Санкции за оставление места ДТП ужесточили. Как их избежать?

АвтоМирОбщество

Санкционная политика

Санкции за оставление места ДТП ужесточили. Как их избежать?

Текст Алексей Лучников

Недавно была ужесточена ответственность за оставление места дорожно-транспортного происшествия с пострадавшими. Причем уголовная – по статье 264 УК РФ. В результате, если здоровью пострадавшего причинен тяжкий вред, «потолок» ответственности достигает 4 лет лишения свободы. Если человек погиб, виновника могут лишить свободы на срок до 7 лет, если жертв две и более – до 9 лет. Для трезвого и оставшегося на месте аварии водителя предельные сроки лишения свободы при тех же последствиях короче на 2 года и составляют 2, 5 и 7 лет соответственно. Логика в этом решении, безусловно, есть. Учитывая повышенную ответственность для пьяных водителей, оставление места ДТП давало им возможность избежать более сурового наказания, ведь постфактум доказать наличие в организме запрещенных веществ невозможно. Теперь же бегство фактически приравняли к совершению ДТП в состоянии опьянения. Напомним также, что наказывают за оставление любого ДТП, в том числе и без пострадавших. В этом случае ответственность наступает по части 2 статьи 12.27 КоАП РФ, причем отнюдь не символическая: лишение права управления на срок от одного до полутора лет либо административный арест до 15 суток. Как видим, законодатель настроен довольно серьезно к тем, кто не желает или боится понести заслуженную кару. Однако случается и так, что водителя записывают в число беглецов по ошибке или по его собственному недомыслию. Поэтому ниже о том, что же такое «оставление места ДТП».

Надо помнить, что «европротокол» работает при соблюдении трех условий: в ДТП участвовали только две машины, отсутствуют пострадавшие и имуществу третьих лиц не нанесен ущерб, а у обоих водителей есть полисы ОСАГО. Во всех иных случаях документы должна оформить полиция

Сбежал или нет?

Законодательство это понятие не конкретизирует. Однако судебная практика свидетельствует о том, что таковым можно считать не только ситуацию, когда водитель, не останавливаясь, покидает место аварии, но и, бросив машину, просто уходит или убегает. Случалось, что покинувшим место ДТП признавали молодую маму, которая в ожидании экипажа ДПС повела своего ребенка домой, который оказался буквально в паре кварталов, а потом пешком же вернулась, даже не думая никуда скрываться. Однако суд расценил это как способ избежать ответственности. Поэтому, как минимум, без договоренности с другим участником аварии уходить, а тем более уезжать с места не следует. Еще одна распространенная ситуация заключается в том, что водитель отъезжает от места столкновения на некоторое расстояние. Просто из-за того, что на осознание контакта и безопасную остановку требуется время. А где время, там и расстояние. По факту это могут быть буквально 200-300 метров, но и в подобных случаях водителя тоже могут обвинить в том, что он нарушил Правила дорожного движения, не остановившись непосредственно на месте. Как правило, чем тяжелее последствия, тем выше шанс, что отсутствие машины непосредственно в месте ДТП будет расценено как его оставление. Справедливости ради надо отметить, что и в этом «перегибе» есть определенный смысл, ведь некоторые, чувствуя за собой вину, пользуются ситуацией, чтобы максимально усложнить объективный разбор происшествия и поиск виновника. Отъехав подальше, можно попытаться «запутать следы». Наконец, еще одна типичная ситуация связана с тем, что водитель просто не замечает, что кого-то зацепил. Чаще это происходит в результате маневрирования на парковках и в тесных дворах. Тогда в полицию заявляет владелец пострадавшей машины или просто неравнодушные свидетели.

Власти решили ужесточить наказание для тех, кто совершил аварию в нетрезвом виде и покинул место ДТП

Внимание, внимание!

Как же поступить, чтобы избежать необоснованного наказания? Тем более, что с недавних пор право оставлять место аварии было закреплено законодательно: сначала в законе об ОСАГО, а потом и в Правилах дорожного движения. Речь о так называемом «европротоколе», который позволяет оформить необходимые документы о ДТП не вызывая сотрудников полиции и, следовательно, не спрашивать их разрешения, чтобы оставить место аварии. Кроме того, иногда сами сотрудники ГИБДД предлагают водителям подъехать в подразделение для документирования происшествия.

