Цели и личности. Как избавиться от ошибок прошлого и изменить свое будущее
Бенджамин Харди — доктор индустриальной и организационной психологии в Клемсонском университете. Этим летом в издательстве «Манн, Иванов и Фербер» выходит его новая книга «Гибкая личность», в которой он рассуждает о том, что такое «личность». Это набор привычек и черт характера? Это совокупность опыта, достижений и ошибок? Это образ мысли? Харди утверждает, что отнеся себя к какому-то типу личности, вы сознательно ограничиваете свои возможности, вместо того чтобы действовать так, как того требуют конкретные обстоятельства и цели. А ведь именно цели формируют нашу личность здесь и сейчас. Именно цели — формируют наше будущее.
Видение того, где и кем вы хотите быть, — лучшее, что у вас есть. Сложно попасть в цель, не имея таковой. Пол Арден
Вся правда о личности
Проведя четырнадцать лет в тюрьме, Андре Норманн отправился в Гарвард, решив помогать людям. Перемены, произошедшие с Андре, были неожиданны и невероятны, но причина, по которой он оказался в тюрьме, еще более удивительна.
Андре попал в тюрьму, потому что бросил играть на трубе.
Оглядываясь в прошлое, он сделал вывод, что именно тот момент, когда он в четырнадцать лет отказался от музыки, стал ключевым и перевернул всю его жизнь.
«В тюрьму сажают не негодяев, — говорил Андре моим детям, сидя в нашей гостиной, — а слабаков».
Норманн вырос в Бостоне в квартале для темнокожих, и у парня почти не было шансов вырваться из губительной среды — общества трудных детей. Однако, по счастью или по воле провидения, в шестом классе учительница музыки разглядела в нем способности.
Учительницу звали миссис Эллис, и она заинтересовала мальчика, который учился у нее с шестого по восьмой класс, игрой на трубе. И чем дальше, тем сильнее Норманн старался не подвести миссис Эллис, которая больше, чем кто-либо, проявляла к нему любовь и неподдельный интерес. На других уроках Андре почти ничего не делал, но для любимой учительницы старался изо всех сил. Ему было не все равно. Его талант трубача активно развивался те несколько лет, которые мальчик провел рядом с миссис Эллис. Это было единственным делом в его жизни, и оно давало здоровый и творческий выход его эмоциям. Именно ради этого Андре все-таки посещал школу. На какое-то время музыка стала определяющей характеристикой его личности. Именно на этом фундаменте он строил свои надежды на будущее. Она давала ему чувство собственного достоинства и целеустремленность.
Когда Андре собирался переходить в старшие классы, миссис Эллис предусмотрительно подготовила документы, чтобы его взяли в хорошую школу. В новой школе с углубленным изучением предметов руководителем ансамбля работал ее супруг мистер Эллис. Ей казалось, что муж поддержит Андре и мальчик сумеет хорошо окончить школу и миновать разные сложности, которые ждали его на пути.
Андре не был согласен с миссис Эллис, но в итоге учительница победила. Андре уважал ее, потому что она была на его стороне и вступалась за него перед другими учителями, которые ничего особенного в этом подростке не видели.
Однако Андре так и не сумел оправдать надежд и ожиданий миссис Эллис. Пересказывая эту ситуацию мне, Норманн отметил, что в нем на тот момент как будто уживались две личности. С одной стороны, он был ребенком, который любил музыку. С другой — ему хотелось стать крутым и не выглядеть занудой.
Ребята в ансамбле казались Андре ботаниками. Играть ему нравилось, а вот их взглядов он не разделял, проводить с ними свободное время не любил и совсем не хотел быть таким, как они. Он общался с теми, кого считал «крутыми парнями». А крутость выражалась в том числе и в том, что они были хулиганами.
Андре проучился в старшей школе несколько месяцев, когда «крутые» друзья заявили ему, что их уже тошнит от трубы. «Если ты тусишь с десятью баскетболистами, не надо таскать с собой бейсбольную биту, — сказал мне Андре. — Они этого не поймут».
«Выброси этот ужасный чехол или не приходи к нам больше», — сказали «крутые парни».
Это было сложное решение, но, поддавшись давлению, Андре выбросил в мусорный бак трубу, а вместе с ней ту часть себя, которая любила музыку. Теперь он остался только «крутым парнем». В тот момент это означало, что он будет вести себя как другие подростки, совершать преступления вместе с друзьями. Труба, как своего рода цель в жизни, перестала для него существовать.