Побеждённая зараза
Натуральная оспа — первая и пока единственная болезнь, которую удалось ликвидировать благодаря вакцинации всего населения Земли. В природе вирус не сохранился, и считается, что болезнь больше не угрожает людям. Так ли это?
В июле 2018 года в США был зарегистрирован первый препарат для лечения натуральной (чёрной) оспы. Зачем? На тот случай, если вирус вырвется из-под контроля или попадёт в руки злоумышленников. Оспа хозяйничала на планете столетиями. Упоминание этой болезни встречается в Библии и в Коране. Характерная черта оспы — появление на теле (а также во рту, на глазах) гнойных пузырей, наполненных чёрной жидкостью, за что оспа и получила название «чёрной». Смерть может наступить уже на третий день. Выздоровление занимает не меньше шести недель. У тех, кто выжил, лица навсегда остаются обезображенными шрамами.
«Мерли прыщем»
В Европе оспа стала известна примерно с VI века. Распространению болезни способствовали войны и крестовые походы. Летальность, по разным оценкам, составляла от 20 до 90 %. Она не щадила ни знать, ни бедноту. Уберечься от неё было невозможно, лекарств не существовало. От оспы умерли королева Англии Мария II, король Франции Людовик XV, король Испании Луис I, российский император Пётр II, и это далеко не исчерпывающий список. К XVI веку почти невозможно было встретить человека, не болевшего оспой. В Европе от неё ежегодно гибли более 1,5 миллиона человек.
Британский историк XIX века Томас Маколей, сравнивая оспу с чумой, считал первую более ужасной. «Чума посетила наши берега только один или два раза в течение живой памяти, а оспа всегда присутствует, заполняя церковные площади трупами… На тех, чьи жизни она пощадила, оставила отвратительные следы на лицах, так что матери вздрагивали, смотря на своих детей», — писал историк.
Оспенные эпидемии опустошали Россию с XV века. Одно из первых описаний встречается в Никоновской летописи и относится к 1427 году, когда «мор бысть велик во всех градех русских по всем землям, и мерли прыщем».
Дикий метод
В тех местах, где оспа была знакома давно, люди научились с ней сосуществовать. В Китае, Африке, Индии, Османской империи издревле применялся метод вариоляции, или инокуляции. Суть его состояла в том, что здорового человека искусственно заражали (прививали) малой дозой вируса, взятой из гноя больного. Привитые переносили оспу в лёгкой форме и больше не болели ею. Обычно вариоляцию делали с помощью иглы и проводили детям в раннем возрасте.
В Европе подобные «дикие» методы считали недостойными и грязными. Переломить сопротивление общества в 1721 году удалось леди Мэри Монтегю — ярой и отважной стороннице оспопрививания. Она испытала процедуру инокуляции на собственных детях и сумела склонить на свою сторону короля Англии.
В течение следующих нескольких лет в Британии были инокулированы около тысячи человек. Примерно 2% привитых умерли от прививки. Метод оказался довольно рискованным. Кроме того, «прививная оспа» могла вызывать эпидемии, так как инокулированные сами становились источниками инфекции.