«Ангел из гетто». История женщины, которая создала подпольную ячейку антифашистов
Американская писательница, историк культуры Тилар Маццео написала книгу об Ирене Сендлер — женщине, которая в годы Второй мировой войны смогла спасти 2500 детей из варшавского гетто
Польскую активистку Ирену Сендлер называют ангелом Варшавского гетто. Миниатюрная женщина, ставя под угрозу свою жизнь, вывозила детей с жестко контролируемой немцами территории. Перевод книги «Дети Ирены. Драматическая история женщины, спасшей 2500 детей из варшавского гетто» выходит в издательстве «Эксмо» 14 апреля. Forbes Woman публикует фрагмент о том, как Ирена Сандлер вместе со своими подругами положила начало объединению людей для борьбы с фашизмом.
У лидеров Сопротивления имелся стратегический замысел учредить как можно больше подпольных ячеек, действующих полностью изолированно друг от друга. Одну из таких ячеек поручили возглавить молодой, но очень способной женщине — Ирене Сендлер.
Когда точно состоялся разговор Ирены и профессора, неизвестно, но это могло случиться вскоре после падения Варшавы, поскольку ячейка Ирены появилась почти сразу после этого. Необходимость в такого рода группах была очень острой. Возник вопрос, кого еще привлечь в ячейку. Доктор Радлиньская тепло отзывалась об Ирке Шульц и настоятельно ее рекомендовала. Ирка была одной из бывших студенток профессора и, кроме того, начальницей Ирены.
Доктор Радлиньская с готовностью поддержала и другую кандидатуру, Ядвиги Денеки, еще одной своей бывшей студентки. До того как перейти в городскую службу социальной работы, она училась на преподавателя, работая в новаторской школе-интернате, основанной коллегой профессора, доктором Янушем Корчаком. Ядвига была симпатичной блондинкой с элегантным «бобом». Ей, девушке живой и энергичной, было двадцать восемь — на год младше Ирены, — и они хорошо знали друг друга по Свободному польскому университету и по собраниям Польской социалистической партии.
В их конторе была и третья выпускница Свободного университета: подруга и коллега Ирены Ядвига Пиотровская. Все обычно звали ее Ягой, и, как и Ирена, она происходила из семьи с безупречной репутацией общественного служения. Ее отец, Мариан Поникиевский, был инженером, работавшим в городских социальных службах и проектировавшим государственное жилье. Доктор Радлиньская знала как Мариана, так и его ближайшего коллегу, социального теоретика Романа Пиотровского. Яга тоже была тесно связана с семьей Пиотровских. У нее с Янушем Пиотровским давно был страстный роман, плодом