Рынок «играет» и «крепчает»
В алкогольном сегменте отмечается рост: продаж, цен и градуса
Запасы импортного алкоголя в России сокращаются. Если еще в январе — июне отмечался рост поставок из-за рубежа, то во втором полугодии, после введения повышенных пошлин, ввоз стал быстро падать. В то же время отечественные компании наращивают объемы всей ассортиментной линейки — вина, горячительных напитков, пива. Однако спрос также растет, и, возможно, усилий российских компаний с учетом выпадающих импортных объемов будет недостаточно, чтобы насытить потребление. К концу уходящего года и в 2025-м эксперты прогнозируют дальнейшее повышение цен на всю алкогольную продукцию.
Еще по итогам первого полугодия 2024 года, согласно информации Федеральной службы по контролю за алкогольным и табачным рынками (Росалкогольтабакконтроль), импорт алкогольных напитков в Россию демонстрировал рост. Объемы поставок увеличились на 2 %, до более чем 48 млн дал. При этом уже тогда наблюдалось изменение ассортиментной структуры, отмечал руководитель Росалкогольтабакконтроля Игорь Алешин в интервью «Российской газете»: больше алкоголя стало завозиться из дружественных стран.
Летом на рынке началась негативная динамика — ввоз сократился более чем в два раза, а некоторые напитки вообще исчезли с прилавков. Например, практически полностью (на 95 %) прекратился импорт игристых вин из региона Шампань, на 70 % снизились поставки виски, на 60 % — французского коньяка и импортного пива, сообщала Ассоциация компаний розничной торговли (АКОРТ). Ассортимент крепкого алкоголя в крупных сетях сократился в два раза, импортного пива — на 40 %, вин и ликеров — на треть. А к Новому году заграничных напитков станет еще вдвое меньше, прогнозировала АКОРТ. «Заместить ушедшие бренды, в первую очередь в категориях, по которым не налажено производство в России и отсутствует сырье, невозможно, — приводила в сентябре слова главы ассоциации Игоря Караваева «Комсомольская правда». — Большинство потребителей предпочитают конкретные категории напитков, конкретные бренды, и трудно сказать, смогут ли они переключиться на другие».
Дальнейшему сокращению поставок крепкого алкоголя к концу 2024 года будут способствовать новые пошлины. «В первую очередь может уменьшиться ввоз дорогих позиций, таких как виски, ром и коньяк. Закупки дешевых позиций также могут немного снизиться, но этот спад будет менее заметным», — считает директор по закупкам виноторговой компании Fort Дарья Сологуб.
В то же время покупать алкоголь российский потребитель в 2024 году стал немного чаще. По данным Росалкогольтабакконтроля, за девять месяцев объем реализации в рознице составил 166,63 млн дал (кроме пива, пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи), что на 1,4 % больше, чем за аналогичный период прошлого года. Наибольший рост произошел в сегменте ликеро-водочных изделий (+16,1 %, до 11,7 млн дал) и категории «другие спиртные напитки» (+15,6 %, до 10,1 млн дал), в которую входят виски, текила, ром, джин и прочие. Продажи слабоалкогольных напитков за январь — сентябрь достигли 553,8 млн дал (+7 % к такому же периоду 2023-го), а сидра, пуаре и медовухи — 8,76 млн дал, или на 15,3 % больше, чем годом ранее.
Главным же трендом, который сохранится на рынке и в 2025 году, эксперты считают повышение цен на все виды алкоголя. В федеральный бюджет на следующий год уже заложены новые ставки акцизов на этиловый спирт — они увеличатся на 15 % (с 643 до 740 руб./л). Кроме того, вице-премьер Дмитрий Патрушев в ходе Российского винодельческого форума пообещал рост пошлин на ввозимый в страну алкоголь с 25 до 30 % и даже до 50 %.
И белое, и красное
В винном сегменте, как и в других категориях, в первом полугодии отмечался заметный рост ввоза иностранной продукции. Об этом говорят и сами поставщики. «Импорт тогда увеличился в связи с предстоящим повышением пошлин (ставки выросли в августе)», — объясняет Дарья Сологуб. Так, сама виноторговая компания Fort нарастила закупки зарубежного алкоголя на 27 % по всем странам. Особенно активный рост наблюдался по продукции государств Нового Света (Аргентина, Чили и ЮАР), а также европейских, таких как Италия и Франция, сообщает она. А далее начался спад. По итогам всего года объемы ввоза все-таки будут меньше, чем в 2023 году, ожидает руководитель. «Но это снижение не будет критическим — максимум на 10 % — и не затронет все категории вина», — считает она.
Однако, согласно презентации ФТС, представленной на Российском винодельческом форуме в начале ноября, ввоз вина в Россию за 10 месяцев составил 357,7 тыс. т, по примерному пересчету (так как плотность у разных видов вина различается) это около 319,38 млн л. В прошлом году за тот же период было ввезено 532 тыс. т, или 475 млн л. Иными словами, в натуральном выражении поставки уже сократились примерно на 33 %.
Зато увеличивается российское производство. За январь — октябрь 2024 года, по информации замглавы Минсельхоза Максима Увайдова, которую он озвучил на форуме «Всемирный день качества в России», суммарные объемы выпуска винодельческой продукции в России выросли на 14,5 % в сравнении с тем же периодом 2023-го и достигли уровня в 53,5 млн дал. Причем производство игристых (шампанских) вин растет быстрее, чем тихих: в частности, объемы первых к ноябрю увеличились на четверть, до 13,5 млн дал, а вторых — на 9,3 %, до 27,1 млн дал, информирует Росалкогольтабакконтроль.
Кубань, главный регион — производитель вина в стране, по итогам года увеличит винные объемы не менее чем на 3,4 % (до 23,7 млн дал), обещает Министерство сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности региона. За девять месяцев местные виноделы выпустили 15,8 млн дал продукции. Объемы производства зависят от спроса, акцентирует внимание гендиректор компании «Фанагория» (Краснодарский край) Петр Романишин. «В первую очередь мы видим интерес ритейла и конечных потребителей к нашим игристым винам, — рассказывает он. — Поэтому мы прикладываем дополнительные усилия для развития этого направления, покупаем акратофоры и отдельно высаживаем в новых виноградниках белые сорта винограда».