Что такое DivorceCore и почему этот музыкальный жанр возвращается в моду
Проводники этого жанра — средневозрастные рок-звезды, поющие о меланхолии, распадающихся отношениях и потерях.
В 1980-е, когда хозяином Белого Дома был бывший актер, а американское общество нервничало из-за Советского Союза, в индустрии рок-музыки зародился персонаж, которого мы до сих пор не приняли и не изучили: средневозрастная рок-звезда. Это бывшие хитмейкеры 1960-х и 1970-х — эпохи The Beatles, синти-попа и танцевальной музыки (хип-хоп тогда еще был нишевым жанром), — которые достигли своих 40 лет и по инерции благодаря консервативности мейнстримового рок-радио продолжали играть и продавать свои олдскульные альбомы.
Но это уже не была та музыка их юности, музыка надежды и гедонизма — они были слишком стары для этого. К 1980-м первые выпускники школы рок-н-ролла в своих песнях стали обращаться к реальным проблемам. Жажда успеха была удовлетворена, а вот желание "услышь меня, чувак" только начало бурлить. Продолжая выпускать пластинки в свои 40 лет, такие рокеры, как Дон Хенли, Пол Саймон и Бонни Рэйтт, случайно изобрели совершенно новый жанр музыки — DivorceCore.
В 1996 году был выпущен последний из великих альбомов первой волны DivorceCore — Mr. Happy Go Lucky Джона Мелленкампа. Но D-Core совершает камбэк — с целым новым поколением проверенных временем музыкантов средних лет, включая Джона Мэйера и Марка Ронсона. Возможно, именно такая музыка и нужна нам, когда общая нервозность в американском обществе все больше напоминает нам о временах холодной войны. А рок-н-ролл поможет нам решить реальные проблемы, если мы достаточно взрослые и позволим ему это сделать.
Но об этом позже, для начала давайте разберемся с жанром.
В жанре D-Core основная эмоция и тональность не обязательно исходят от развода, но часто вдохновляются событиями в жизни, которые переживают в зрелом возрасте — например, смерть родителя, менопауза или трезвость. Эту музыку делают (обычно) мужчины (обычно) около 40 лет, (обычно) более 20 лет занятые в музыкальной индустрии, которые пытаются разобраться в собственной жизни — и заодно выйти в ротацию на радиоэфирах.
Первая волна DivorceCore — это феномен конца XX века, когда 15-летний подросток мой пойти в торговый центр и потратить свои карманные деньги на альбом от 45-летнего музыканта, что невозможно представить в наши дни.
Надо добавить, что классический DivorceCore — это, конечно, про рок. Майкл Джексон был слишком окутан мировой славой, поэтому к моменту, когда ему стукнуло 40, он не мог выпустить свой DivorceCore-альбом, а Лайонел Ричи был слишком бодр. В жанре R&B ближе всех к DivorceCore подобрался Марвин Гэй с альбомом Here, My Dear (1978), так как этот сборник был записан буквально с целью поделить гонорар с бывшей женой как одно из условий их развода. Альбом плохо продавался, что привело музыканта к налоговой ссылке в Бельгию и пристрастию к кокаину. В конце концов исполнитель написал свою знаменитую песню Sexual Healing, и, пожалуй, прекращу рассказывать историю Марвина Гэя прямо здесь, в духе оскароносного фильма «Богемская рапсодия» (2018).
Семена жанра DivorceCore были посеяны в 1978-м в песне Baker Street Джерри Рафферти. Ты слушаешь цепляющий бархатный саксофон, но при этом тайно прислушиваешься к самой грустной лирике о неизбежном конце твоего рок-н-ролльного образа жизни.
Представьте: вы идете домой с харизматичным мужчиной, который немного староват для того, чтобы тусоваться в баре, где он вас подцепил. Он много говорит о больших планах изменить жизнь (хотя понятно, что ничего менять он не собирается), и на следующее же утро он просит вас одеться и свалить из его квартиры-студии. Такой откровенности рок-радио еще не знавало, что, безусловно, взяли на заметку стареющие рок-звезды первой волны.