Мебельная компания Lazurit построила под Москвой логистический комплекс класса А

ЭкспертБизнес

А вот мебель заморская, калининградская

Мебельная компания Lazurit из Калининграда построила под Москвой логистический комплекс класса А. Этот инвестпроект — один из шагов производителя на пути в рынок омниканальной сетевой розницы

Виктория Безуглова

Коллекции с фасадами из бамбука — один из лидеров продаж компании Lazurit

Казалось бы, таких препятствий на пути в федеральный рынок, как у мебельщиков из Калининграда, еще поискать: транзит через Литву закрыт из-за санкций, материалы — ДСП и МДФ — в регионе не производят, и завезти их из Европы, как и фурнитуру, нельзя. Остается Балтийское море — паромные переправы для завоза материалов и вывоза готовой продукции. При этом актуальность пословицы «за морем телушка полушка да рубль перевоз» никто не отменял, себестоимость заморской мебели-путешественницы всегда выше, чем товаров местных производителей.

Многих калининградских производителей мебели эта ситуация подкосила, и они вполовину сократили производство. Но не компанию Lazurit, продажи которой «выстрелили» еще во время пандемии — рост составил более 30%, — а в 2022 году, когда рынок в целом даже просел, прибавили еще около 6%: выручка достигла 18 млрд рублей. Это лучший результат в отрасли, почти 2,5% всего мебельного рынка, который, по оценке Ассоциации мебельной и деревообрабатывающей промышленности России (АМДПР), составил в прошлом году 750 млрд рублей.

Но на этом сюрпризы от Lazurit не кончились: в марте этого года компания начала новый проект и за счет собственных инвестиций в объеме 1,2 млрд рублей построила логистический комплекс площадью 19 тыс. кв. м в Раменском округе Подмосковья. Цель проекта в самой компании определили так: чтобы сроки поставки продукции компании для покупателей еще больше сократились. Быстрая доставка — любимая тема маркетплейсов, которые конкурируют таким образом за клиентов, и их идеал — поставки в день заказа. По мнению ряда экспертов мебельного рынка, стратегия Lazurit заключается именно в том, чтобы бороться за онлайн-рынок мебели с маркетплейсами.

Lazurit идет в сторону интернет-торговли, поэтому их решение о строительстве складских площадей класса А, арендные ставки на которые за год выросли на 50%, вполне оправданное и своевременное, уверен Андрей Ишков, директор производственной компании «Лофтмебель» и исполнительный директор интернет-магазина Divan.ru. Расширением складов также активно занимаются «Аскона», Divan.ru и Hoff.

Мобильный игрок

Компания Lazurit, основанная в Калининграде в 1992 году, к настоящему времени стала мебельным гигантом: производственные площади размещены на территории более 40 тыс. кв. м, включают в себя цеха жилой и офисной мебели, декоративных панелей, профильных материалов, декоративных плит, светотехники, стекла и зеркал, упаковки, имеется цех по изготовлению кухонь по индивидуальным заказам. В активе компании собственная розничная сеть, более 500 салонов в 170 городах России общей площадью 100 тыс. кв. м. Сегодня этим трудно кого-то удивить, но на самом деле создание розницы заняло годы. Уже к началу 2000-х, когда компания освоила региональный рынок, стало понятно, что дальше расти без стабильной и оперативной доставки мебели в центральную часть страны сложно. Поэтому в 2002 году была создана собственная транспортная компания, а следом начали открываться салоны мебели по всей России вплоть до Южно-Сахалинска. В итоге к 2006 году Lazurit полностью отказался от дилерских продаж, так как опытным путем было доказано: торговля на чужих площадках идет не так бойко, как в своих магазинах с обученным и мотивированным персоналом.

