Цифровая няня. Как правильно общаться с умными игрушками
Цифровые помощники успели стать частью мира не только взрослых, но и детей. Самое время поставить вопрос: какова этика общения с игрушкой, наделенной интеллектом, и может ли это общение навредить ребенку
Голосовые помощники, часы с геолокацией, умные бутылки с водой, интерактивные игрушки — вот далеко не полный перечень предметов с технологией разговорного искусственного интеллекта, которые окружают наших детей в повседневной жизни, учат их, заботятся о них, дают им советы, подсказывают выход в трудных ситуациях. На современном языке их называют ассистентами, или помощниками, детей (kids assistant). По мере того как помощники становятся все более способными на осмысленные диалоги и достигают все более высокого уровня человечности, у родителей возникает все больше вопросов. Как правильно общаться с kids assistant? Должно ли это общение быть дозированным? Какой он, идеальный виртуальный ассистент для ребенка? Вот 4 важных совета для родителей, подключающих к воспитанию своих детей «электронных помощников».
Учите ребенка обращаться к цифровой няне вежливо
Британское исследовательское агентство Childwise, специализирующееся на изучении подрастающего поколения, выявило, что современные дети хамят электронным помощникам вроде Alexa и Siri, отдают им команды без всяких «пожалуйста» и «спасибо», что формирует у них похожий стиль общения с реальными людьми. Чтобы пресечь это, авторы исследования предлагают, например, ввести в приложения специальный параметр, требующий от пользователя вежливой формулировки вопроса. Ребенок получит нужную информацию, только если скажет голосовому помощнику: «Пожалуйста». Все как в жизни, «золотое правило» этики — относись к людям так же, как хочешь, чтобы они относились к тебе. Впрочем, и от ассистента не стоит ждать эталонной вежливости. Ее, как утверждают разработчики в блоге на «Хабрахабре», от электронной няни добиться труднее, чем от ребенка: даже если обучать нейросеть на якобы «чистой» базе, где нет грубых выражений, которые мы часто слышим в реальном мире, помощник все равно научится хамить. Взять, к примеру, виртуальный голосовой помощник «Алису», созданный компанией «Яндекс». Как утверждают разработчики, в систему заложены специальные редакторские тексты, которые «Алиса» воспринимает как эталон. Выбирая ответ для своего подопечного, она ориентируется на этот образец. Тем не менее к «Алисе» есть много претензий: пользователи, например, недовольны тем, что во время общения она начинает давать двусмысленные ответы.
Отсюда логично вытекает следующий вопрос: можно ли виртуального помощника наделять личностью, давать ему имя? Приучать ребенка относиться к нему как к разумному существу? Дети склонны заводить друзей среди игрушек, животных и растений, нужно ли объяснять им, что говорящий гаджет — просто технология, хоть и «умная», а вовсе не новый друг?Вспомните себя: в детстве мы давали имена игрушкам, и с этим не возникало проблем. Правда, раньше игрушки молчали, а сейчас они говорят. И отвечать им можно. Задавать вопросы, шутить, спорить. Важно, чтобы любое «умное» устройство воспринималось не как игрушка, которую можно сломать и выбросить, а как помощник, без которого в скором будущем не будет обходиться ни один человек. Проблема не в том, на какой уровень общения мы выходим с той или иной технологией, а в том, что любая цифровая технология затягивает. Специалист французского Государственного национального центра научных исследований Моник Догно утверждает, что культура интернета уменьшает возможности человеческого тела: все наши ощущения сводятся к тому, что мы воспринимаем на экране. Мир сильно сокращается, и наши возможности в нем — тоже.