«Находился при охранении клетки с Пугачевым»
Изучение портрета дворянина, исполненного непрофессиональным художником второй половины XVIII века, открыло некоторые малоизвестные эпизоды истории Пугачёвского бунта.
В XVIII–XIX веках комнаты усадебных и городских дворянских домов украшали портреты представителей рода, отличившихся в войнах и других важных событиях. Такие произведения являлись фамильными реликвиями, иллюстрировавшими славные страницы в «биографии» семьи, указывали на её сопричастность истории государства. Но далеко не у всех была возможность заказать картину профессиональному живописцу. Тогда обращались к местным мастерам-самоучкам или поручали работу крепостным художникам. К таким «примитивным» по уровню исполнения изображениям относится и рассматриваемый портрет.
Картина поступила в Эрмитаж в 1954 году из Артиллерийского музея. Подрамник отсутствовал, холст был прикреплён к деревянному щиту. Именно эта временная подложка содержала важную информацию для идентификации портрета. На ней имелась карандашная надпись: «Карташевъ // находился при охранении // клетки с Пугачевымъ во // время его перевоза в Москву // Б. М». Этот текст заставил более внимательно изучить материалы, связанные с Пугачёвским бунтом, чтобы найти сведения об изображённом персонаже.
В 1773 году в районе реки Яик (переименованной в 1775 году в Урал) вспыхнуло восстание казаков под предводительством Емельяна Пугачёва, выдававшего себя за чудом спасшегося императора Петра III. Очень быстро бунт перерос в настоящую войну, охватившую огромную территорию Поволжья и Урала. На подавление бунта были направлены войска, которые возглавил Александр Бибиков, а после его смерти — Пётр Панин. Потребовалось множество осад и кровопролитных сражений, прежде чем мятежники были окончательно разбиты, а их предводитель пленён и казнён.