Отечественный самолет с низкой стоимостью владения за счет нерыночных субсидий

ForbesБизнес

Что-то снова пошло не так: почему «Суперджет» не стал заменой Ту-134

Оба проекта возникли из идеи сделать отечественный самолет с низкой стоимостью владения за счет нерыночных субсидий. Различия в их судьбе — результат действия не только экономических, но и человеческого фактора

Анатолий Ходоровский

1-gettyimages-973344148.jpg__1559292650__15493.jpg
Фото UIG via Getty Images / Самолет Ту-134

Двадцать второго мая свой последний рейс на регулярных линиях совершил ветеран советской и российской гражданской авиации — самолет Ту-134. Это был 39-летний борт RA-65693 авиакомпании «Алроса», который с 1980 по 1996 год эксплуатировался в Латвии. Месяцем ранее произошло другое знаменательное событие: восьмая годовщина передачи первого серийного Sukhoi SuperJet 100 № 95007 (сейчас на хранении в Жуковском, без двигателей) стартовому заказчику — давно несуществующей армянской авиакомпании Armavia. Еще 10 лет назад со всех трибун и площадок лились речи о том, что именно «Суперджет» должен заменить Ту-134. Сегодня об этом стараются не вспоминать. Хотя аналогий и параллелей между двумя типа воздушных судов немало.

Судьба у Ту-134 была непростой, но век его оказался долог. В феврале 1968 года был утвержден акт его государственных испытаний с двигателями Д-30 первой серии. В этом документе были такие слова: «При отпускных ценах и достигнутых в настоящее время сроках службы самолета Ту-134 в первые 2-3 года он будет убыточным в эксплуатации». Плановая убыточность новой техники в условиях жесткой централизации и повсеместного регулирования — редкий случай. По сути это признание того, что что-то пошло не так.

И дело было не только в экономике. В 1971 году один британский эксперт, которому довелось пилотировать Ту-134, определил его так: «Старомодный самолет как в аэродинамике, так и в конструкции. Это не такой тип самолета, который может безнаказанно допустить даже маленькие ошибки близко от земли».

Впрочем, модернизация двигателя и увеличение за счет этого числа мест в салоне позволили несколько улучшить экономику, а системная подготовка пилотов дала возможность минимизировать «человеческий фактор». За 50 лет эксплуатации, по данным Aviation Safety Network, потеряно 75 из 850 эксплуатировавшихся машин (включая испытания, войны, попытки угона и технические проблемы на земле без жертв) и произошло лишь два десятка катастроф со смертельными исходами (в основном — пресловутый человеческий фактор).

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Патриот с автоматом. Маленький шаг для человечества, но огромный скачок для УАЗа Патриот с автоматом. Маленький шаг для человечества, но огромный скачок для УАЗа

Вы за рулём УАЗа, который ждал автоматическую коробку долгие четырнадцать лет

4x4 Club
Шутки кончились Шутки кончились

Solano на российском рынке обосновался давно

АвтоМир
Чёрный передел: версия 1939 года Чёрный передел: версия 1939 года

Секретный протокол к Пакту о ненападении

Дилетант
7 фактов о комарах, которые они сами предпочли бы скрыть от людей (но нет) 7 фактов о комарах, которые они сами предпочли бы скрыть от людей (но нет)

Используй эту информацию против кусачих гадов!

Playboy
Кофе за 50 рублей и ЗОЖ в меню: как изменится российский рынок кофеен Кофе за 50 рублей и ЗОЖ в меню: как изменится российский рынок кофеен

Число кофеен в России и Европе в ближайшие годы вырастет в полтора раза

Forbes
Офтальмохирургия Офтальмохирургия

Гениальные врачи – универсалы и практики – встречаются не только в сериалах

Maxim
Как победить страх провала в жизни и в бизнесе: советы «морского котика» Как победить страх провала в жизни и в бизнесе: советы «морского котика»

Отрывок из книги бывшего спецназовца и основателя медиахолдинга Hurricane Group

Forbes
Мастера конспирации: звезды, которые до последнего скрывали беременность Мастера конспирации: звезды, которые до последнего скрывали беременность

Звезды, которые успешно скрывали беременность почти до самых родов

Cosmopolitan
Нужен результат? Подружитесь с головой Нужен результат? Подружитесь с головой

Почему нам не всегда удается достичь поставленной цели?

