Секс в отечественном кино: поворотные моменты и фильмы

РБК18+

Краткая (очень) история секса в российском кино

Журналист, блогер, автор подкаста об истории «Синий Бархат» Егор Сенников по просьбе «РБК Стиль» проследил развитие темы секса у отечественных кинематографистов и выделил поворотные моменты и фильмы

Егор Сенников

756318739598043.jpg
Кадр из фильма «Июльский дождь» © kinopoisk

У русской культуры не самые простые отношения с изображением сексуальной стороны жизни. Слишком тонкая грань между чувственным описанием и пошлостью; очень легко не соблюсти баланс. Лучшим из российских писателей, которые все же решались ступить на это поле, удавалось избегать рассказа «в лоб»: что у Чехова в «Даме с собачкой», что у Бунина в «Чистом понедельнике» секс, с одной стороны, становится важной вехой в отношениях двух героев, но, с другой стороны, остается вне повествования: на него намекают, о нем размышляют, из-за него волнуются.

Секс — это постоянная фигура умолчания в русской литературе; герои «Дамы с собачкой» оказываются в номере, но автор не говорит нам, что происходит, — он лишь транслирует мысли Гурова о подобных ситуациях и дает понять, что Анна считает «это» падением. Похожая схема воспроизводится и у Бунина: чувства, запахи, ощущения в тексте важнее, чем собственно действие. Те же из русскоязычных авторов, кто все же решился описать секс подробнее, на долгое время заслужили славу «скандальных» (прежде всего Владимир Набоков и Эдуард Лимонов) — и потребовались годы для того, чтобы их опыт был переосмыслен и правильно прочитан.

756318709322063.jpg
Кадр из фильма «Дама с собачкой» © Kinopoisk

Кино, как наиболее визуальное из искусств, конечно, не могло обойти тему секса стороной. Кинокритик Егор Сенников рассказывает о важных сюжетах, датах и картинах в истории встреч и расставаний в русском кино.

Дореволюционное кино: скандальные сюжеты и порнография

Хотя первый показ кино в России прошел вскоре после того, как братья Люмьер представили кинематограф в Париже, первый полностью российский художественный фильм был снят позже. В 1908 году вышла «Понизовая вольница» — короткий метр Владимира Ромашкова о популярном народном герое Стеньке Разине. С этого момента российское кино начало бурно развиваться.

Многие режиссеры эпохи «великого немого», чтобы привлечь внимание зрителя, делали выбор в пользу скандальных сюжетов, и «грехопадение» было важной частью подобных картин. В «Одной из многих» Евгения Бауэра героиня Веры Холодной знакомится с проституткой и опускается на дно, проводя время в прокуренных кабаках и варьете; в другой его картине «Песнь торжествующей любви» героиня раз за разом отдается мужчине, зачарованная звуками скрипки. В «Крыльях ночи» Александра Уральского главный герой соблазняет монахиню и делает ее своей женой, в «Тенях греха» Петра Чардынина барышня проводит ночь со студентом, но отказывается выйти за него замуж. Словом, драм хватало, а Бауэр стал одним из самых плодовитых авторов подобных картин.

756318711827260.jpg
Александра Конькова / ТАСС

Другой стороной осмысления сексуальности, куда более откровенной, была порнография, или, как ее тогда называли, «парижский жанр». Он возник практически сразу же после появления кинематографа и пользовался большой популярностью в узких кругах: чаще всего такие фильмы показывали в борделях или на квартирах, впрочем, отдельные энтузиасты пытались демонстрировать порно и в кинотеатрах. В 1908 году, однако, это было запрещено и жанр ушел в подполье, хотя ценители имели к нему доступ. Неслучайно ведь Корней Чуковский писал, что «русская порнография не просто порнография, как французская или немецкая, а порнография с идеей».

Проститутка, балерина, танцовщица

В российском и советском кино первой трети XX века именно эти женские образы чаще всего сексуализировались и изображались как угроза «нормальному» образу жизни. Женщин толкала на панель нужда, а балерины и танцовщицы соблазняли легкомысленных мужчин, но, как правило, эти отношения не вели ни к чему хорошему.

Революция, в том числе и сексуальная

Революция изменила все, включая и отношение к сексу. Революционеры говорят о «теории стакана воды», о новом укладе, в котором возможны самые разные формы семейных и сексуальных отношений, а брак объявляется буржуазным пережитком. Кино быстро отреагировало на подобную смену оптики.

В картине Абрама Роома 1927 года «Третья Мещанская» («Любовь втроем») мы следим за браком на троих и его не самыми простыми последствиями — нежеланной беременностью героини. Герои скидываются деньгами на аборт, но она в последний момент от него отказывается. Сценарист фильма — великий Виктор Шкловский — почерпнул сюжет из газетной заметки.

756318712864267.jpg
Кадр из фильма «Третья Мещанская» © Kinopoisk

Фильм Эдуарда Иогансона и Фридриха Эрмлера «Катька — бумажный ранет» (1926 год) живописует историю женщины, переехавшей в столицу, чтобы «заработать денег на корову», но забеременевшей и решившей родить и воспитать ребенка. А в картине Бориса Барнета «Девушка с коробкой» (1927 год) героиня вышла замуж за первого встречного — и все для того, чтобы решить «проклятый квартирный вопрос».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении