АдГ: мифы и реальность Франциски Шрайбер*
«Альтернатива для Германии» будет горьким разочарованием для России
Многие, конечно, видели в Германии надежду на изменения к лучшему. И действительно, было время, когда имелись основания надеяться, что партия «Альтернатива для Германии» может сыграть положительную роль для улучшения отношений с Россией. К сожалению, развитие партии пошло по другому пути. И я хотела бы рассказать о процессе, который я видела изнутри. Мой вывод заключается в том, что в настоящее время и в обозримом будущем «Альтернатива для Германии» не сможет быть надежным партнером для построения отношений. Во всяком случае, она не может быть надежным партнером для России и для любых других сил, которые рассчитывают на построение разумных отношений между странами.
Раскол в «Альтернативе»
«Альтернатива для Германии» появилась как реакция на позицию Ангелы Меркель, согласно которой альтернативы ее решению о финансовой помощи Кипру не было. Таким образом, с самого начала АдГ была партией против истеблишмента, против политических властей и против мейнстрима в СМИ. Изначально позиция партии заключалась в том, что Германия не должна расплачиваться по всем долгам, которые накопили другие европейские страны. Германия должна оставаться национальным государством. АдГ стремилась предотвратить превращение Германии в некую часть общеевропейского государства по образцу Соединенных Штатов Америки.
Если бы все оставалось именно так, то и у меня не было бы повода выходить из партии. Однако в 2015 году было опубликовано так называемое Эрфуртское заявление. Была основана партия в партии. Это крыло примерно на 15% состоит из сторонников национал-социализма, на 20% — из сторонников романтического взгляда на националистическое прошлое и на кайзеровские времена. Еще порядка 15% просто идут в их фарватере. Это доказывает высказывания и действия функционеров партии.
Предводитель этого крыла, выступая перед своими сторонниками, в частности, заявил следующее. Сегодня вопрос стоит так: кто мы – волк или овца? Отвечая на этот вопрос, выбирая между этими двумя возможностями, я выбираю быть волком, сказал он. Но проблема в том, что такое высказывание использовал Геббельс, будучи министром пропаганды. Учитель истории по образованию не может не знать этого факта.
Кроме того, о своем движении он регулярно высказывается как об «элите действия» — в противоположность элите политической, которая держится вокруг Ангелы Меркель. Это не может не вызывать опасений. Поскольку слова «элита действия» использовались СС и в Германии считается невозможным их произносить.
Тем не менее эта самопровозглашенная «элита действия» постоянно приобретает новых сторонников, становится все более влиятельной. На сегодняшний день она практически полностью узурпировала власть в «Альтернативе для Германии».
Председатель партии сам говорил, что на долю крыла приходится примерно 40% членов партии и ее сторонников в масштабах страны. Тем самым он хотел продемонстрировать: не бойтесь, крыло не имеет большинства в АдГ. Однако, выдвигая такой аргумент, он забыл, что в партии не два лагеря, а как минимум три. Есть христианско-консервативный. Есть либерально-капиталистический силы. И есть то, что называется «крылом».
Учитывая, что христианско-консервативные и либерально-капиталистические силы не могут договориться друг с другом о единой позиции, «крыло» является наиболее многочисленной силой внутри АдГ, которая доминирует в партии.
Это одна из причин, по которым председатели партии Александер Гауланд и госпожа Алиса Вайдель все время регулярно защищают главу «крыла» перед общественностью. Несмотря на то, что это может наносить урон репутации партии в целом.
В случае же с Гауландом можно добавить, что он и сам регулярно говорит о национал-социализме и его последствиях как о чем-то не столь страшном. В частности, он отзывается о Третьем рейхе и его последствиях как о «пятнышке птичьего помета в масштабах немецкой истории». За такую позицию и такие высказывания он подвергается сильной критике в немецком обществе.
С другой стороны, от него, как от человека, который поддерживает «крыло», ничего другого ожидать и не приходится.
Здесь нужно понимать, что сторонники «крыла» в своем подавляющем большинстве являются патриотами не в том значении, в котором это слово имеет положительную коннотацию и используется в том числе в России. Они — фанатики и сторонники чистоты немецкой нации, сторонники доминирования Германии в мире.
Они не называют себя национал-социалистами, поскольку такое название в Германии табуировано. Они называют себя «социально ориентированными националистами». Это название было придумано лично лидером «крыла».
