«Аленушка»: первая версия девочки с персиками
Аленушка на картине Васнецова сидит вроде бы на фоне обычного русского пейзажа. Но все его детали усиливают гнетущее чувство
Осина — дерево, на котором, по преданию, повесился Иуда. Ели в народных представлениях тесно связаны с похоронами. Только ласточки над героиней берегут ее от неверного шага.
Картина «Аленушка»
173 х 121 см
Годы создания: 1880–1881
Находится в Государственной Третьяковской галерее
Героиня картины Васнецова не была задумана как сказочный персонаж. «Не помню точно, когда впервые зародилась у меня „Аленушка“, как будто она давно жила в моей голове», — вспоминал художник. Летом 1880 года он, привлеченный творческой атмосферой, царившей в имении меценатов Мамонтовых в подмосковном Абрамцеве, приехал на отдых в соседнюю деревню Ахтырку и увидел в тех местах настоящую, живую «Аленушку», трогательный типаж русской девушки. То была обычная юная крестьянка, чем-то расстроенная. Воодушевленный Васнецов уговорил ее позировать для набросков к картине.
Художник работал над полотном до конца февраля 1881 года. На IX выставке Товарищества передвижников картина была представлена впервые и называлась «Аленушка (Дурочка)». Некоторые критики удивлялись: почему же дурочка? «Лицо ее не выражает психической болезни», — недоумевал журналист «Московских ведомостей» Сергей Флеров. «С характером идиотизма не совладал г. Васнецов», — язвил другой критик. У самого автора героиня вызывала теплые чувства, так что данное художником название не могло быть ни диагнозом, ни насмешкой. Искусствовед Элеонора Пастон объясняет: в народе дурочками называли юродивых и нищих сироток, к которым относились не с презрением, а с жалостью и даже некоторым пиететом, так как считалось, что они ближе к Богу.