Впрочем, бывает, что водители в силу тех или иных причин принимают решение вообще не документировать инцидент и разъезжаются каждый по своим делам. Вот тут надо обезопасить себя от того, что другой участник ДТП передумает и все же обратится в полицию. Поэтому, прежде чем разъезжаться, надо составить в двух экземплярах расписку о том, что стороны никаких претензий друг к другу не имеют и покидают место аварии по обоюдной договоренности. Закон этого не запрещает. А вот если этого не сделать, можно будет и пожалеть потом.

Законодательно не запрещено летом использовать зимние покрышки. Но помните – это может привести к аварии

Поворотный момент

Настало лето, но многие автомобилисты по-прежнему продолжают ездить на зимних шинах. По всей видимости, со снижением уровня комфорта, лишней тратой топлива и повышенным износом покрышек – это всем известные минусы – они смирились. А вот юридический аспект очевиден не всем. Спешим успокоить: никаких правовых последствий сам факт эксплуатация зимних шин летом не влечет. Справедливости ради, есть ограничения по использованию шипованных колес в течение трех летних месяцев. Они установлены техрегламентом Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств». Однако ответственности за несоблюдение этих требований законодательством не предусмотрено. В то же время если шины установлены не комплектом, может появиться повод для штрафа. Например, когда на одной оси стоят «шиповки», а на другой «липучки». Разные по сезонности, размерности или конструкции колеса справа и слева тоже вызовут обоснованные претензии сотрудника полиции. Штраф невелик – 500 рублей. Но гораздо важнее, что несезонная «обувь» может привести к аварии, ведь сцепные свойства зимней шины на горячем асфальте заметно хуже. Неодинаковые колеса только усугубят ситуацию: разность коэффициентов сцепления повышает риск потери управляемости.

Фото: Ведяшкин Сергей, Мобильный репортер/Агентство городских новостей «Москва»

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Революция ADAS Революция ADAS

Отныне Quattroruote будет оценивать функциональность ассистентов водителя

Quattroruote
«Не просто устала». Как работа влияет на женщину в постродовой депрессии «Не просто устала». Как работа влияет на женщину в постродовой депрессии

Как формируется этот диагноз «послеродовая депрессия» и при чем тут работа

Forbes
Еще один из рода Виндзор Еще один из рода Виндзор

Ее Величество Елизавета II за дворцовыми дверями просто лучшая на свете Гэн-Гэн

Караван историй
Новый взгляд на Куликовскую битву и другие находки на торгах аукциона «Литфонд» Новый взгляд на Куликовскую битву и другие находки на торгах аукциона «Литфонд»

На Винзаводе пройдет предаукционный показ лотов аукционного дома Литфонд

Forbes
Автоюристы больше не нужны? Автоюристы больше не нужны?

При спорах по ОСАГО автомобилистов будет защищать финансовый омбудсмен

АвтоМир
Совершенно секретно: как выглядят родители звезд, которых они скрывают от всех Совершенно секретно: как выглядят родители звезд, которых они скрывают от всех

Рассказываем о родителях звезд, которые избегают публичности

Cosmopolitan
Стимуляция бедности. Почему увеличение детского пособия никому не принесет пользы Стимуляция бедности. Почему увеличение детского пособия никому не принесет пользы

Увеличивая размер пособия, правительство оказывает медвежью услугу матерям

Forbes
Почему нужно увидеть выставку Энтони Гормли на Делосе Почему нужно увидеть выставку Энтони Гормли на Делосе

Выставка Sight Энтони Гормли

РБК
Поющая в темноте Поющая в темноте

Му­за Лар­са фон Три­е­ра Шар­лот­та Генс­бур встре­ти­лась с GQ в Нью-Йор­ке

GQ
Выше нос! Выше нос!

