Светоний оставил нам ворох ослепительно любопытных сведений о Древнем Риме

Дилетант18+

Гай Светоний Транквилл

Портретная галерея Дмитрия Быкова

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЁН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ БЫКОВЫМ ДМИТРИЕМ ЛЬВОВИЧЕМ

1.

Всё, что средний читатель, от Шекспира до продвинутого школьника, знает о Древнем Риме, — он знает от Светония. Историки-профессионалы считают его сплетником и больше доверяют Плутарху, Тациту, обоим Плиниям — эти авторы куда больше сообщают об экономике, общественном устройстве, сословиях, сражениях и верованиях. Но история — «праздничная история человечества», как говорил Набоков, — не сводится к эволюции производительных сил и производственных отношений, к циклам и формациям; история в гораздо большей степени собрание анекдотов. История Цезаря и Клеопатры говорит нам о Цезаре не меньше, а то и больше, чем «История Галльской войны», в которой мы слышим собственный скрипучий голос самого знаменитого римлянина. Светоний оставил нам ворох ослепительно любопытных, трогательных, зачастую неприличных сведений не о верованиях, а о суевериях, не об экономике, а о коррупции, не о войнах, а о подковёрных стычках и любовных схватках. Поговорки, народные дразнилки, надписи в сортирах — всё это жизнь, и всё это Светоний; он оставил нам самый цитируемый из памятников античности — сравнимый по читательскому спросу разве что с «Золотым ослом» или «Сатириконом», да и те со времён Галантного века несколько потускнели. Наш современник не слишком интересуется неприличностями, его в этом смысле удивить трудно, — зато чудеса властолюбия, диктаторские мании преследования, внезапные, как ураган, перемены народных настроений занимают его в силу турбулентности нашего времени гораздо сильней.

Мать преподавала историю, и «Жизнь двенадцати цезарей», подаренная подругами-однокурсницами, была у неё настольной книгой — она любила и умела разжигать интерес пятиклассников к истории цитатами оттуда. Я прочёл это сочинение очень рано, больше всего меня впечатлил, понятное дело, Калигула (судя по пьесе Камю и фильму с Макдауэллом, — сценарий писал, кстати, сам Гор Видал, лучший исторический романист Америки, — я не один такой) — и, помнится, я больше всего поражался вот чему. Там сказано, что ночами Калигулу — явного безумца — мучили чудовищные сновидения, однажды ему приснился какой-то морской призрак… и вот я думал: нет ничего более зыбкого, чем сон. Две тысячи лет назад убили двадцативосьмилетнего маньяка, и тем не менее мы сегодня, в неузнаваемо изменившемся мире, этот его сон помним! Литература всё-таки самое фантастическое, что создано человеком.

2.

К Светонию иногда относятся, как к римскому Пикулю (и обоих продолжают с увлечением читать — более того, именно по их текстам формируют образ эпохи). Ахматова — которая Светония перечитывала регулярно и с удовольствием, — заметила как-то, что жизнь двора лучше всего знают повара и парикмахеры, ну и секретари вроде Светония; сплетник, да, — но и Бродский (не с её ли слов?) говорил, что ничего нет интересней, нежели метафизика и сплетни. Тем более, добавлял он, что это одно и то же.

