«Ненависть» Матье Кассовица. Чистый адреналин приходит в российские кинотеатры в 4К

С 15 августа A-One Films начинает прокат отреставрированной версии (4К) культовой картины Матье Кассовица «Ненависть». Стильный и безумный по темпу повествования фильм рассказывает о жизни трех друзей из неблагополучного пригорода Парижа. Винс, Саид и Юбер проводят вместе целые сутки. За это время они сталкиваются с полицейскими, посещают выставку, употребляют наркотики и алкоголь, дерутся, врут, хвастаются, играют с оружием, слушают музыку — да, у них очень много дел
Откуда и зачем
В 1995 году Матье Кассовиц снял яркую и динамичную картину о жизни неблагополучного парижского округа, которая принесла ему приз в Каннах за лучшую режиссуру, карьера Венсана Касселя пошла в гору (хотя кажется, что он был гениальным и известным всегда). За несколько лет до написания сценария Париж погряз в беспорядках из-за смерти подростка в полицейском участке. Если смотреть фильм невнимательно (или пробежаться по описанию сюжета), то возникнет обманчивая картина: злые полицейские превращают жизнь бедных меньшинств в ад. На деле и жители трущоб, и полицейские ведут одинаковый образ жизни. Курят, обсуждают подруг и сестер, шутят про мам. И, конечно же, жаждут повода для проявления агрессии. Генезис и одной, и другой стороны баррикад совершенно одинаковый.
Режиссер не пытается дать ответ на вопрос «почему же так вышло» — он и не ставит такой вопрос. Правда, некоторые критики и зрители сегодня с удовольствием сравнивают события фильма с явлениями современного мира, упоминая движение Black Lives Matter или полицейские пытки в России. Говорить про «актуальность» фильма пошло и стыдно, ибо такая риторика принижает заслуги произведения и обличает в говорящем конъюнктурщика. «Ненависть» — вещь в себе, как и любое настоящее произведение искусства, а события, предшествующие написанию сценария, не имеют никакого значения.

Ковыряния в носу вместо прекрасных парижанок
Как это обычно бывает, фильмы французов о Франции получаются грязными. Это американцы и итальянцы приезжают в Париж и снимают чистые улочки и семейные кафе. В «Ненависти» герои матерятся под аккомпанемент звенящих бутылок, валяющихся под ногами, — и сожалеют, что хрустят шприцы, а не кости полицейских. Прекрасные парижанки появляются в кадре на три минуты, чтобы «отшить» пристающее к ним быдло.
Даже использование эскалатора видится жителям окраин как некая привилегия буржуа из центра Парижа, выдающая их слабость. В кадре раз за разом повторяется одно и то же действие — герои вытирают штаны, так как постоянно сидят на чем-то грязном. Запачканная обувь и потертые спортивные костюмы сменили красивые пальто и плащи. Социальные плакаты в духе «Мир принадлежит вам» выглядят как ирония властей над жителями окраин, а любое явление из «нормального» мира представляет собой испорченную копию (вроде хот-догов, которые жарятся на заброшенной крыше). Шоколадка Milka — и та нужна только для того, чтобы упаковать в обертку от нее «кирпич».