Собственная розница и сегодня остается локомотивом продаж компании, но в спину уже дышат новые технологии. Толчком к радикальной смене стратегии послужила пандемия. В 2020 году в Lazurit стали внедрять бизнес-модель, в которой производство полностью подчиняется запросам розницы, а она работает по так называемой омниканальной схеме. Благодаря этому компания устояла и в 2022 году, хотя ее тоже лихорадило — от ажиотажного спроса на мебель весной и роста среднего чека с 55 тыс. рублей на 2030% до ощутимого дефицита материалов и комплектующих, потери связей с зарубежными партнерами и экспортных поставок в европейские страны. Средний чек, кстати, уже к концу марта стал падать, так как ушла волна спроса, а продажи перетекли из среднего сегмента в эконом.

По словам гендиректора Lazurit Дениса Егорова, на события пришлось реагировать быстро: «Мы были вынуждены переключаться на других поставщиков и делать запасы комплектующих, чтобы это никак не отразилось на производстве, в такое время важно сохранять оптимизм». Что касается экспорта, то сегодня в Lazurit ищут новые экспортные коридоры, в том числе на рынки СНГ, в страны азиатского региона, Ближнего Востока.

Денис Егоров, генеральный директор Lazurit, считает, что сегодня на рынке мебели господствует «рациональный клиент», который ищет выгодные предложения, но при этом не готов терять в качестве

Омниканальная сила

Люди, которые ходят по маркетплейсам и интернет-магазинам в поисках одежды, косметики или товаров для дома, с таким же успехом могут в интернете покупать мебель. Эта мысль проста, однако пользуются ее плодами до сих пор единицы мебельщиков, к каковым относится и Lazurit. В прошлом году компания в онлайн-продажах приросла на 50%, в том числе благодаря запуску мобильного приложения. В целом год назад доля e-commerce в выручке Lazurit составила 8%, в этом году она выросла уже до 13%. При этом важна взаимосвязанность каналов: к примеру, ежемесячно компания обрабатывает 50 тыс. заказов, но разделить их строго на офлайн и онлайн невозможно, так как 70% покупателей перед посещением салона заглядывают в интернет-магазин или мобильное приложение, выбирают модели, прицениваются.

График 1. Продажи "Лазурита" выстрелили в пандемию и продолжили расти под санкциями

Будущее, судя по всему, за теми, кто быстрее освоится в этой омниканальности. По мнению Андрея Ишкова, рынок мебели в России реструктурируется в пользу крупных игроков: «Насколько мне известно, все крупнейшие игроки мебельного ретейла закончили прошлый год с ростом год к году и в этом продолжают расти». При этом он отмечает, что все крупные компании пытаются сейчас быть ближе к клиенту — работать с сервисом, обратной связью, активно улучшать NPS (индекс потребительской лояльности), оцифровывать клиентский опыт и анализировать клиентский путь. Сам Ишков знает эту кухню изнутри: на протяжении ряда лет его компания «Лофтмебель» сотрудничала с Divan.ru, а теперь они объединились — для взаимного упрочения рыночных позиций. Lazurit выгодно продвигать в онлайне свой собственный бренд, так как именно известные бренды будут набирать силу: прагматичный клиент склонен доверять проверенным копаниям, покупать пусть и дороже, но у тех, кого знает», — резюмирует Андрей Ишков.

IKEA проросла корнями

Знакомясь с продукцией Lazurit, покупатель узнаёт, что компания делает мебель для любых комнат, от гостиной до детских и кухонь, что все пространство у них можно оформить в едином стиле за счет того, что много коллекций сочетаются друг с другом. Еще их мебель разработана по модульному принципу, поэтому элементы серий легко трансформируются, дополняются, существуют в нескольких вариантах дизайна, а в салонах можно увидеть завершенные интерьерные решения. Ничего не напоминает? Ну конечно же, очень похоже на IKEA! «Одним из трендов на мебельном рынке является стремление клиентов решать задачи, связанные с обустройством интерьеров комплексно, у одного продавца или производителя — такая философия потребления многие годы культивировалась крупнейшими международными игроками и после их ухода сохранилась в нашей стране», — рассказывают в компании Mr. Doors, где не просто увидели этот тренд, но и начали заниматься расширением собственного ассортимента, включив в продажи мягкую мебель по индивидуальным размерам, текстиль для дома.