Компания BMW представила обновленный кроссовер X1

АвтоМир
Художник, написавший iPhone: почему Джонатан Айв был так важен для Apple Художник, написавший iPhone: почему Джонатан Айв был так важен для Apple

Легендарный дизайнер Джонатан Айв покинет компанию Apple в конце года

Forbes
Бериллий вне таблицы. Каков он? Бериллий вне таблицы. Каков он?

Периодическая таблица. От элемента к элементу

Наука и жизнь
Принять себя: легко сказать, но что мешает? Принять себя: легко сказать, но что мешает?

Как принять, например, свое тело — такое несовершенное, небезупречное?

Psychologies
Камеры, ужесточения и запрет правых рулей: что ждет автомобилистов Камеры, ужесточения и запрет правых рулей: что ждет автомобилистов

С 1 июля в России изменится жизнь автомобилистов

РБК
Как победить прокрастинацию? Как победить прокрастинацию?

Чем может обернуться привычка откладывать все на завтра и как с ней справиться?

9 месяцев
Алик Сахаров: Мой ход в «Игре престолов» Алик Сахаров: Мой ход в «Игре престолов»

Я с самого начала знал, что на Арью возложена миссия уничтожить Короля Ночи

Караван историй
Пещерное сознание Пещерное сознание

Что хорошего в жизни под туфовыми сводами пещер

Вокруг света
Почему мы скрываем проблемы со здоровьем от начальства и коллег? Почему мы скрываем проблемы со здоровьем от начальства и коллег?

Почему мы скрываем от работодателя наличие проблем со здоровьем

Psychologies
Дейтинговый сервис Bumble откроет винный бар на Манхэттене Дейтинговый сервис Bumble откроет винный бар на Манхэттене

Дейтинговая компания Bumble откроет собственное заведение в Нью-Йорке

Forbes
Что не так с последним сезоном сериала «Черное зеркало» Что не так с последним сезоном сериала «Черное зеркало»

Жаль, если вслед за интригой мы потеряем и сам сериал

Maxim
Хозяева земли русской: 20 самых дорогих землевладений России. Рейтинг Forbes Хозяева земли русской: 20 самых дорогих землевладений России. Рейтинг Forbes

Двадцать землевладельцев контролируют 7,9 млн га стоимостью 471,6 млрд рублей

Forbes
Опыт читателя: есть ли польза от домашнего 3D-принтера? Опыт читателя: есть ли польза от домашнего 3D-принтера?

Такой полезный девайс, как 3D-принтер, до сих пор остается недооцененным

CHIP
В здоровом теле здоровое антитело! В здоровом теле здоровое антитело!

Почему в последние дни участились схватки «прививочников» и «антипрививочников»

Maxim
Звездные победители и гости  юбилейной церемонии Fashion People Awards 2019 Звездные победители и гости  юбилейной церемонии Fashion People Awards 2019

Церемония вручения ежегодной премий Fashion People Awards 2019

Cosmopolitan
Как Крис Хемсворт и Тесса Томпсон изменили «Людей в черном» Как Крис Хемсворт и Тесса Томпсон изменили «Людей в черном»

Смешно, стильно, но громоздко и банально

GQ
Этим летом наряжайтесь как Элтон Джон, в пух и прах Этим летом наряжайтесь как Элтон Джон, в пух и прах

«Рокетмен» — отличный повод примерить вещи в духе сценических костюмов поп-идола

Vogue
Грустный «Сторож». Новый фильм Юрия Быкова — о злых бандитах и тоскливых охранниках Грустный «Сторож». Новый фильм Юрия Быкова — о злых бандитах и тоскливых охранниках

Почему фильм Юрия Быкова «Сторож» получился не для широкого проката

Forbes
Последним сдался килограмм Последним сдался килограмм

В Париже завершилась длившаяся несколько десятилетий революция в метрологии

Наука и жизнь
Полет нормальный Полет нормальный

Долой страхи, которые мешают нам путешествовать и наслаждаться отпуском

Лиза
Секрет «Карточного домика»: как большие данные помогают создавать успешные проекты Секрет «Карточного домика»: как большие данные помогают создавать успешные проекты

Отрывок из книги Кирилла Еременко «Работа с данными в любой сфере»

Forbes
Открыть в приложении