Санкции за оставление места ДТП ужесточили. Как их избежать?

АвтоМирОбщество

Санкционная политика

Санкции за оставление места ДТП ужесточили. Как их избежать?

Текст Алексей Лучников

Недавно была ужесточена ответственность за оставление места дорожно-транспортного происшествия с пострадавшими. Причем уголовная – по статье 264 УК РФ. В результате, если здоровью пострадавшего причинен тяжкий вред, «потолок» ответственности достигает 4 лет лишения свободы. Если человек погиб, виновника могут лишить свободы на срок до 7 лет, если жертв две и более – до 9 лет. Для трезвого и оставшегося на месте аварии водителя предельные сроки лишения свободы при тех же последствиях короче на 2 года и составляют 2, 5 и 7 лет соответственно. Логика в этом решении, безусловно, есть. Учитывая повышенную ответственность для пьяных водителей, оставление места ДТП давало им возможность избежать более сурового наказания, ведь постфактум доказать наличие в организме запрещенных веществ невозможно. Теперь же бегство фактически приравняли к совершению ДТП в состоянии опьянения. Напомним также, что наказывают за оставление любого ДТП, в том числе и без пострадавших. В этом случае ответственность наступает по части 2 статьи 12.27 КоАП РФ, причем отнюдь не символическая: лишение права управления на срок от одного до полутора лет либо административный арест до 15 суток. Как видим, законодатель настроен довольно серьезно к тем, кто не желает или боится понести заслуженную кару. Однако случается и так, что водителя записывают в число беглецов по ошибке или по его собственному недомыслию. Поэтому ниже о том, что же такое «оставление места ДТП».

Надо помнить, что «европротокол» работает при соблюдении трех условий: в ДТП участвовали только две машины, отсутствуют пострадавшие и имуществу третьих лиц не нанесен ущерб, а у обоих водителей есть полисы ОСАГО. Во всех иных случаях документы должна оформить полиция

Сбежал или нет?

Законодательство это понятие не конкретизирует. Однако судебная практика свидетельствует о том, что таковым можно считать не только ситуацию, когда водитель, не останавливаясь, покидает место аварии, но и, бросив машину, просто уходит или убегает. Случалось, что покинувшим место ДТП признавали молодую маму, которая в ожидании экипажа ДПС повела своего ребенка домой, который оказался буквально в паре кварталов, а потом пешком же вернулась, даже не думая никуда скрываться. Однако суд расценил это как способ избежать ответственности. Поэтому, как минимум, без договоренности с другим участником аварии уходить, а тем более уезжать с места не следует. Еще одна распространенная ситуация заключается в том, что водитель отъезжает от места столкновения на некоторое расстояние. Просто из-за того, что на осознание контакта и безопасную остановку требуется время. А где время, там и расстояние. По факту это могут быть буквально 200-300 метров, но и в подобных случаях водителя тоже могут обвинить в том, что он нарушил Правила дорожного движения, не остановившись непосредственно на месте. Как правило, чем тяжелее последствия, тем выше шанс, что отсутствие машины непосредственно в месте ДТП будет расценено как его оставление. Справедливости ради надо отметить, что и в этом «перегибе» есть определенный смысл, ведь некоторые, чувствуя за собой вину, пользуются ситуацией, чтобы максимально усложнить объективный разбор происшествия и поиск виновника. Отъехав подальше, можно попытаться «запутать следы». Наконец, еще одна типичная ситуация связана с тем, что водитель просто не замечает, что кого-то зацепил. Чаще это происходит в результате маневрирования на парковках и в тесных дворах. Тогда в полицию заявляет владелец пострадавшей машины или просто неравнодушные свидетели.

Власти решили ужесточить наказание для тех, кто совершил аварию в нетрезвом виде и покинул место ДТП

Внимание, внимание!

Как же поступить, чтобы избежать необоснованного наказания? Тем более, что с недавних пор право оставлять место аварии было закреплено законодательно: сначала в законе об ОСАГО, а потом и в Правилах дорожного движения. Речь о так называемом «европротоколе», который позволяет оформить необходимые документы о ДТП не вызывая сотрудников полиции и, следовательно, не спрашивать их разрешения, чтобы оставить место аварии. Кроме того, иногда сами сотрудники ГИБДД предлагают водителям подъехать в подразделение для документирования происшествия.

