Исполнительный директор Еврейского музея — о толерантности как искусстве
Еврейский музей и центр толерантности открыл выставку «Мир как беспредметность», а мы встретились с его исполнительным директором Кристиной Краснянской, чтобы выяснить, почему для серьезной институции музейная лавка и кафе значат не меньше, чем фонды
Расположившийся в здании Бахметьевского гаража Еврейский музей и центр толерантности уже много лет остается местом притяжения любителей искусства, истории, а вместе с ними театра, музыки и кино. Здесь умеют устраивать шумные веселые праздники, вести дискуссии, открывать новые имена, заботиться обо всех и сразу, иными словами, делать так, чтобы в музей хотелось вернуться, как только вы вышли за его порог. До того, как стать исполнительным директором Еврейского музея и центра толерантности, увлеченная галеристка и коллекционер Кристина Краснянская занималась собственной галереей «Эритаж», а также Музеем искусства модернизма — коллекция Костаки в Салониках, где вместе с командой полностью его перезапускала. Мы обсудили с Кристиной перемены в музейном мире последних лет, понятие толерантности и задачи одноименного центра, а также ее собственные предпочтения среди музеев со всего света.
Каким, на ваш взгляд, сегодня должен быть музей? И меняется ли ощущение музея как институции в нашей повседневности?
Музей — это пространство, куда хочется прийти как на выставки, так и в культурный центр, чтобы провести свободное время. Если мы говорим конкретно о нашем музее, то это многопрофильная структура, сочетающая в себе разные тематические экспозиции, не только связанные с историей и судьбой евреев, но посвященные самым разным направлениям и эпохам в искусстве. Для нас очень важно, чтобы люди разных конфессий и взглядов чувствовали себя в Еврейском музее и центре толерантности, как дома. Чтобы легендарный памятник конструктивизма Константина Мельникова, построенный 95 лет назад, стал сегодня любимым местом встречи для зрителей всех возрастов, где можно услышать лекцию или пойти на концерт, привести ребенка на увлекательные занятия, а потом заглянуть на выставку, после чего купить сувениры или редкое издание в музейной лавке и осмыслить увиденное в кафе, так что сегодня Еврейский музей — это целая экосистема.
Музей очень часто воспринимается людьми как возможность некоторого эскапизма, когда можно хотя бы на время скрыться в музейных залах от новостей, забот, переживаний и провести вместо этого время с искусством. Однако в случае Еврейского музея и центра толерантности и постоянной его экспозиции мы, наоборот, оказываемся лицом к лицу с реальностью. С этой точки зрения он занимает особое место?
Мне кажется, что ничто так не обогащает человека, как общение с искусством. Ты получаешь новые эмоции, новую информацию и удивляешься тому, что видишь, и, как следствие, переключаешься психологически. Важнейшая роль искусства — не только говорить на актуальные темы, но еще и врачевать душу. Как и многие музейные институции, пространство Еврейского музея делится на постоянную и временные экспозиции. Первая построена на ощущении сопричастности: через еврейскую историю и культуру проходишь всю историю ХХ века, на многие вещи смотришь по-новому, а многие и вовсе узнаешь впервые. У временных экспозиций другая задача: показать наиболее значимые и яркие феномены в истории искусства. У нас был целый ряд международных проектов: персональные выставки Энди Уорхола, Аниша Капура, Герхарда Рихтера, современное искусство Китая, «Игра с шедеврами: от Анри Матисса до Марины Абрамович», а также целая череда экспозиций, посвященных русскому авангарду. Мы стремимся делать запоминающиеся выставки, блокбастеры, наполненные новыми смыслами, которые приводят к нам очень разную аудиторию и помогают людям открывать для себя музей. Наш музей уникальный, а те проекты, которые здесь создаются, рассчитаны на то, чтобы затронуть ум и душу самой широкой аудитории.