График 2. "Лазурит" возглавляет десятку крупнейших производителей бытовой мебели

Однако строить сбалансированную модель бизнеса по типу IKEA — задача непростая. «В своей работе с мебельными фабриками я часто наблюдаю хаос при выборе точек развития, в итоге тратится много ресурсов при сомнительном результате, — рассказывает о своем опыте Инна Романова, категорийный менеджер для мебельных фабрик. — Побеждают в конкурентной борьбе те, у кого есть системный подход в соответствии с выбранной стратегией». По ее мнению, у Lazurit такая стратегия есть, и на нее работает мультикатегорийность, когда компания, изучив мощности и компетенции своего производства, себестоимость и сроки разработки продуктов, принимает решение о производственном партнерстве с другими мебельными компаниями, находящимися в центральной части России, — о закупках сначала мебельных коллекций корпусной мебели «на стороне», а затем и других категорий мебели, света, аксессуаров. Тем самым решаются ключевые задачи успешного мебельного бизнеса: высокая скорость реагирования на изменения спроса, гибкое ценообразование и попадание в выбранные ценовые сегменты, отстройка от конкурентов, высокая скорость внедрения новинок, экономия издержек. «Фактически, изменив бизнес модель компании, они форсировали свой рост», — констатирует эксперт.

С этим согласен и Андрей Ишков: «Насколько мне известно, Lazurit прошел серьезную трансформацию из производственной компании в интернет-магазин с омниканальной розничной моделью, большую часть продаваемой продукции они производят и разрабатывают на стороне, так как выпускать столь широкий модельный ряд самостоятельно нецелесообразно, а для интернет-торговли требуется широкая витрина и много номенклатур». Как сообщили в Lazurit, учет ассортимента они ведут не единицами продукции, а коллекциями, и сейчас у них более ста коллекций корпусной мебели и более ста серий диванов.

Экономсегмент правит бал

По словам Инны Романовой, при падении покупательской способности, изменении курса валюты, а сегодня мы это и наблюдаем, неизбежно происходит сползание ценовых сегментов: то, что было «эконом», становится «средним минусом», а «средний минус» становится «средним плюсом». И еще у потребителей в кризис включаются две возможные стратегии: первая называется «бей» — когда включается апломб: «мы не настолько богаты, чтобы покупать дешевые вещи» — и покупатель предпочитает купить более качественный товар за средние деньги, чтобы надолго хватило и не вышло из моды; а вторая называется «беги» — растет отложенный спрос, и клиенты отказываются от покупок.

Таким образом, мебельный бизнес живет сегодня, балансируя на гранях сползающих вниз ценовых сегментов и хватая за полы бегущего клиента. «В России 28 тысяч производителей мебели, подавляющее большинство из них работают сейчас в нише экономсегмента, занимающего 75 процентов всего рынка», — говорит генеральный директор АМДПР Тимур Иртуганов. По его мнению, так всегда бывает в кризис, это хорошая, понятная ниша, и Lazurit в ней тоже хорошо закрепился.

В Lazurit подтверждают, что средний чек на мебель в последние годы уменьшается и у них тоже сейчас составляет чуть более 30 тыс. рублей. Превалирует «рациональный клиент», который ищет выгодные предложения, ориентирован на скидки, кешбэк и акции, но при этом не готов терять в качестве, понимая, что мебель покупается не на один сезон.

Уловить баланс цены и качества непросто, но можно, особенно если попасть в модный тренд. Как рассказали в Lazurit, много лет назад они начали выпускать коллекции с фасадами из бамбука, они до сих пор уверенно выходят в лидеры продаж, а сегодня бамбук и вовсе в мировом тренде: весной сотрудники компании побывали на выставке в Милане и увидели, что бамбуковые фасады появились у известных европейских производителей.

Даешь эмоциональную коммуникацию

В 2022 году у бренда Lazurit появился свой забавный маскот — кот Пуфик, а подразделение компании по работе с клиентами переименовали в «отдел заботы», так как людям требуется дружеское внимание и помощь, чтобы понять свои реальные потребности и приобрести действительно нужную вещь. Это ставка на эмоциональную коммуникацию и часть маркетинговой кампании, без которой не обойтись на профицитном рынке, каковым является рынок мебели: продукции производится больше, чем ее могут купить.