Впрочем, бывает, что водители в силу тех или иных причин принимают решение вообще не документировать инцидент и разъезжаются каждый по своим делам. Вот тут надо обезопасить себя от того, что другой участник ДТП передумает и все же обратится в полицию. Поэтому, прежде чем разъезжаться, надо составить в двух экземплярах расписку о том, что стороны никаких претензий друг к другу не имеют и покидают место аварии по обоюдной договоренности. Закон этого не запрещает. А вот если этого не сделать, можно будет и пожалеть потом.

Законодательно не запрещено летом использовать зимние покрышки. Но помните – это может привести к аварии

Поворотный момент

Настало лето, но многие автомобилисты по-прежнему продолжают ездить на зимних шинах. По всей видимости, со снижением уровня комфорта, лишней тратой топлива и повышенным износом покрышек – это всем известные минусы – они смирились. А вот юридический аспект очевиден не всем. Спешим успокоить: никаких правовых последствий сам факт эксплуатация зимних шин летом не влечет. Справедливости ради, есть ограничения по использованию шипованных колес в течение трех летних месяцев. Они установлены техрегламентом Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств». Однако ответственности за несоблюдение этих требований законодательством не предусмотрено. В то же время если шины установлены не комплектом, может появиться повод для штрафа. Например, когда на одной оси стоят «шиповки», а на другой «липучки». Разные по сезонности, размерности или конструкции колеса справа и слева тоже вызовут обоснованные претензии сотрудника полиции. Штраф невелик – 500 рублей. Но гораздо важнее, что несезонная «обувь» может привести к аварии, ведь сцепные свойства зимней шины на горячем асфальте заметно хуже. Неодинаковые колеса только усугубят ситуацию: разность коэффициентов сцепления повышает риск потери управляемости.

Фото: Ведяшкин Сергей, Мобильный репортер/Агентство городских новостей «Москва»

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Выше нос! Выше нос!

Компания BMW представила обновленный кроссовер X1

АвтоМир
Лучшие сериалы всех времен: список из 12 шоу с самым высоким рейтингом Лучшие сериалы всех времен: список из 12 шоу с самым высоким рейтингом

Список для тех, кого интересуют самые рейтинговые шоу

Playboy
«Я даю женщине убежище»: как американка Асма Ханиф уже 44 года спасает мусульманок от насилия в семье «Я даю женщине убежище»: как американка Асма Ханиф уже 44 года спасает мусульманок от насилия в семье

Медсестра Асма Ханиф с 1975 года спасает мусульманок в США от мужей-агрессоров

Esquire
12 фаз профессионального выгорания 12 фаз профессионального выгорания

Как распознать симптомы профессионального выгорания?

Psychologies
Боржоми, коровы и перевалы. Тест-драйв Jeep Wrangler в Грузии Боржоми, коровы и перевалы. Тест-драйв Jeep Wrangler в Грузии

Как ведет себя на сменяющихся пейзажах Грузии новый Jeep Wrangler

РБК
Время страстей человеческих Время страстей человеческих

Обнаженные пластилиновые человечки Татьяны Бродач покорили Милан и Париж

Vogue
Парадокс спойлера. Почему не страшно узнать, что в конце? Парадокс спойлера. Почему не страшно узнать, что в конце?

«Только без спойлеров!» — фраза, которой можно довести до белого каления

Psychologies
Почему нам так грустно, когда заканчивается любимый сериал? Почему нам так грустно, когда заканчивается любимый сериал?

Не странно ли — горевать по тому, что закончилась вымышленная история?

Psychologies
Что значит «одеваться не по возрасту»: мнение стилиста Что значит «одеваться не по возрасту»: мнение стилиста

Что думают стилисты о фразе «Не по возрасту оделся!»

