Писаная красота
Византийское «наследство» ощущается на территории бывшей Киевской Руси повсеместно благодаря православию и многому, что с ним связано. Но если религия касается только верующих, а искусство — тех, кто им интересуется, то письменность не обошла ни одного современного белоруса, украинца, русского…
Основной вопрос алфавитософии
Нет такой науки, авторы её выдумали. А должна бы была быть: ведь каждый раз, когда мы говорим о возникновении новой письменности, встаёт закономерный вопрос «зачем»? Вот изобрели древние финикийцы алфавит — почему бы им не пользоваться всем последующим народам, взыскующим грамотности? Ну добавляйте себе какие-то знаки, соответствующие уникальным звукам вашего языка, а коли лень или недосуг — изобретайте буквосочетания или надстрочные значки; велосипед-то заново зачем изобретать?..
Во-первых, не заново. Некоторые буквы финикийцев, слегка видоизменившись (например, развернувшись на 90° или 180°), перешли в иврит, латиницу, греческий и даже арабский; а уж кириллические заимствования из латинского и греческого алфавитов вообще видны невооружённым глазом. Во-вторых, не будем сбрасывать со счетов национальную гордость, которая может быть ущемлена от слепого копирования изобретённого другими. Наконец, у народов могут быть свои тайны, и совершенно не обязательно всем знать, как они звучат (шутка, в которой есть доля истины).
Руны славянские
Первой славянской азбукой была глаголица. Но это неточно.
Довольно широко распространено убеждение, что существовала славянская дохристианская письменность: славянские руны или чтонибудь ещё. Опирается это мнение на: 1) большое желание в это верить; 2) отдельные сведения в источниках; 3) отдельные находки, которые могут быть соответствующим образом интерпретированы.
Первое в комментариях не нуждается.
Примером второго может служить мнение автора болгарского трактата Х века, которого мы знаем под прозвищем «черноризец Храбр» («отважный монах»?). Он писал: «Прежде ведь славяне не имели букв, но по чертам и резам читали, ими же гадали, погаными будучи. Крестившись, римскими и греческими письменами пытались писать славянскую речь без устроения». Что это было (да и было ли?) — рисунки-пиктограммы или какой-то иной вид письма, нам неведомо; учёные спорят, что является их обычным (и совершенно нормальным!) состоянием.
Что касается третьей «опоры», то существуют достаточно многочисленные археологические находки, сделанные на территории от Новгорода до Причерноморья и от Чехии до Рязани, содержащие непонятные надписи. Да и надписи ли это — тоже не вполне ясно.
«Глаголю» — сиречь «говорю»
Если существование дохристианской письменности — вопрос по-прежнему открытый, то в существовании глаголицы сомневаться не приходится. Хорошо известно, что в середине IX века княжество Великая Моравия, существовавшее в среднем течении Дуная, было лакомым куском для воинственных соседей, и его князь Ростислав из династии Моймировичей пытался найти сильного покровителя. Делал он это через веру (ведь единоверца не бросают в беде, правда?). Не сумев договориться с Римом, он отправил послов в Константинополь, прося прислать Учителей, которые помогли бы заложить основы собственной церковной структуры (естественно, византийского образца). Константинопольский патриарх направил к нему своих учеников, братьев Мефодия и Кирилла. Они-то и организовали славянскую церковь, а для вящего подчёркивания её самостоятельности перевели часть богослужебных текстов на тамошний язык и даже разработали под это специальный алфавит, глаголицу. На современный русский это слово можно было бы перевести как «говорилка»