Выше облаков
Четыре века в архитектуре Петербурга.
Глава третья: Город, которого нет
На пороге перемен
Любопытно, как могла бы выглядеть сегодняшняя Северная столица, не стань она столетие назад ареной тех событий, которые привели Петербург к переименованию в Петроград, а затем — в Ленинград.
Нынешний облик города, особенно его центральной части, сегодня представляется нам единственно возможным. Но в начале ХХ века городские власти совместно с экспертами Академии художеств, архитекторами Леонтием Бенуа, Марианом Перетятковичем и инженером Фёдором Енакиевым, обсуждали планы самых радикальных преобразований городской среды. Если бы этим планам суждено было осуществиться, то от Дворцовой площади параллельно Невскому проспекту через Михайловскую площадь протянулся бы Романовский проспект — дублёр главной магистрали города. На месте осушенного Крюкова канала мог бы появиться проспект императора Николая Второго, выходящий к Благовещенскому мосту, предназначенный стать одной из главных городских артерий, также сопоставимой по значению с Невским.
Проект метрополитена мог быть реализован не в тоннельном, а в эстакадном варианте. Тоннели предполагалось проложить только в центре города, причём в качестве готового подземного пути могло выступить русло осушенного Екатерининского канала. Приоритетным районом для развития города представлялась Выборгская сторона. Застройка Васильевского острова была проблемной из-за угрозы наводнений, а южная часть города представляла в то время колоссальную промышленно-логистическую зону.
Впрочем, планы преобразования столичного центра были отвергнуты городской думой: петербургские домовладельцы не увидели прямой выгоды от предложенных мер и не проявили большой заинтересованности в проекте. А план создания метро не понравился императору Николаю II.