Битва роялями: из-за чего поругались Apple и Epic
Скоро суд выяснит, есть ли что-то общее у Тима Кука и Джона Рокфеллера.
10 июля 2008 года Apple в очередной раз перевернула весь компьютерный мир с ног на голову, представив магазин приложений AppStore. Как всегда: его критиковали, его ненавидели, ему предрекали закрытие через пару лет. Больше всего критиков волновала полная закрытость платформы и необходимость получать одобрения редакторов AppStore (читай — цензоров).
Зато с установкой приложений теперь могли разобраться и пенсионеры и пятилетние дети (и с покупками внутри приложений — тоже, но это уже другая история), и доступ к более широкому кругу потребителей оказался важнее идеологической свободы. iPhone процветал, Apple вместе с ним. Процветал и Android, в котором хотя и была возможность устанавливать приложения из сторонних источников, всё равно использовал ту же самую модель.
Финансовое условие размещения приложения в магазине приложений было простым: бесплатное — бесплатно, платное — с комиссией 30%. Само собой, «гнать деньги мимо кассы» нельзя, за это — изгнание с позором. Потом последовало множество уточнений: очевидно, что Amazon не собирался делиться 30% своей выручки, поэтому «физически существующие» товары не облагались комиссией.
Правило 30% начали использовать все участники рынка: Microsoft, Sony, Nintendo и Steam для игровых магазинов, Microsoft, Google и Apple для продаж софта. Почему именно 30% они объясняли тем, что раньше было «более 50%», имея в виду времена, когда софт и игры продавались в больших красивых коробках в настоящих магазинах. Другого обоснования у этой цифры не было.
Вызов этой практике бросила 6 декабря 2018 года компания Epic, открыв собственный магазин. Комиссия в нём составляла всего 12%. Нельзя сказать, что за 2 года магазин набрал популярность как Steam или даже GoG, но на рынке начали шептаться, что, оказывается, можно содержать магазин и с меньшей платой за распространение.
Насколько могуча Apple — самая богатая компания в мире — объяснять не надо. Но Epic — тоже не смузи-стартап. Компанию в 1991 году создал программист Тим Суини. Первым большим хитом компании стал 3D-шутер Unreal, а финансовый успех принёс игровой движок Unreal Engine, который компания начала продавать другим разработчикам. Собственных игр у Epic выходило не так много, а вот на Unreal Engine было выпущено бесчисленное количество игр, и сейчас это один из двух самых популярных движков для разработки. Кроме того, инвестором Epic стала Sony, владеющая 1,4% компании, и 40% компании владеет Tencent — крупнейший издатель игр на крупнейшем игровом рынке в мире (китайском).