Дагомейские амазонки: история африканских воительниц, которых боялись даже солдаты
Западноафриканское королевство Дагомея сравнивали со Спартой из-за бесстрашных воительниц в королевской армии, а их самих называли единственными в истории настоящими амазонками. В наши дни они стали прототипом женского войска в фильмах «Черная пантера» и «Женщина-король». Forbes Woman рассказывает их историю
«Мы мужчины, а не женщины»
В 2021 году журналистка Флер Макдональд рассказала об одной необычной встрече, случившейся в Абомее, одном из городов Бенина, а в прошлом — столице западно-африканского королевства Дагомея. Флер оказалась в гостях у женщины, которую называли «королем». Секретарша и внучка «короля» прямо сказала журналистке: «Она наш Бог. Мы готовы умереть за нее». Пожилой король — или королева — исчезнувшей Дагомеи сидела в короне на самой обычной кровати в просторной комнате со стульями для посетителей и старым телевизором — в окружении четырех телохранительниц. Комната мало была похожа на тронный зал, но женщина на кровати действительно в некотором смысле являлась королевой. Она — тезка и потомок легендарной дагомейской правительницы Хангбэ, которая основала настоящий женский элитный воинский отряд, участницы которого вошли в историю как «амазонки Дагомеи».
Та, первая Хангбэ родилась в конце XVII века. Ее брат был королем, и когда в 1708 году он умер от тяжелой болезни, Хангбэ взяла на себя руководство королевской армией и участвовала в сражениях против Ойо, города-государства народа йоруба. Бок о бок с королевой в бой шли женщины-воины, которых Хангбэ призвала. Вернувшись с победой в Абомею, Хангбэ официально стала регентом при малолетнем племяннике. Она занималась развитием сельского хозяйства и поощряла женщин заниматься ремеслами, которые прежде были доступны только для мужчин. В частности, при Хангбэ стали появляться женщины-кузнецы, гончары и ткачи. Однако не всем нравились изменения — королеву называли «бесстыжей», против нее замышляли заговоры. Через три года Хангбэ оставила трон и удалилась от двора.
Однако «амазонки Дагомеи» остались. Основу женского отряда составляли гбето — охотницы, чьей «специализацией» были слоны, считавшиеся самой ценной и одновременно самой трудной добычей. В одной из их боевых песен пелось: «Мы мужчины, а не женщины. Те, кто возвращается с войны, не победив, должны умереть. Если мы отступим, наши жизни окажутся во власти короля. Какой бы город мы ни атаковали, мы должны захватить его или похоронить себя в его руинах».