Что такое черри-пикинг и как понять, что собеседник использует его против вас
Вместе с психологом разбираемся, по каким признакам можно распознать черри-пикинг и что ему можно противопоставить.
Что такое черри-пикинг
Черри-пикинг (от англ. cherry-picking — «выбор вишенок») — это когда из множества фактов выбирают только те, которые подтверждают точку зрения говорящего, при этом не обращая внимания на другие факты, даже если они важнее. То есть, образно говоря, выбирают самые лучшие «вишенки» с дерева. Это один из способов манипулирования информацией — причем, люди могут делать это как намеренно, так и неосознанно.
Такой прием часто используется в маркетинге и продажах. Например, продавец говорит: «Этот новый смартфон — просто мечта! У него отличная камера, фотографии получаются как на профессиональной фотосессии. Экран яркий, все видно даже на солнце. И дизайн — просто супер». При этом он опускает некоторые важные моменты: высокую цену, сложность ремонта или то, что батарея может быстро садиться. Это типичный пример черри-пикинга — продавец выбирает только те факты, которые звучат привлекательно, чтобы уговорить вас на покупку.
Как распознать черри-пикинг
Как и в случае с другими формами манипуляции, распознать, что ваш собеседник прибегает к черри-пикингу, бывает непросто. Психолог Антон Никитин называет несколько «красных флагов», которые с большой долей вероятности указывают на то, что вами пробуют манипулировать.