Инна Романова рассказывает, что работа в иностранных компаниях научила и ее «думать от клиента», то есть смотреть на рынок его глазами и решать его задачи. У человека снижается покупательская способность, темп его жизни ускоряется, нет времени изучать многочисленные предложения, быт упрощается — все это провоцирует рост продаж через маркетплейс — значит, надо менять ассортимент и упаковку, повышать уровень обслуживания, быть готовым к снижению среднего чека и вместе с тем предлагать клиенту сразу несколько предметов за меньшие деньги. Поэтому лидеры рынка мебели предлагают купить в одном месте кровати, матрасы, пледы и ковры.

Lazurit идет по этому пути все дальше. В 2022 году они успешно протестировали продажи светильников, люстр и изделий для домашнего уюта, а сегодня в интернет-магазине можно приобрести ковры, текстиль для дома и даже специальную мебель для домашних животных. И это уже не просто старая добрая IKEA с ее бродилками по залам, а технологичный шаг вперед — бродить клиент теперь может виртуально при помощи 3D-тура по флагманскому салону компании, рассматривать карточки товаров на сайте интернет-магазина, а при желании посетить комфортные офлайн-салоны бренда, где ему тоже предоставят возможность полежать на кровати и потрогать все своими руками.

Справка о компании

Компания Lazurit создана в 1992 году в Калининграде. Производит и продает мебель для дома, офисную мебель. Основные активы: производственная площадка в Калининграде площадью более 40 тыс. кв. м, логистический комплекс в Раменском округе Московской области площадью 19 тыс. кв. м, собственная розничная сеть из 500 салонов в 170 городах России общей площадью 100 тыс. кв. м, интернет-магазин.

Выручка — 18 млрд рублей.

Число сотрудников — 7000 человек.

Фотографии предоставлены компанией Lazurit

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Настоящий имперец Настоящий имперец

Ни один другой немецкий политик не был использован так сильно, как Бисмарк

Дилетант
Темперамент имеет значение: сильные и слабые стороны сангвиника Темперамент имеет значение: сильные и слабые стороны сангвиника

Сангвиники — самые общительные и деятельные люди, но и у них есть минусы

Psychologies
Дочь Ра Дочь Ра

Клеопатре суждено было стать последней царицей относительно независимого Египта

Дилетант
Папа Док, злой дух Гаити Папа Док, злой дух Гаити

Как династия Дювалье создала в Гаити уникальную атмосферу всепроникающего ужаса

Дилетант
«Большая дубинка» дяди Сэма «Большая дубинка» дяди Сэма

Современные авианосцы – это крупные корабли в составе военно-морского флота

Наука и техника
С хлеба на воду: почему аграриям не хватает льготных кредитов для развития С хлеба на воду: почему аграриям не хватает льготных кредитов для развития

Почему далеко не все представители агросектора имеют доступ к льготных кредитам

Forbes
7 идей против осенней депрессии 7 идей против осенней депрессии

Вот уже все ближе подступает привычная сезонная хандра. Не поддавайся!

Лиза
Кассетный мальчик разбивает стекла. 5 главных песен группы «Мумий Тролль» Кассетный мальчик разбивает стекла. 5 главных песен группы «Мумий Тролль»

Рассматриваем биографию Ильи Лагутенко через пять его главных песен

СНОБ
Яир Лапид: «Двойная ловушка». Расследование детектива Ширмана Яир Лапид: «Двойная ловушка». Расследование детектива Ширмана

Отрывок из броского детектива о частном сыщике «Двойная ловушка»

СНОБ
Вызывайте математика! Вызывайте математика!

