«Christie's сжульничал с да Винчи»: как собрать коллекцию работ старых мастеров
В Тверской областной картинной галерее до 29 октября идет выставка «Дюрер и Кранах: образы Северного Возрождения». О том, что происходит сегодня на рынке старых мастеров, Forbes Life рассказывает участник выставки, коллекционер Михаил Перченко
Выставка «Дюрер и Кранах: образы Северного Возрождения» — это уже 24-й совместный проект Международной конфедерации коллекционеров, антикваров и арт-дилеров (МКААД) в рамках программы «Большое искусство — большой России». На ней представлены живопись Лукаса Кранаха Младшего, мастерской Лукаса Кранаха Старшего, деревянная скульптура, цикл ксилографий Альбрехта Дюрера «Жизнь Марии» и гравюры из цикла «Страсти», — все произведения из частных собраний. Вице-президент МКААД — Михаил Перченко, выпускник Гнесинского училища, профессиональный врач-психиатр, который коллекционирует искусство Северного Возрождения, средневековую деревянную скульптуру и мебель больше 60 лет — 1961 года. По словам Перченко, первой его покупкой стала чашка в комиссионном магазине на Арбате. В 16 лет он преподавал музыкальную литературу в Гнесинке, получил аванс и купил чашку за 17 рублей. Сегодня он один немногих коллекционеров старых мастеров в России.
— Как часто работы из вашей коллекции участвуют в выставках? Что нужно для того, чтобы вы согласились?
— Единственная выставка моей коллекции прошла в Пушкинском музее в 2011 году. Следующая моя выставка запланирована на весну 2024 года в Твери. На эту, сборную выставку в Тверской картинной галерее я дал четыре произведения: две деревянные скульптуры XV века, Михаила Архангела и Георгия Победоносца, шкатулку 1547 года, инкрустированную перламутром (все пластины того времени сохранились), и портрет герцога Саксонии работы Лукаса Кранаха Младшего.
На картине Кранаха изображен Иоганн Фридрих Великодушный, курфюрст Саксонии. Его герб на картине, если вы обратили внимание, разломан пополам. Саксонский герцог, сторонник реформации, воевал с Карлом V, католиком. Был разбит и пять лет просидел в плену у короля. Это важный факт для истории искусства: Кранахи обычно триражировали свои портреты, повторяли их по 12-15 раз. Портрет Иоганна Фридриха выполнен в единственном экземпляре. Как на проигравшего, на него не было спроса. А Саксонский герцог с его сломанным гербом никому не был нужен. Так что мой портрет самый редкий в мире.
У меня есть один рисунок Дюрера и одна его гравюра, титульный лист к «Малым страстям» и «Всадник Апокалипсиса», но я их не дал. Потому что рисунки вообще нельзя давать на выставки. А всего у меня — 280 рисунков старых мастеров.
Коллекционирование искусства — с моей точки зрения очень глубокое и жестокое занятие. Те, кто собирает авторов, не коллекционеры, это собиратели. Вот, например, один из моих знакомых в России собирает Брейгелей. И у него шесть фальшаков и десяток сильно зареставрированных вещей. Потому что Брейгелей мало. Посмотрите, вот у меня на стене Питер Брейгель Младший. Вот Ян Брейгель Бархатный. Вот Хендрик Ван Бален, «Вакханалия», где все цветы и растительность написаны Яном Брейгелем Старшим.
Настоящие коллекционеры собирают невзирая на имя автора. Например, у меня есть картины никому неизвестных художников, авторов выдающихся работ. Я собираю только качество и делаю жесткий отсев. То есть любую свою, даже самую любимую, картину я обязан снять со стены и продать или спрятать, если купил что-то классом выше. Только так, благодаря жестокому труду, повышается качество коллекции.
Я собираю больше 60 лет, и если за это время я полгода был без долгов — это счастье. Жена может подтвердить. Я собираю Северное Возрождение, потому что оно более философское, а итальянцы ушли в красивость. Хотя есть у них и серьезные художники. Но, к сожалению, на таких художников у меня нет денег. Я, например, не могу купить, хотя знаю, где есть подлинный Леонардо да Винчи, единственный конный портрет Франциска I.
— Он в частных руках?
— Нет, в одном европейском банке. Банк продает его за $180 млн. Но только настоящему коллекционеру. Банк проверяет репутацию. Мне, чтоб купить, допустим, надо продать из коллекции две-три самых дорогих вещи или пять-шесть средних. А в другом европейском банке — шесть настоящих Караваджо. Я много знаю такой информации, я объездил весь мир в поисках своих шедевров.