Psychologies
«Саша боится»: особняк Яны Рудковской атаковали потусторонние силы «Саша боится»: особняк Яны Рудковской атаковали потусторонние силы

Яна Рудковская пожаловалась, что потусторонние силы пугают ее сына Сашу

Cosmopolitan
«Мы поддерживаем Ивана»: кто продает на Avito газеты с передовицей «Я/Мы Иван Голунов» за 15 000 рублей «Мы поддерживаем Ивана»: кто продает на Avito газеты с передовицей «Я/Мы Иван Голунов» за 15 000 рублей

«Ведомости», «Коммерсантъ» и РБК впервые вышли с одинаковой первой полосой

Forbes
Россия и Саудовская Аравия договорились продлить сделку ОПЕК+ Россия и Саудовская Аравия договорились продлить сделку ОПЕК+

Россия и Саудовская Аравия договорились продлить сделку ОПЕК+

Forbes
Как видят мир пилоты и что такое современный театр. Книжные новинки Как видят мир пилоты и что такое современный театр. Книжные новинки

Земля из кабины пилота, болиды «Формулы-1» и немного о театре

Forbes
От чекистов к олигархам: человек-легенда Филипп Бобков От чекистов к олигархам: человек-легенда Филипп Бобков

Жизнь Филиппа Бобкова стала отражением главных тектонических разломов эпохи

Forbes
Кто такой Руиги Вилласенор и почему вам нужно следить за его брендом RHUDE Кто такой Руиги Вилласенор и почему вам нужно следить за его брендом RHUDE

Вещи его бренда RHUDE носят Кендрик Ламар, Джеймс Франко и другие знаменитости

Esquire
Кризис среднего возраста у вас в генах Кризис среднего возраста у вас в генах

Ученые пытаются противостоять возрастным изменениям в организме человека

СНОБ
20 вопросов к Вигго Мортенсену 20 вопросов к Вигго Мортенсену

Американо-датский актер Вигго Мортенсен отвечает на 20 вопросов

Playboy
Почему ностальгия по советской эпохе — признак кризиса модели Путина Почему ностальгия по советской эпохе — признак кризиса модели Путина

Сегодня российское общество переживает период смены приоритетов

СНОБ
«Академия Амбрелла» как гид по детским психотравмам «Академия Амбрелла» как гид по детским психотравмам

В этом году Netflix выпустил киноадаптацию одноименного комикса Джерарда Уэя

Psychologies
«Нет ничего лучше, чем быть академиком и завлабом» «Нет ничего лучше, чем быть академиком и завлабом»

Каким бы оказался сегодня монолог академика Ж. И. Алфёрова?

Наука и жизнь
8 нововведений, которые сильно изменят жизнь автомобилистов 8 нововведений, которые сильно изменят жизнь автомобилистов

Несколько очень обсуждаемых инициатив июня 2019 года для автомобилистов

РБК
Несостоявшаяся невеста: история проклятого платья Анны Бейкер Несостоявшаяся невеста: история проклятого платья Анны Бейкер

Жутковатая, но романтичная история Анны Бейкер и ее белого платья

Cosmopolitan
Алик Сахаров: Мой ход в «Игре престолов» Алик Сахаров: Мой ход в «Игре престолов»

Я с самого начала знал, что на Арью возложена миссия уничтожить Короля Ночи

Караван историй
Как найти время на себя, если его никогда не хватает? Как найти время на себя, если его никогда не хватает?

Откажитесь от многозадачности и начните все успевать

Psychologies
5 ошибок во время собеседования по Скайпу, которые необходимо избегать 5 ошибок во время собеседования по Скайпу, которые необходимо избегать

Никто не любит видеособеседования, но иногда другого выхода нет

Playboy
Как отцы переживают потерю ребенка: 4 стереотипа Как отцы переживают потерю ребенка: 4 стереотипа

Действительно ли мужчина легче переносит перинатальные потери в семье

Psychologies
«Не просто устала». Как работа влияет на женщину в постродовой депрессии «Не просто устала». Как работа влияет на женщину в постродовой депрессии

Как формируется этот диагноз «послеродовая депрессия» и при чем тут работа

Forbes
Знакомство с хакерами Знакомство с хакерами

Как хакеры от взлома телефонов перешли к краже ядерного чемоданчика

Esquire
8 правил, как поддерживать отношения на расстоянии (и есть ли смысл?) 8 правил, как поддерживать отношения на расстоянии (и есть ли смысл?)

Ты здесь, она — там. Может ли из этого что-то получиться

Playboy
Четыре имени пять лет спустя: следствие впервые назвало подозреваемых по делу MH17 Четыре имени пять лет спустя: следствие впервые назвало подозреваемых по делу MH17

Имена первых четверых подозреваемых в крушении малазийского Boeing над Донбассом

Forbes
Открыть в приложении