Psychologies
Потанин ответил на слова Сечина о контроле США над российской металлургией Потанин ответил на слова Сечина о контроле США над российской металлургией

США получили контроль над российской алюминиевой промышленностью и металлургией

Forbes
Макс Мингелла — о своем фильме Макс Мингелла — о своем фильме

В прокате «За мечтой» — музыкальная сказка о современной Золушке

Esquire
Голос Америки Голос Америки

30 июня выходит сериал «Самый громкий голос в комнате» с участием Сиенны Миллер

Grazia
Готовы донашивать вещи за Дэвидом Бекхэмом? Готовы донашивать вещи за Дэвидом Бекхэмом?

Уверены, это неплохая причина купить себе винтажное джерси

GQ
Отказ от безналичного доллара. Что советует Путину экономист Сергей Глазьев Отказ от безналичного доллара. Что советует Путину экономист Сергей Глазьев

Forbes узнал у экономиста Сергея Глазьева, что он сейчас советует президенту

Forbes
Елена Борщева, Анджелина Джоли, Дженнифер Лопес и еще 7 звездных ЭКО-мам Елена Борщева, Анджелина Джоли, Дженнифер Лопес и еще 7 звездных ЭКО-мам

Известные артистки, чьи малыши появились на свет благодаря процедуре ЭКО

Cosmopolitan
Зачем люди идут во власть? Зачем люди идут во власть?

Что движет теми, кто хочет быть большим начальником?

Psychologies
Объявление кибервойны: противостояние держав приняло опасный оборот Объявление кибервойны: противостояние держав приняло опасный оборот

Новая холодная война уже не кажется просто броской журналистской метафорой

Forbes
Обзор смартфона realme 3: кто на новенького? Обзор смартфона realme 3: кто на новенького?

Делимся впечатлениями от одного из первых экземпляров realme 3

CHIP
Мы не враги народа Мы не враги народа

Что угрожает журналистам-расследователям в Америке

Русский репортер
Тюменское фиаско. Как распалась империя бизнес-партнера однокурсника Путина и знакомого Собянина Тюменское фиаско. Как распалась империя бизнес-партнера однокурсника Путина и знакомого Собянина

Сбербанк подозревает Дмитрия Мазурова в ведении двойной бухгалтерии

Forbes
Celera 500l: что известно о самом секретном самолете в мире Celera 500l: что известно о самом секретном самолете в мире

Таинственный самолет от Otto Aviation

Популярная механика
Пересменка поколений: какими были первые 30 лет «Кинотавра» Пересменка поколений: какими были первые 30 лет «Кинотавра»

9–16 июня в Сочи проходит 30-й Открытый российский кинофестиваль «Кинотавр»

РБК
Мать, Миса, Матриарх: как Мэрил Стрип стала главным женским голосом в Голливуде Мать, Миса, Матриарх: как Мэрил Стрип стала главным женским голосом в Голливуде

Мэрил Стрип исполнилось 70, и она — великая

Esquire
Сила цвета Сила цвета

Дизайнер Рошин Лафферти оформила дом в Ирландии

AD
Бизнесмен, чью компанию регистрировал Путин: как он зарабатывает на кофе на АЗС Бизнесмен, чью компанию регистрировал Путин: как он зарабатывает на кофе на АЗС

Как компания бывшего советского офицера зарабатывает на оборудовании кофе-зон

Forbes
Какие напольные весы точнее: аналоговые или электронные? Какие напольные весы точнее: аналоговые или электронные?

Они всегда говорят правду: маленькие дети, пьяные взрослые и напольные весы!

Maxim
Что делать при укусах клещей: рекомендации энтомолога Что делать при укусах клещей: рекомендации энтомолога

Ответы энтомолога на самые распространенные вопросы, связанные с клещами

Популярная механика
Плавали — знаем Плавали — знаем

Мы выяснили, кому поручить оформление лодки

AD
Жестокий партнер вдруг перестал вас мучить. В чем причина? Жестокий партнер вдруг перестал вас мучить. В чем причина?

Партнер всегда относился к вам жестоко, и вдруг его словно подменили. Почему?

Psychologies
Как определить, ты действительно устал или тебе просто лень (и все вокруг правы)? Как определить, ты действительно устал или тебе просто лень (и все вокруг правы)?

Действительно ли вы измотаны или просто недостаточно мотивированы?

Playboy
Открыть в приложении