Материалами Светония щедро пользовались Шекспир в «Юлии Цезаре» и Шоу в «Цезаре и Клеопатре», его перечитывали Пушкин и Толстой, ему подражали биографы всех времён, добавлявшие в официальные биографии современников необходимую дозу «человечинки» и «клубнички». Мы, благодарные читатели Светония, все его минусы знаем — их исчерпывающе перечислил его лучший переводчик, гениальный и многосторонний Михаил Гаспаров: «Светоний не заботится о психологической последовательности: он перечисляет добродетели и пороки каждого императора по отдельности, не задумываясь, как могли они вместе жить в одной душе. Светоний не заботится о хронологической последовательности: он соединяет в одном перечне факты начала и конца правления, без логики и связи. Светоний лишён понимания истории: образы императоров он представляет в отрыве от исторического фона и, детально разбирая мелочи их частной жизни, лишь мимоходом упоминает о действительно важных исторических событиях. Светоний лишён критического чутья: он использует в своих биографиях заведомо тенденциозные источники, не думая о том, чтобы примирить их разногласия. Светоний лишён литературного вкуса: он не заботится о художественной отделке слога, он однообразен и сух». Далее Гаспаров замечает, что нельзя мерить Светония чужой меркой, — надо найти его собственную; пожалуй, в исследовании нравственного смысла истории он был пионером. И нам Светоний интересен прежде всего своим обострённым любопытством к этой проблеме: насколько личность соответствует требованиям исторического момента, насколько она способна быть на высоте времени. Что вообще делает человека цезарем, героем, что превращает его в собеседника богов — или в пыль под их сандалиями? Светоний первым озаботился проблемой «исторического человека», поиском тех качеств, которые позволяют зрителям и участникам великих событий выстоять под напором диктатур или общих мнений. И это главный вопрос нашего времени: все мы пытаемся определить, что делает гражданина устойчивым перед пропагандой, что позволяет ему не сломаться в условиях личной диктатуры или не согнуться под давлением большинства? Почему одни ложатся под начальство, а другие сопротивляются? Почему одни гонятся за комфортом, а другие за величием? Это отнюдь не бытовой вопрос, да и анализ сплетен в этом смысле не бесполезен: что остаётся от человека в летописях, что ложится в основу его репутации? Светоний внёс фундаментальный вклад в изучение роковой проблемы личности в истории; и собственная его личность, насколько мы можем о ней судить по сохранившимся текстам, была привлекательна.

3.

Мы знаем о Светонии куда меньше, чем о греке римского периода Плутархе или римлянине Таците: Светоний сам играл в истории роль весьма скромную. На основании разных обмолвок в сохранившихся сочинениях его рождение относят к 69–71 годам, смерть — к периоду между 130 и 150 годами. Устоялось представление о нём как о человеке книжном и непрактичном — так характеризовал его старший друг и покровитель Плиний-младший в письмах к императору Траяну или к богатым друзьям, которых просил посодействовать Светонию в покупке небольшого имения. При Адриане Светоний получил шанс сделать карьеру, ибо Адриан книжников как раз ценил: сначала историку поручили заведовать библиотеками, потом сделали «советником по переписке» (это почти ранг заместителя руководителя президентской администрации — к Светонию стекались все письменные отчёты с мест), при этом он имел доступ к государственным архивам. Довольно скоро в результате интриг, о которых мы ничего не знаем, Светоний был отправлен в отставку вместе со своим покровителем, начальником преторианской гвардии Септицием Кларом, которому, кстати, и посвящено жизнеописание 12 цезарей. После отставки Светоний предался литературным трудам, коих оставил несколько десятков, на самые разнообразные, но одинаково «вкусные» темы: «О зрелищах и состязаниях у римлян», «О названиях и предметах одежды и обуви», «О брани и ругательствах и о происхождении каждого», «О знаменитых блудницах», «О телесных недостатках», «О разных предметах»… От всего этого остались либо названия, либо несколько строчек, цитируемых современниками; а как хотелось бы всё это прочитать! У Светония было замечательное чутьё на самое интересное, на блудниц и ругательства, моды и пороки, и уж конечно, это гораздо любопытнее, чем войны и реформы. Полностью (кроме начала) сохранилась лишь его книга об упадке Рима, — которая, отчасти против авторской воли, оставила нам схему упадка любой империи, для которой самосохранение становится выше принципов.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Смена мифа Смена мифа

Вокруг праздника победы сложилось не меньше мифов, чем вокруг самой войны

Дилетант
Как скопировать и вставить таблицу в Экселе Как скопировать и вставить таблицу в Экселе

Как скопировать таблицу в Эксель так, чтобы все осталось на своих местах

CHIP
Тёплая осень 1964-го Тёплая осень 1964-го

«Не прошу милости — вопрос решён» — так Никита Хрущёв завершил своё выступление

Дилетант
Культ личности Культ личности

Как повысить самооценку и изменить жизнь к лучшему

Лиза
Переворот в кино Переворот в кино

Империя разваливается, но революция всё равно сметает старый режим

Дилетант
Игорь Никитин: Вокруг меня нет случайных людей Игорь Никитин: Вокруг меня нет случайных людей

