Бизнес скульптора (почти) с нуля: как в него прийти, сколько денег приносит, откуда клиенты и куда расти
Пётр Зайцев проектировал офисы крупных компаний и работал над дизайном станций метро, а теперь трудится в домашней мастерской над скульптурами и зарабатывает 250-300 тысяч рублей в месяц.
Архитектор Пётр Зайцев в 40 лет решил сменить профессию и стать скульптором. Он оборудовал гардеробную супруги под мастерскую, лепил фигурки из пластилина, выполнял их в бронзе и получал по 20 тысяч в месяц.
Спустя несколько месяцев Зайцев перешёл на бетон: его работы начали покупать галереи и частные клиенты, он выигрывал в конкурсах, а заработок увеличился до 250-300 тысяч в месяц.
Хоть это и меньше, чем при работе архитектором, но Зайцеву нравится, что он не зависит от капризных клиентов, которые могут на ходу менять техзадание, а делает то, что нравится ему.
Первый бизнес
В 2002 году Пётр Зайцев закончил Московский Архитектурный институт, и в 2003-м он вместе с другом и коллегой Арсением Борисенко открыл архитектурное бюро za bor. Партнёры проектировали жилые и офисные здания.
Первые несколько лет они зарабатывали немного, а в 2010-х начали сотрудничать с крупными корпоративными клиентами. К примеру, Зайцев проектировал офисы Badoo в Москве и «Яндекса» в Одессе, Казани, Екатеринбурге и Стамбуле. С 2012 по 2019 годы он зарабатывал по 400-500 тысяч рублей в месяц.
В 2019 году архитектор понял, что хочет уйти из бизнеса. У него произошёл конфликт с сооснователем бюро, к тому же архитектор устал от постоянного общения с заказчиками и строителями. По словам Зайцева, клиенты часто вели себя капризно и на ходу меняли техзадание.
Он ушёл из бюро, так и не решив, что будет делать. Архитектор отложил 1,5 млн рублей на период, пока не определится с новой работой. Зайцев мечтал заниматься делом, в котором не будет зависеть от вкусов других людей.
О смене профессии и материалах
Сначала я думал, как жить дальше, потому что остаться ни с чем в 40 лет — достаточно неприятно. Работать в найме я не хотел, открывать ещё одно бюро — тоже. В какой-то момент я вспомнил, что в детстве мне нравилось лепить, и решил попробовать себя в этом направлении. Пётр Зайцев, скульптор
Зайцев обратился за советом к близкому другу отца — московскому скульптору Андрею Наличу, который тоже когда-то ушёл из профессии архитектора. Тот порекомендовал потренироваться на пластилине, прежде чем браться за другие материалы. Обычно этот материал используют для учебных этюдов и эскизных набросков.
Начинающий скульптор не захотел снимать студию, ему показалось удобным работать из дома: можно приняться за дело в любой момент, когда появится вдохновение, даже ночью.
Он переоборудовал гардеробную комнату площадью 9 м² под мастерскую, поставил там стол, стул, полки для хранения будущих работ, осветительную систему для съёмок фото и мастер-классов.
Следующие полгода Зайцев делал скульптуры из пластилина, фотографировал их, редактировал в Photoshop под бронзу и публиковал в Instagram (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена). Он завёл специальную страничку для работ — хотел получить обратную связь и надеялся привлечь первых покупателей.
Зайцев также отправлял фотографии в аукционные дома, которые продают современное искусство, например, в «Литфонд» или Artinvestment.ru. Спустя полгода после начала работы, в ноябре 2019 года, «Литфонд» взял на продажу одну из работ — The Hero of Our Time. Скульптура была создана из пластилина и Зайцев обратился к литейщику, чтобы выполнить её в бронзе.
Процесс выглядел так: скульптор сделал каркас из проволоки, вылепил на нём фигуру из пластилина, нанёс гипс. Когда он затвердел, снял с внутренней стороны гипсовой формы пластилин. Затем залил в получившуюся форму расплавленный воск. Когда он засох, скульптор отнёс восковую фигуру — восковку — в мастерскую литейщика.
Обычно после этого литейщик многократно вымачивает восковку в специальном составе, благодаря чему на ней нарастает термоустойчивый «кожух». В таком виде фигура отправляется в печку, где воск расплавляется и вытекает, а «кожух» остаётся. В него литейщик заливает расплавленную бронзу. А когда она остывает, кожух разбивают — остаётся только готовая бронзовая статуэтка.
Литейщик отдал получившуюся скульптуру Петру Зайцеву, который её обработал и покрыл патиной — составом, имитирующим старину изделия.
На выполнение заказа скульптор потратил около трёх недель: полторы на лепку и снятие восковой формы, ещё столько же на литьё из бронзы. Работу на аукционе «Литфонда» он продал за 40 тысяч рублей.
Всего на фигуру The Hero of Our Time размером 26х15х15 сантиметров скульптор потратил около 20 тысяч рублей:
- Пластилин — три упаковки по 200 рублей — 600 рублей.
- Три упаковки воска весом 500 граммов стоили по 1200 рублей — всего 3600 рублей.
- Бронза и услуги литейщика — 15 тысяч рублей.
После первого заказа он продолжил делать пластилиновые скульптуры, имитировать бронзу на фото и рассылать их по аукционам. Примерно раз в месяц у него покупали по одной скульптуре за 15-25 тысяч рублей.
Для лепки и снятия формы Зайцев вместо специальных инструментов, стеков с петлями, использовал свои. Он соорудил один инструмент из палочки от суши и детали от прищепки, а другой — из икеевского ножа, который подпилил и согнул.
Также использовал паяльник: поправлял восковую форму и спаивал отдельные части. Паяльник у Зайцева уже был, в магазинах такой стоит около 500 рублей.
Два-три месяца Зайцев продолжал работать с литейщиком. Создавать фигуры из бронзы было сложно: во-первых, сплав стоил дорого, во-вторых, скульптор много платил литейщикам и зависел от них. Литейщик мог не выполнить работу вовремя или сделать её плохо. Это раздражало Зайцева: работая архитектором, он старался всё делать своими руками.
В 2019 году он решил попробовать делать скульптуры из бетона. Материал стоит дёшево и для работы с ним не нужно привлекать других мастеров, решил Зайцев.
Бетон объединяет две мои профессии — архитектора и скульптора.Пётр Зайцев скульптор