Семья / Школа
Мой ребенок учился сам
Личный опыт мамы, которая решила не проверять домашние задания.
Моя дочь заканчивает школу, и теперь я могу сказать, что у меня все получилось. До последнего года я не была уверена, что поступаю правильно, более того, я ни в коем случае не утверждаю, что подобная схема подойдет абсолютно любому ребенку. Но у нас она сработала, и, возможно, этот опыт окажется кому-то полезен.
Начну с теории. Я не считаю, что все изучаемое в школе человеку действительно нужно – это раз, и изучить даже необходимое нужно именно в школе – это два.
Я не считаю, что возникший некогда пробел может повлечь фатальные и трагические последствия. Я не считаю школьную систему контроля над качеством приобретенных знаний достаточно эффективной и объективной. До тех пор, пока забытая тетрадка с правильно выполненным заданием – это двойка, а помарки – это снижение отметки на балл.
Я убеждена, что основным мотивом для получения знаний (помимо природного любопытства) являются необходимость и желание эти знания применять. И я уверена, что человек учится эффективнее и быстрее, когда оно ему НАДО. Иначе говоря, я считаю, что ребенок научится складывать и вычитать в любом случае, поскольку этот навык необходим ему в жизни. В магазине, например. И умножать научится, потому что это быстрее, чем складывать.
Я уверена, что приобретение любого навыка завершается радостью от осознания «я могу», если в процессе приобретения навыка ребенка положительно стимулируют и придают уверенности, не подгоняют, не сравнивают с другими и не выражают разочарования, даже если испытывают таковое.
Еще я думаю, что каждый ребенок хочет быть хорошим, одобряемым и поощряемым, и никто не мечтает быть ругаемым и порицаемым. Любой ребенок в возрасте 6–7 лет хочет быть успешным, принимаемым обществом. Период протеста начнется существенно позже.
Поэтому на начальном этапе я исходила из предпосылки, что мой ребенок хотел бы учиться хорошо – раз, обладает свойственным детям любопытством – два, и я как взрослый человек смогу найти способы заинтересовать ребенка в приобретении новых знаний – три.
Никогда ребенок не должен быть наказан за школьный провал лишением внешкольных мероприятий. Если мы проводим аналогию школа=работа, то очевидно, что мы все были бы страшно возмущены, если бы муж лишил нас похода в ресторан за не вовремя сделанный на работе отчет. Наказать – значит ввести в сознание ребенка мысль о том, что его учеба – для мамы. Или – во избежание наказаний.