Страшное место Сандармох
Острова Архипелага ГУЛАГ — это не только тюрьмы и лагеря, это и места массовых захоронений. Одно из них — лесное урочище Сандармох в Карелии, в 19 километрах от Медвежьегорска. Именно здесь настойчиво проводил свои исследования историк Юрий Дмитриев, заплативший за своё упорство жестоким и несправедливым приговором, отправившим его в тюрьму.
«Борьба за упрочение»
Начнём с документа, весьма буднично распорядившегося жизнями людей.
«...ПРИКАЗЫВАЮ: 1. С 25 августа (1937 года. — Авт.) начать и в 2-х месячный срок закончить операцию по репрессированию наиболее активных контрреволюционных элементов из числа содержащихся в тюрьмах ГУГБ, осуждённых за шпионскую, диверсионную, террористическую, повстанческую и бандитскую деятельность, а также осужденных членов антисоветских партий <…> и прочих контрреволюционеров, ведущих в тюрьмах ГУГБ активную антисоветскую работу. <…>
2. Все перечисленные контингенты после рассмотрения их дел на Тройках при УНКВД подлежат расстрелу.
3. Вам для Соловецкой тюрьмы утверждается для репрессирования 1200 человек... <…> Народный комиссар внутренних дел <…> Ежов».
Даже и не знаешь, что в этом документе страшнее: предрешённость судеб, расплывчатость обвинений или то, что название тюрьмы и число запланированных к расстрелу вписано от руки в специально оставленные в машинописном тексте пробелы, — очевидно, что документ типовой, подобные получили десятки, а то и сотни других подобных «учреждений».
В приказе о награждении палачей орденами эти мероприятия названы «борьбой за упрочение социалистического строя в СССР».
Жертвы и палачи
В 1923 году был организован Соловецкий лагерь особого назначения (СЛОН). С момента своего создания он предназначался для «политических» (впрочем, это понятие могло трактоваться очень широко), отправляемых сюда по линии ГПУ. Довольно быстро лагерь стал порождать «командировки» и ОЛПы — «отдельные лагерные пункты», сначала неподалёку, в Северной Карелии, затем всё дальше и дальше: на Кольском полуострове и даже в Северном Приуралье. Росла и численность заключённых: начавшись с 2,5 тысяч, она достигла своего максимума в 1930-м — чуть менее 72 тысяч зэков.
Начало строительства Беломорско-Балтийского канала привело к расформированию СЛОНа и передаче его имущества Белбалтлагу — он-то и учредил свою «столицу» в Медвежьегорске. Именно сюда, в Медвежьегорский район, осенью 1937-го начали свозить предусмотренный августовским приказом Ежова «контингент». В общей сложности за пять дней, с 9 по 14 октября, «тройка» в составе начальника УНКВД по Ленинградской области, его заместителя и областного прокурора, рассматривая более чем по 200 дел в день, вынесла 1116 смертных приговоров. 1111 были приведены в исполнение неподалёку, согласно рапорту капитана госбезопасности Матвеева, выполнявшего роль главного палача.