Жизнь в Австралии усилила склонность головастиков жаб-ага к каннибализму
Головастики жаб-ага из инвазивной австралийской популяции в два с половиной раза чаще едят более мелких головастиков своего же вида, чем их сородичи из Южной Америки. Кроме того, они не просто нападают на представителей собственного вида при удачной возможности, а целенаправленно охотятся на них. Как отмечается в статье для журнала Proceedings of the National Academy of Sciences, такое поведение связано с высокой плотностью инвазивной популяции, которая привела к сильной конкуренции за ресурсы. При этом в ответ на каннибализм икринки и головастики австралийских жаб стали развиваться быстрее.
Жаб-ага (Rhinella marina) завезли в Австралию в середине 1930 годов для борьбы с вредителями сахарного тростника. Однако ядовитые амфибии сами вскоре превратились в серьезную проблему. Они широко распространились по северной и восточной части континента и вместо вредителей, на которых должны были охотиться, стали поедать местную фауну. Более того, от нашествия жаб серьезно пострадали австралийские хищники, которые не понимают, что эти амфибии ядовиты, пытаются их съесть и погибают. В результате популяция некоторых видов варанов, змей и сумчатых куниц серьезно сократилась.
Одним из главных факторов, ограничивающих успех размножения жаб-ага в Австралии, является соперничество с представителями собственного вида на ранних этапах жизни. Дело в том, что эти жабы мечут икру во временные пруды — и здесь же развиваются их головастики, которые питаются в основном водорослями и детритом. Ресурсы в таких водоемах ограничены, а конкуренция за них очень высока, поэтому головастики нередко поедают икру сородичей и только что вылупившихся головастиков, которые первое время остаются малоподвижными и не питаются. В некоторых случаях прожорливые головастики снижают выживаемость конспецифичных кладок на 99 процентов.
Герпетолог Джайна Девор (Jayna L. DeVore) из Сиднейского университета и ее коллеги предположили, что у себя на родине, в Центральной и Южной Америке, головастики жаб-ага относятся к сородичам более миролюбиво, а склонность к каннибализму возникла или усилилась уже после переселению в Австралию в качестве реакции на высокую плотность популяции (здесь она примерно в десять раз выше, чем в естественном ареале). Чтобы проверить данную гипотезу, исследователи поймали несколько взрослых жаб во Французской Гвиане, откуда эти амфибии попали сначала на Гавайи, а потом в Австралию. Кроме того, несколько особей были пойманы в Австралии.