Тренер ПХК ЦСКА Игорь Никитин — о подготовке команды к сезону и личной жизни

Ведомости
Иосиф Бродский Иосиф Бродский

Бродский — поэт ресентимента

Дилетант
Братские портреты Братские портреты

Братские портреты навсегда остались бы неизвестными, если бы не парное сочетание

Дилетант
Эрнст Тельман: списан в архив Эрнст Тельман: списан в архив

История немецкого коммуниста Эрнста Тельмана

Дилетант
Урожаи вырастут на поливе Урожаи вырастут на поливе

Что сдерживает распространение ирригационных технологий

Агроинвестор
Дорогой лапши Дорогой лапши

Китайская лапша давно свернула с Великого шелкового пути

Seasons of life
Виноват не хакер: 4 мифа о кибербезопасности, которые ставят бизнес под удар Виноват не хакер: 4 мифа о кибербезопасности, которые ставят бизнес под удар

Проблема кибербезопасности может крыться не в хакерах, а в сотрудниках

Inc.
Марина Монгуш: «Креативная экономика — это не только про деньги, но и про социальные эффекты» Марина Монгуш: «Креативная экономика — это не только про деньги, но и про социальные эффекты»

Почему креативная экономика становится движущей силой развития России?

ФедералПресс
Аграрий 2.0: 10 профессий, показывающих, как технологии меняют сельское хозяйство Аграрий 2.0: 10 профессий, показывающих, как технологии меняют сельское хозяйство

От сити-фермеров до агроинженеров — спектр новых профессий впечатляет

Maxim
Поклон Осаке Поклон Осаке

Футуристическая, эксцентричная Осака сохранила дух настоящего нонконформизма

Y Magazine
Крыло, похожее на тюльпан, – винт вертолета Крыло, похожее на тюльпан, – винт вертолета

Как всего два винта делают вертолёт летающей машиной?

Наука и техника
От бобра до банкротства: 1670–2025 От бобра до банкротства: 1670–2025

История самой старой компании Северной Америки

Деньги
Одно из самых опасных транспортных средств: как погибла Мэри Уорд — первая в мире жертва автомобильного ДТП Одно из самых опасных транспортных средств: как погибла Мэри Уорд — первая в мире жертва автомобильного ДТП

Кто такая Мэри Уорд и как она связана с первым в мире ДТП

ТехИнсайдер
Обратная связь планеты Обратная связь планеты

Почему Арктика — самое «горячее» место на планете?

Наука и жизнь
Львинохвостые макаки, или Вандеру Львинохвостые макаки, или Вандеру

Львинохвостые макаки – очень капризные и не желающие быть фотомоделями

Знание – сила
20 легендарных мультфильмов для всех возрастов, которые должен посмотреть каждый хоть раз в жизни 20 легендарных мультфильмов для всех возрастов, которые должен посмотреть каждый хоть раз в жизни

Мультики, которые стоит посмотреть всем вне зависимости от возраста

Правила жизни
Это-большечем-фильмы Это-большечем-фильмы

Почему иранский кинематограф внезапно стал так важен?

Seasons of life
Защита для маленьких Защита для маленьких

Как малый и средний бизнес решает задачу обеспечения информбезопасности

Ведомости
Архитектура выжидания: когда квартиры в новостройках станут доступнее Архитектура выжидания: когда квартиры в новостройках станут доступнее

Когда приобретение жилья в новостройке вновь станет доступным?

Inc.
Свежесть гардероба: как убрать неприятный запах в шкафу Свежесть гардероба: как убрать неприятный запах в шкафу

Сотня ароматизаторов не поможет. Что действительно избавит шкаф от запаха?

ТехИнсайдер
Физлицом к рынку Физлицом к рынку

Розничные инвесторы нарастили вложения вдвое, предпочитая облигации акциям

Ведомости
Nkeeei: «Хочется в темпе событий успевать по-человечески жить» Nkeeei: «Хочется в темпе событий успевать по-человечески жить»

Музыкант nkeeei — о сольном творчестве и работе вместе с uniqe и ARTEM SHILOVETS

ЖАРА Magazine
Исследование: отличники остаются в найме, а в бизнес обычно идут бывшие троечники Исследование: отличники остаются в найме, а в бизнес обычно идут бывшие троечники

Как связаны оценки в школе и карьерный путь человека?

Inc.
Мерзлота не вечная: взгляд в будущее Мерзлота не вечная: взгляд в будущее

Какими экономическими потрясениями грозит таяние вечной мерзлоты

Знание – сила
Романтики Севера Романтики Севера

Чем привлекает людей Арктика? Почему сюда по-прежнему едут энтузиасты?

Отдых в России
Открыть в приложении