Начинаем разбирать формулы из Quantum Break

N+1
Виноваты звезды: какие косметологические процедуры популярны благодаря селебрити Виноваты звезды: какие косметологические процедуры популярны благодаря селебрити

Какие процедуры становятся популярными благодаря селебрити

Forbes
10 необычных способов использования куска мыла в быту: стоит попробовать каждый! 10 необычных способов использования куска мыла в быту: стоит попробовать каждый!

У нас есть аргументы за то, чтобы вы хранили в доме хотя бы один кусок мыла!

ТехИнсайдер
Коротко и пугающе: 20 суперстрашных рассказов из двух предложений Коротко и пугающе: 20 суперстрашных рассказов из двух предложений

«Страшная история из двух предложений» — идеально, чтобы испугаться быстро!

VOICE
Наследство победителей: как октябрь 1993-го помог создать легенду о лихих 90-х Наследство победителей: как октябрь 1993-го помог создать легенду о лихих 90-х

Исторические споры часто замещают собой дискуссию о современном моменте

Forbes
Как менялся взгляд на женскую психотерапию и чем она отличается от мужской Как менялся взгляд на женскую психотерапию и чем она отличается от мужской

Как психоанализ и феминизм искали причины различий проблем женщин и мужчин

Forbes
Восточная Европа оказалась на первом месте по смертям от отравления угарным газом в 2021 году Восточная Европа оказалась на первом месте по смертям от отравления угарным газом в 2021 году

Коллаборация ученых изучила данные о смертности от отравлений угарным газом

N+1
Что нужно взять с собой в самолет, чтобы перелет был комфортным Что нужно взять с собой в самолет, чтобы перелет был комфортным

Как продумать сборы в самолет от и до

VOICE

Как выражается пассивная агрессия и что ей можно противопоставить?

VOICE
«Советские ветераны Второй мировой войны: народное движение в авторитарном государстве, 1941-1991» «Советские ветераны Второй мировой войны: народное движение в авторитарном государстве, 1941-1991»

Как бывшие фронтовики боролись с советской бюрократией

N+1
5 вежливых слов, которые cнижают вашу значимость 5 вежливых слов, которые cнижают вашу значимость

Как «волшебные слова» становятся нашими врагами

Psychologies
Краткий путеводитель по депрессии в культуре Краткий путеводитель по депрессии в культуре

Как человечество исследовало отсутствие интереса к жизни

Weekend
Давай, до свидания! Давай, до свидания!

Как подготовить дачу к зиме: 12 правил

Лиза
«Игры в бисер»: глава из книги Александра Гениса «Игры в бисер»: глава из книги Александра Гениса

Отрывок из сборника эссе, который по-новому откроет любимых авторов

СНОБ
Как выжить в век цифровой амнезии: 7 советов Как выжить в век цифровой амнезии: 7 советов

Что такое «эффект Google», чем он вреден и как с ним бороться?

Psychologies
Сны наяву, раздвоение личности и истерики: случай из практики врача Брейера, положивший начало психоанализу Сны наяву, раздвоение личности и истерики: случай из практики врача Брейера, положивший начало психоанализу

Как случай из практики Йозефа Брейера вдохновил Фрейда

Psychologies
Как управлять оргазмом: 4 практики для женщин Как управлять оргазмом: 4 практики для женщин

Можно ли настроить женский оргазм?

Psychologies
«Без тяжелого люкса». Как изменились тренды на обустройство квартир «Без тяжелого люкса». Как изменились тренды на обустройство квартир

Какие планировки, ремонты и интерьеры популярны у обеспеченных москвичей

СНОБ
Тату во имя науки Тату во имя науки

Как нательное искусство помогает исследовать боль

N+1
«Икота, перейди на Федота!»: 7 проверенных способов, как перестать икать «Икота, перейди на Федота!»: 7 проверенных способов, как перестать икать

Рассказываем, какими же способами можно быстро избавиться от икоты

ТехИнсайдер
От бунтарок до жертв насилия: как меняется образ девочек-подростков в российском кино От бунтарок до жертв насилия: как меняется образ девочек-подростков в российском кино

Как с архетипом девочек-подростков работает отечественная киноиндустрия

Правила жизни
Открыть в приложении