Живая лаборатория Европы. Как устроен город, у которого есть план до 2070 года
Через пять лет Копенгаген может стать первым в мире углеродно-нейтральным городом. СЕО проекта по экологическому образованию Climate Uturn Диана Бадеян, рассказывает, как городу на миллион человек удается строить идеальную экосистему и чему мы можем у него научиться
Копенгаген планирует первым в мире стать углеродно-нейтральным городом в 2025 году. Достижение нулевых чистых выбросов двуокиси углерода (выбросы СО2 — один из важнейших факторов глобального потепления — Forbes Life) является частью большого плана столицы Дании, рассчитанного в соответствии с Целями Устойчивого Развития ООН до 2030 года. Всего целей 17, в них входят задачи по улучшению здоровья и благосостояния, образованию, отсутствию бедности, переходу на возобновляемые источники энергии, доступу к чистой питьевой воде и ее экономии.
Кажется, Копенгаген прилагает много усилий, чтобы каждый житель разделял эти цели и понимал, какую роль он сам играет в их достижении. К городу относятся как к живой лаборатории, где прямо сейчас тестирую различные методы. Для того, чтобы разобраться в датском чуде устойчивости, сначала стоит понять обстоятельства, которые этому предшествовали и сформировали контекст.
Образ мышления, нацеленный на удобство человека, был сформирован достаточно давно. В 1754 датский король Фредерик V основал Датскую королевскую академию искусств, где обучали архитектуре — не техническим решениям, а искусству, которое должно было улучшить жизнь многих людей. Сегодня право на комфортный и красивый дом является частью национальной идентичности, базовым правом человека.
Важную роль играет и политический климат в стране. Ведущие партии в Парламенте — представители социал-демократов и либералов. В основе взаимоотношений с работатодателем — профсоюзы. Большинство строительных и инфраструктурных проектов реализуются в Дании в рамках частно-государственного партнерства. Партнерство и прозрачность заложены в основе многих процессов: еще в 2009 году 1100 датских бизнесов договорились открыто публиковать ежегодно свои нефинансовые показатели, в том числе, влияние на окружающую среду. Все эти и многие другие решения сформировали контекст, благодаря которому сегодня происходят удивительные экологические изменения.
Велосипеды как визитная карточка
«Велосипедизация» столицы Дании началась в 1920-х и стала символом свободы и равноправия, и вышла на новый виток в 1970-х, в разгар Ближневосточного нефтяного кризиса, когда начались протесты с требованием сделать город пешеходным. С тех пор популярность велосипедов росла параллельно с появлением новых данных о загрязнении окружающей среды автомобилями, кроме того, они стали «прививкой» от сидячего образа жизни офисных работников.
Сегодня 40% жителей Копенгагена передвигаются на велосипеде каждый день не потому что они против изменения климата, а потому что так удобнее: это дешевле, чем на машине, безопасно и быстро, не только в центре города, но и на больших магистралях.
Город настойчиво и последовательно продвигает идею отказа от машин. Даже когда идет снег, сначала его убирают с велодорожек. Вдоль дорожек предусмотрены места для замены шин. В городе повсюду можно увидеть двухэтажные парковки для велосипедов. На месте, где припаркована машина, можно разместить 12–15 байков.