Чашечка кофе с Маркесом: какие легенды ходили о декане факультета журналистики Ясене Засурском
1 августа на 92-м году жизни умер президент факультета журналистики МГУ Ясен Николаевич Засурский. Невероятные истории о легендарном декане журфака вспоминает Григорий Прутцков, доцент кафедры зарубежной журналистики и литературы
Нет, пожалуй, журналиста, который бы не слышал о Ясене Николаевиче Засурском. Его судьба была удивительной. В победном 1945-м он в 15 лет экстерном окончил школу и поступил сразу на второй курс Института иностранных языков. В 18 лет Засурский уже аспирант филфака Московского университета. В 1953 году он — самый молодой преподаватель самого молодого факультета МГУ, журфака. В 26 лет Ясен Николаевич основал кафедру зарубежной журналистики и литературы и оставался ее бессменным руководителем в течение 66 лет, до последнего дня жизни — абсолютный рекорд не только для Московского университета, но и, пожалуй, для всей высшей школы страны. В 27 лет Засурский стал заместителем декана. В 1964 году, в неполные 35 лет, он возглавил факультет журналистики, а еще через два года защитил докторскую диссертацию по американской литературе. На годы деканства Ясена Николаевича пришлось правление четырех генеральных секретарей и трех президентов. В 2007 году Засурский сам стал президентом факультета, который он основал и выпестовал.
Но уникальность Ясена Засурского не только и не столько в необычных деталях биографии. Почти за 70 лет работы в Московском университете он фактически создал журфак: открыл кафедры и сформировал программы, набрал блестящих преподавателей и вырастил несколько поколений студентов — птенцами гнезда Засурского стали более 30 000 журналистов.
Что же скрывается за этой внушительной статистикой?
В советские годы журфак МГУ был одним из самых идеологических факультетов, где преподавали такие, например, предметы, как теория и практика партийно-советской печати, основы партийной пропаганды. Поразительно, что в тех же аудиториях, в двух шагах от Кремля, преподаватели читали студентам лекции о полузапрещенных или вовсе запрещенных Гумилеве и Мандельштаме, Пастернаке и Солженицыне. В середине 70-х годов Засурский создал на журфаке общество по изучению культуры США, которое существует до сих пор. Конечно, такие вольности не могли остаться незамеченными, и декана не раз вызывали на ковер в высокие инстанции. «В ответ на их претензии я говорил, что журналист должен знать классового врага в лицо, — улыбаясь, вспоминал Ясен Николаевич. — И мои аргументы оказались убедительными — нас оставили в покое».