей Селянин: количество офисов старого образца будет сокращаться, а вместо них будут легкие офисы.

Однако впечатляющий успех Почта-банка в будущем может быть несколько омрачен переходом клиентов других банков в онлайн. «Если другие банки, в том числе государственные, перестают присутствовать в ряде населенных пунктов, то банк, который сможет присутствовать так широко, получает определенные преимущества, — отмечает Павел Самиев. — Однако в будущем будет расти доля онлайн-продаж практически всех финансовых услуг. Уход других банков из регионов связан не только с невысоким платежеспособным спросом на эти услуги, но и с тем, что даже в регионах клиенты переходят в онлайн. Соответственно, воспользоваться преимуществом физического присутствия становится сложнее».

Впрочем, Почта-банк входит и в число лидеров по развитию дистанционных каналов обслуживания. Число пользователей этих каналов Почта-банка в январе–июне текущего года выросло в два раза по сравнению с концом 2017-го и превысило 6,5 млн человек. Как заявляют в самом банке, «мы строим крупнейший digital-банк с физической сетью». Почта-банк также активно внедряет использование единой биометрической системы, которая позволяет людям единожды представить свою фотографию и образец голоса, в дальнейшем получать финансовые услуги, не посещая банк.

Почта-банк предпочитает ресайклинговые банкоматы. Фото предоставлено Почта-банком

Просрочка пока не пугает

Один из наиболее близких аналогов отечественного Почта-банка — Почтовый банк Японии, однако есть и очень существенное отличие. Долгое время доходность капитала японского банка измерялась сотыми долями процента. В основном он собирал депозиты на текущие счета, затем эти деньги размещал в госбумаги. Позже банк начал предпринимать шаги по изменению своей стратегии, развитию высокомаржинальных продуктов и электронного бизнеса, кредитных продуктов, включая кредитные карты. Российский же Почта-банк с самого начала стал выдавать потребительские кредиты, кредиты наличными, кредитные и дебетовые карты, принимает вклады и оформляет перевод пенсии (тут стоит отметить, что кредитование населения было основой деятельности еще Лето-банка). Дополнительно в Почта-банке осенью стартует большая программа работы с компаниями малого и микробизнеса — им предложат полный комплекс услуг расчетно-кассового обслуживания.

В первом полугодии 2018-го кредитный портфель Почта-банка (до резервов) увеличился в 1,2 раза и достиг 255 млрд рублей. Портфель кредитов наличными увеличился в 1,2 раза и составил 214 млрд рублей. Портфель клиентских пассивов вырос в 1,3 раза и составил 229 млрд. Объем срочных вкладов увеличился в 1,2 раза, до 165 млрд рублей. Средства клиентов на сберегательных и текущих счетах выросли в 1,7 раза и составили 64 млрд рублей.

Такой сильный рост связан с тем, что банк активно привлекает новых клиентов, которым банковские услуги были малодоступны из-за отсутствия поблизости банковских отделений. «Есть эффект вовлечения аудитории, которая раньше не кредитовалась, — комментирует Павел Самиев. — Банки, которые специализировались на потребкредитовании населения, присутствовали в основном в крупных центрах, а в малых городах их не было. Ведет ли Почта-банк агрессивные продажи, которые приведут к привлечению маргинальной клиентской базы и, соответственно, к ухудшению качества обслуживания кредитного портфеля, пока трудно сказать».

Сергей Селянин также добавляет, что грамотно управлять рисками при этой модели можно, тем более что опыт у ВТБ есть. «Госбанку в любом случае банкротство не грозит, там могут себе позволить поиграть с разными моделями. У Почта-банка быстрорастущий кредитный портфель, поэтому уровень просрочки оценивать пока рано. Пока у банка умеренная просрочка», — заключает Сергей Селянин.

С другой стороны Игорь Алексеев считает, что, несмотря на планы банка диверсифицировать бизнес, флагманским направлением будет оставаться кредитование розничных клиентов, а именно выдача физлицам необеспеченных кредитов наличными. При этом, принимая во внимание отсутствие предпосылок для роста платежеспособности населения, высока вероятность роста дефолтности в розничном сегменте в 2019–2020 годах. «В этих условиях важно выстраивание взвешенной кредитной политики, ориентированной на снижение уровня розничного риска при сохранении необходимой доходности», — говорит эксперт.

В самом Почта-банке успокаивают, что уровень просрочки первого платежа (FPD10) сохраняет стабильно низкие показатели — менее 0,6%. По результатам первого полугодия доля проблемных кредитов (NPL) составила 9,5%. Прогнозные ожидания соответствуют этим же значениям. К тому же банк применяет комплексный подход к оценке заемщиков и использует скоринговые модели с учетом социального профиля клиента, анкеты клиента, уровня персональной кредитной нагрузки, а также различные внешние источники оценки (данные БКИ, ПФР и проч.). Все эти данные в совокупности позволяют прогнозировать платежное поведение клиента довольно точно. Модели постоянно совершенствуются, тестируются новые источники данных, применяется big data, используется машинное обучение. Что ж, только время покажет, насколько верны оценки Почта-банка. В любом случае в ближайшие год-два его активный рост продолжится.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Палаццо Гергиева, дом Юдашкина и Машков-билдинг Палаццо Гергиева, дом Юдашкина и Машков-билдинг

В Ватутинках, реализован уникальный девелоперский проект Russian Design District

Эксперт
Ручное управление: почему ЦБ остановил ослабление рубля Ручное управление: почему ЦБ остановил ослабление рубля

Центробанк приостанавливает покупку валюты по поручению Минфина

Forbes
Х5: сложный путь в родную гавань Х5: сложный путь в родную гавань

X5 Retail Group проходит через процедуру «принудительной редомициляции»

Монокль
Как не выгореть, ухаживая за пожилыми родителями Как не выгореть, ухаживая за пожилыми родителями

Во что на практике превращается уход за пожилыми родственниками?

Psychologies
Покидая Генотопию Покидая Генотопию

С тех пор каждый человек фактически живет в двух параллельных мирах...

Вокруг света
Как приготовить правильный чай Как приготовить правильный чай

Настоящий мужчина должен уметь заваривать настоящий чай

Maxim
Мифы о героях. Чужие истории успеха вам не помогут Мифы о героях. Чужие истории успеха вам не помогут

Чужой успех не вдохновит вас примером

Forbes
Надежный рекордсмен Надежный рекордсмен

Сельскохозяйственные тракторы и рекорды «Ростсельмаша»

Популярная механика
Человек неиграющий Человек неиграющий

Как технологический прогресс тормозит развитие современных детей

Огонёк
История Дома Christian Dior сквозь эпохи История Дома Christian Dior сквозь эпохи

Модный дом Диор прошел путь от new look до феминистских коллекций

Vogue
Туман-убийца: как лондонский смог погубил 12 тысяч человек Туман-убийца: как лондонский смог погубил 12 тысяч человек

4 декабря 1952 года. Лондон. Безветрие. Город медленно погружается во тьму

Cosmopolitan
Золото республики. Почему чеченская нефть стоит дешево Золото республики. Почему чеченская нефть стоит дешево

Владимир Путин распорядился передать Чечне акции компании «Чеченнефтехимпром»

Forbes
Самый безбашенный пилот “Формулы-1” покидает Ferrari Самый безбашенный пилот “Формулы-1” покидает Ferrari

Вспоминаем семь главных веселых выходок Кими Райкконена

Maxim
Алкоголизм — дело семейное. 10 советов выпивающим родителям Алкоголизм — дело семейное. 10 советов выпивающим родителям

О влиянии семейных традиций на алкоголизацию подростков

СНОБ
Зомбирующий гриб оказался куда опаснее, чем считали ученые: абсолютный паразит Зомбирующий гриб оказался куда опаснее, чем считали ученые: абсолютный паразит

Грибок, превращающий муравьев в послушных зомби, преподнес ученым ряд сюрпризов

Популярная механика
Playboy в кино Playboy в кино

Playboy в кино: голливудские хиты, сошедшие со страниц легендарного журнала

Playboy
Отец Игоря Сорина: «Олег Яковлев наживался на имени моего сына» Отец Игоря Сорина: «Олег Яковлев наживался на имени моего сына»

Интервью с отцом Игоря Сорина, экс-солиста группы «Иванушки International»

StarHit
10 вещей, которые должны быть у мужчины 10 вещей, которые должны быть у мужчины

10 вещей, которые должны быть у мужчины

Maxim
7 неприятных болезней, которыми чаще всего заражаются в спортзалах 7 неприятных болезней, которыми чаще всего заражаются в спортзалах

При посещении тренажерного зала есть шанс подцепить разные болячки

Maxim
Хорошо сидим Хорошо сидим

Светский продюсер Алина Топалова на волне большого тренда научилась медитировать

Tatler
Дамский кошелек. Как в США поддерживают женщин-предпринимателей Дамский кошелек. Как в США поддерживают женщин-предпринимателей

На какую помощь может рассчитывать женщина, открывая собственный бизнес

Forbes
6 самых диких советов звезд на тему секса 6 самых диких советов звезд на тему секса

Анджелина Джоли, например, рекомендовала брать с собой в постель нож

Maxim
Вечная молодость Вечная молодость

Как работают самые модные ингредиенты антивозрастных средств

Добрые советы
Октябрь восемнадцатого Октябрь восемнадцатого

Русский авангард: сто и один год после революции

Forbes
10 общепризнанно худших фильмов в истории 10 общепризнанно худших фильмов в истории

Недостаточно снять плохой фильм!

Maxim
Тактика кирпича. Как научиться жестким переговорам Тактика кирпича. Как научиться жестким переговорам

Жесткость не имеет никакого отношения к негативу или агрессии

Forbes
Honda Accord VIII. Яблоко от яблоньки Honda Accord VIII. Яблоко от яблоньки

Запас прочности Honda Accord VIII

АвтоМир
Просит бури Просит бури

Саша Лусс — о новой работе, съемках в Москве и ролях мечты

Vogue
Любит — не любит. Раз и навсегда Любит — не любит. Раз и навсегда

Что мешает взрослым людям расстаться с девственностью

Psychologies
Новая классика: как и с чем носить черные джинсы этой осенью Новая классика: как и с чем носить черные джинсы этой осенью

Новая классика: как и с чем носить черные джинсы этой осенью

Cosmopolitan
Открыть в приложении