Их мысли и фантазии
Для того чтобы понимать, насколько идентично мыслят эти люди, достаточно прочитать недавно вышедшую книгу под названием «Никогда не входите дважды в одну реку». Ее центральное содержание сводится к следующему. Бьерн Хеке считает трагедией немецкой нации не национал-социализм, не холокост и не развязывание Второй мировой войны, а проигрыш во Второй мировой войне.
В данной логике немцы видят в русских не друзей, не партнеров по альянсу и не нацию освободителей, а сокрушителей, оккупантов, повинных в гибели миллионов немецких военнослужащих на территории Советского Союза.
Тот факт, что это Германия объявила войну России, что в этой войне погибло 37 миллионов русских людей, полностью игнорируется.
Из такого видения вытекает куда более серьезная проблема. Многие сторонники «крыла» не готовы принимать сегодняшние границы федеральной республики и тешат себя мечтами об экспансии.
Соответственно, так называемые бывшие восточные территории — Восточная Пруссия, в частности Гданьск и Калининград, — являются постоянной темой для разговоров в соответствующих кругах.
Такие фантазии приводят к тому, что они надеются постепенно увеличивать количество так называемых патриотов, которые будут переселяться на эти территории. Для того чтобы в «исторический час», когда такая провокация против России станет возможной, провести референдум по вопросу о принадлежности соответствующих территорий.
Именно поэтому «Альтернатива для Германии» позиционирует себя как «дружественная» по отношению к России партия. Стремится к построению как можно более тесных отношений с российскими организациями и партиями.
Первая причина тому достаточно проста. Партия заинтересована в получении российского финансирования. Поддержку партии оказывают многие. Многие международные организации уже жертвовали ей деньги. Пример тому — Национальная стрелковая ассоциация (National Rifle Association) — американское оружейное лобби. Причина в том, что АдГ выступает за либерализацию законов об оружии в Германии.
Вторая причина — содержательная. Это отношение к исламу, к мусульманам. «Альтернатива для Германии» — антиисламская партия. Владимир Путин в глазах многих ее сторонников является противником ислама и мусульман.
Если бы члены АдГ, в особенности приверженцы «крыла», знали, что 19 миллионов граждан Российской Федерации являются мусульманами, что к этим гражданам отношение у российского президента Владимира Путина очень даже хорошее, то симпатии по отношению к нему и к России моментально бы улетучились.
Третья причина, объясняется недоразумением, ошибочным восприятием России. В Германии считается, что российское общество очень консервативное. По части эмансипации, по мнению сторонников АдГ, в России все построено правильным образом: русские мужчины работают, а женщины занимаются хозяйством и присматривают за детьми. «Альтернатива для Германии» не понимает, что 42% руководящих позиций в России занято женщинами. Потому что в Германии эта доля составляет 26%.
Не христианская партия
С другой стороны, многие россияне и русские немцы так же ошибочно воспринимают «Альтернативу для Германии» слишком дружественно. Многие считают, что она выступает за возврат к христианским ценностям, традициям, в то время как другие партии отказались их защищать.
На самом деле АдГ совсем не христианская партия. Бьерн Хеке прямо говорит в своей книге, что он не христианин. Да, в «Альтернативе для Германии» есть крыло христиан. Оно насчитывает меньше 200 членов, притом что общая численность партии превышает 28 тысяч человек. Даже группа «Гомосексуалисты АдГ» насчитывает больше членов.
В 2017 году Армин Пол Хэмпел, член Федерального исполнительного совета партии, публично призвал сочувствующих АдГ покинуть церковь. Это высказывание породило настоящий кризис среди христианских сторонников партии. При этом он не подвергся критике со стороны коллег, а напротив, лишь встретил одобрение. Представьте, что произошло бы, если бы какой-то российский политик сделал аналогичное высказывание. Уверена, это вызвало бы большой скандал.
Столь же скандальной, на мой взгляд, была реакция чиновников и членов «Альтернативы для Германии» на теракт на рождественской ярмарке в Берлине, в результате которого погибли 13 человек. Вместо того чтобы оплакивать погибших и сочувствовать скорбящим, я видела во внутренних группах социальных сетей радость, триумф и злорадство по отношению к немцам, дружественно настроенных к мигрантам. Для большинства моих коллег по партии жертвы были просто шансом увеличить электорат и доказательством того, что они были правы в своем неприятии мусульман с самого начала.
Я уже говорила об этом неприятии, но это актуально и для отношений с Россией в связи с сирийской тематикой. В сирийском конфликте лидеры АдГ нерешительно встали на сторону России, но рядовые члены сочувствуют мятежникам, потому что они интерпретируют любое сопротивление «Исламскому государству» как ослабление самого ислама. Члены партии поддерживают все, что, с их точки зрения, делает ислам слабее, потому что они относятся к этой религии и верующим в основном только с чистой ненавистью!
Это человеконенавистническое отношение является результатом радикализации партии в целом. Напомню, что основополагающей идеей АдГ было позиционировать себя против власти. Это включало в себя защиту от политкорректности. С самого начала партия проводила кампанию за то, чтобы ее члены говорили все, что они думают. Этот образ стал губительным для партии, потому что ее члены не ограничивались нападками на правящие партии, но также выступали против своего собственного руководства, если оно хотело позиционировать себя против экстремистски настроенных членов партии.
Профессор Бернд Люк хотел принять меры против постоянно растущих праворадикальных настроений в партии. Это воспринималось большинством членов партии как сотрудничество с истеблишментом, как уступка политкорректности. То же самое произошло два года спустя и с доктором Фрауке Петри. Оба были основателями АдГ, но они покинули партию, потому что не знали, как остановить наступление радикального крыла. Их последователи, конечно же, следовали за ними и тоже покидали партию в большом количестве.
Осталось множество правых сторонников жесткой линии. И поскольку их работа с общественностью носит ярко выраженный воинственный и кричащий характер, другие члены партии становятся еще радикальнее и агрессивнее.
Этот процесс полностью вышел из-под контроля и получил сильную собственную динамику. Даже представители «крыла» с трудом контролируют гнев своих последователей. В целом членство в АдГ сегодня должно рассматриваться как непредсказуемое и непостоянное.
Другие правые популистские партии в Европе прекратили сотрудничество с партией. Слишком велик для них риск быть связанными с АдГ, которая за очень короткое время сделала дрейф в сторону правых экстремистских сил.
Когда Фрауке Петри еще был председателем, были совместные выступления с австрийской Партией свободы (FP), Гертом Вилдерсом (лидер крайне правой партии в Нидерландах), «Национальным фронтом» из Франции и Партией независимости Соединенного Королевства. Между тем, теперь АдГ полностью изолирована от правых партий в Европе. Даже для «Национального фронта» немецкие правые популисты сейчас настроены слишком экстремистски, антисемитски и расистски, слишком опасны.
Я могу подтвердить эту оценку, исходя из своего личного опыта. Когда осенью 2017 года я вышла из партии и публично предупредила о том, что происходит внутри нее, я получила сотни гневных сообщений, включая угрозы смерти. Мне желали, чтобы я и мои дети заболели раком и были изнасилованы просителями убежища в Германии. Стало очевидно: это уже давно не нормальная партия. Это секта! И секта с очень опасным мировоззрением.
Если кто-то сожалеет о таком развитии событий, потому что, несмотря ни на что, видит в партии друга России, то я вас утешу. Россия и Путин не являются союзниками номер один для АдГ, потому что у партии есть более популярный герой: президент США Дональд Трамп. Он добился того, о чем мечтают правые силы Германии: победил истеблишмент и элиты и стал самым влиятельным человеком в США, пришедшим «со стороны».
Я знаю, что многие в России после его избрания возлагали надежды на новое начало американо-российских отношений. Вместо этого он проводит политику провокаций в отношении России. Его деятельность после выборов стало горьким разочарованием для многих. Это лучшее доказательство того, что не каждая новая сила автоматически становится улучшением.
Алексей Навальный тоже хороший пример. Многие немецкие газеты восхваляют этого человека как своего рода спасителя. И делают это просто потому, что увидели в нем шанс нового начала. Они полностью упустили из виду, что этот человек — кристально чистый расист, превосходный националист и враг мусульман. Если бы он был избран, то стал бы горьким разочарованием для Германии и Европы. А «Альтернатива для Германии» будет горьким разочарованием для России. По крайней мере для тех, кто хочет, чтобы отношения между Россией и Германией были дружескими.
*По материалам выступления Франциски Шрайбер на заседании «Россия и Германия: Исторические соперники или естественные союзники?» в Общественной палате Российской Федерации 30 января 2019 года. Госпожа Шрайбер — автор книги «Внутри АдГ: рассказ экс-члена партии» (Inside AfD: Der Bericht einer Aussteigerin», 2018).
ТАСС
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl