Юрий Башмет — о важности таланта, профессионализма, и его любимых музыкантах

ForbesКультура

«Я обожаю ездить по стране»: Юрий Башмет о Ростроповиче, отношениях с детьми и новых проектах

Наталья Ломыкина

ya-562_dux1901-foto-molchanovskii-aleksei.jpg__1579518333__13325.jpg
Фото Алексея Молчановского / Юрий Башмет

На следующей неделе в Москве стартует Зимний фестиваль искусств под кураторством Юрия Башмета. Forbes Life воспользовался этим поводом, чтобы встретиться со знаменитым дирижером — поговорить с ним о важности таланта и профессионализма, его любимых музыкантах и фотографиях знаменитых голливудских актрис, которые он берет с собой на концерты.

Зимний фестиваль искусств уже 13 лет проходит в Сочи — и вдруг Москва! За московских зрителей, конечно, можно порадоваться, но не нарушается ли камерность фестиваля? В Сочи все сосредоточено вокруг Зимнего театра, и в этом есть особая прелесть.

Мы берем выжимку и сочинские наработки и переносим их в Москву. Московская публика — наша родная, мы здесь живем и поэтому фестивалем хочется поделиться. Я понимаю, что вы задаете немного провокационный вопрос — не нарушается ли целостность проекта, но, с другой стороны, мы и в Сочи пытаемся расширить сферы влияния фестиваля: играли на лыжном курорте и в органном зале — камерные концерты и конкурс композиторский, проходят разнообразные мастер-классы. Но все-таки центр в Сочи, конечно, Зимний театр. Вопрос серьезный, потому что я не знаю, какой центр будет в Москве.

Каких звезд везете? Какие будут премьеры?

Я еще не до конца понимаю, кто приедет: многие артисты хотели бы, но пока не могут окончательно подтвердить своего присутствия. Пока скажу, что у нас будут и лучшие представители Франции, и Италии. Помимо концертов, в которых примут участие все три моих коллектива (Камерный ансамбль «Солисты Москвы», Государственный симфонический оркестр «Новая Россия» и Всероссийский юношеский симфонический оркестр. — Forbes Life), состоится мировая премьера оперы Александра Чайковского, пройдут показы спектаклей «Ван Гог. Письма к брату» с участием Евгения Миронова, «Не покидай свою планету» с Константином Хабенским, мои авторские версии спектаклей «Кармен» и «Евгений Онегин» и многое–многое другое. На гала-концерте закрытия фестиваля мы сыграем целый ряд мировых премьер, поэтому и назвали концерт закрытия «Время — вперед». А в Сочи на XIII Зимнем международном фестивале искусств (в 2020 году он пройдет с 12 по 23 февраля) будет еще вечер балета — Наталья Осипова и Джонатан Годдар выйдут в балете «The Mother», будет этнический концерт — впервые приедет в Россию Сона Йобартех из Гамбии, виртуоз коры — традиционной африканской 21-струнной арфы. Конечно, как всегда в Сочи, ждем вечер джаза — приедет номинант на «Грэмми» молодой пианист Кристиан Сандс, выступающий со своим джазовым трио, концерт «Музыкальное путешествие по следам Марко Поло» с прекрасным меццо–сопрано Раффаэллы Миланези — словом, программа очень обширная.

Сколько у вас примерно концертов в год? Вот год закончился — подводите итоги?

Я точно не считал, но количество зашкаливает примерно за двести.

То есть в среднем чаще, чем раз в два дня. Получается, иногда вы прилетаете, чтобы отыграть концерт и тут же улететь?

Бывает, но прилетать в день концерта я не очень люблю. А у нас случается иногда и по два концерта в день, это вообще катастрофа, так ускориться — нелегко.

Темп жизни в последнее время вообще сильно ускорился, а у вас он и был запредельный. Как вы с этим справляетесь?

Пытаюсь соответствовать и настраиваться. Вы знаете, у нас нет такого понятия — хорошо отдохнул, а потом хорошо сыграл. Бывает, вообще не поспал, а концерт получился лучше, чем после отдыха. Единственное, что я могу сказать точно: само выступление придает силы и желание, то есть получается, что там живешь, подпитываешься. Особо я люблю концерты, когда публика в самом начале становится соучастником. Ты их какой-то ниточкой зацепил через гениальную тему автора или идею, если это современное произведение, — и чувствуешь, что они с тобой. Вот здесь начинается импровизация. Тогда концерт я считаю успешным, во всяком случае не напрасным.

Насколько универсален язык музыки? Влияет ли разница культур, национальностей на восприятие, на реакцию аудитории?

Я бы отметил несколько аспектов. Первый — это географический: например, если играешь в турне в Германии и приближаешься к Франции. И вот еще немецкая земля, но она уже близка к Франции — там уже сама публика более французская. Если из Франции едешь в обратную сторону, например, Эльзас — они уже сильно немецкие по мышлению и по реакции в зале. Немцы, приближаясь к Франции, становятся более эмоциональными и менее образованными. Франция, приближающаяся к Италии, —то же самое: она становится гораздо более эмоциональной по восприятию и, как мне кажется, еще менее образованной. Я не хочу их обижать, просто чем южнее, тем реакция свободнее и восторженнее.

Когда играешь в Германии, всегда есть момент дополнительной ответственности, потому что они реально знают классическую музыку в массе своей, а иногда, как и японцы, могут сидеть в первом ряду с нотами. Вот у тебя это же издание и ты играешь, переворачиваешь и видишь краем глаза, как они делают то же самое.

Фото Алексея Молчановского

Вы выступали в лучших концертных залах мира. Есть ли среди них такие, в которых вам играть трудно?

Важно четко различать акустику зала и историю. Атмосфера, сам воздух сохраняет память о том, что там происходило. Самые нервные для меня залы — это Большой зал консерватории в Москве и зал в Мюнхене, где я играл после конкурса заключительный концерт (Международный конкурс альтистов в Мюнхене в 1976 году. — Forbes Life), и в памяти осталось ощущение конкурсности. И вроде много лет прошло, а ощущения остались нервные.

Хотя выиграли.

Выиграл, еще как! Но в этом зале всегда волнуюсь. Еще нервный, но очень приятный — это «Музикферайн» в Вене (Wiener Musikverein), там потрясающая акустика, но опять-таки память очень серьезная. Там не всегда хорошо со вкусом (в моем понимании), но публика такая теплая, что после первых двух минут там начинаешь просто наслаждаться, потому что звучит замечательно.

Мой инструмент — альт 1758 года работы Паоло Тесторе — начинает очень хорошо звучать на родине, в Милане, потому что его сделал миланский мастер. Хотите думать, что это мистика или со мной что-то происходит, но я считаю, что в этом есть простая биология, физика, химия. Он сделан там, для него это естественные условия. Инструмент же проходит свои состояния: износ струн, износ волоса на смычке, влажность, температура — все влияет. Например, везешь инструмент в машине — резкое движение (не удар, а просто так случилось: повернулось что-то на миллиметр, какая-то дужка), и меняются все частоты. Кстати, в этом зале, в театре «Современник» у меня был ужас однажды. На сцене было очень холодно, а в артистической очень тепло. Все это сказывается.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Мы не боимся, рынок большой»: экспорт удобрений вырос на фоне европейских пошлин «Мы не боимся, рынок большой»: экспорт удобрений вырос на фоне европейских пошлин

Почему российские удобрения выглядят пока неуязвимыми для санкций

Forbes
«Новый папа»: с чем Паоло Соррентино вернулся в Ватикан «Новый папа»: с чем Паоло Соррентино вернулся в Ватикан

11 января на «Амедиатеке» вышли первые две серии «Нового папы»

РБК
Как визионерские идеи проникают в литературу Как визионерские идеи проникают в литературу

О том, кто такой визионер в нарративных искусствах

РБК
Как оригинально поздравить с днем рождения — лучшие идеи Как оригинально поздравить с днем рождения — лучшие идеи

Лучшие идеи для незабываемого праздника

Cosmopolitan
Найден способ омолодить стареющие клетки мозга Найден способ омолодить стареющие клетки мозга

Обратить старость вспять реально, причем на это понадобится всего один день

ТехИнсайдер
От скальпеля до киберножа: как изменилось лечение рака печени и поджелудочной железы в России за 30 лет. Рассказывают хирурги-онкологи из государственного онкоцентра и частной клиники От скальпеля до киберножа: как изменилось лечение рака печени и поджелудочной железы в России за 30 лет. Рассказывают хирурги-онкологи из государственного онкоцентра и частной клиники

Хирурги-онкологи рассказывают о раке печени и поджелудочной железы

СНОБ
Как увеличить дракона. Архетип Георгия Победоносца как собирательный образ мужчины в разные эпохи Как увеличить дракона. Архетип Георгия Победоносца как собирательный образ мужчины в разные эпохи

Связь габаритов змея с ролью мужчины в обществе

Maxim
Это нам по зубам! Это нам по зубам!

Стоит ли прибегать к профессиональному отбеливанию, если есть домашние способы

Лиза
Мо Янь: Лягушки Мо Янь: Лягушки

Каждую неделю Илья Данишевский отбирает для Сноба самое интересное из литературы

СНОБ
Настоящий полковник Настоящий полковник

Строительный и вещевой рынки сделали Владимира Лещикова миллиардером

Forbes
Почему нарциссы постоянно меняют правила Почему нарциссы постоянно меняют правила

Нарцисс использует все средства, чтобы контролировать окружающих

Psychologies
Молоко для 30-летних: как за 3 млн рублей создали бренд, который покорил «Магнит», Metro и «Аэрофлот» Молоко для 30-летних: как за 3 млн рублей создали бренд, который покорил «Магнит», Metro и «Аэрофлот»

Продукция комбината присутствует на полках федеральных ретейлеров

Forbes
Цена злобы: во сколько обходится агрессивное поведение на работе Цена злобы: во сколько обходится агрессивное поведение на работе

Книга «Жесткие переговоры» научит вас противостоять агрессивным противникам

Forbes
Невзирая наперекор! Почему мы сознательно вредим сами себе Невзирая наперекор! Почему мы сознательно вредим сами себе

Наша природа сплошь и рядом заставляет нас делать себе плохо

Maxim
Загадочный мозг сохранился, пролежав в земле тысячи лет Загадочный мозг сохранился, пролежав в земле тысячи лет

Исследователи нашли древний скелет повешенного, мозг которого сохранился

Популярная механика
Пледы и зрелище: президент сети кинотеатров «Каро» о будущем индустрии Пледы и зрелище: президент сети кинотеатров «Каро» о будущем индустрии

Почему кинотеатрам не страшны новые технологии и что дальше будет с пиратством

Forbes
От грехов до автоугонов: 6 удивительных музеев России От грехов до автоугонов: 6 удивительных музеев России

Если слово «музей» навевает на вас тоску и сонливость, вы ходили не в те музеи

РБК
Режиссер Борис Юхананов — об актуальности и свободе Режиссер Борис Юхананов — об актуальности и свободе

Режиссер Борис Юхананов — о клиповости мышления, сериалах и театре

РБК
«Будто хлебнула говна и закалилась»: как токсичные руководители разрушают свои компании «Будто хлебнула говна и закалилась»: как токсичные руководители разрушают свои компании

Как жесткая управленческая политика влияет на продуктивность сотрудников?

Forbes
10 лучших фильмов про смертельные эпидемии 10 лучших фильмов про смертельные эпидемии

Бактериально-вирусное кино — редкая разновидность фильмов катастроф

Maxim
Искусственное мясо и еда как лекарство: что мы будем есть в следующем десятилетии Искусственное мясо и еда как лекарство: что мы будем есть в следующем десятилетии

Каким будет следующее десятилетие в мире гастрономии

Forbes
Горланов Горланов

Как архитектор Антон Горланов сделал дизайн для двух самых громких премьер 2019

Собака.ru
Как очистить легкие: 8 способов минимизировать последствия курения Как очистить легкие: 8 способов минимизировать последствия курения

Как очистить легкие и реально ли это сделать? Сейчас разберемся

Playboy
5 тревожных признаков, что ты слишком много жертвуешь собой ради работы 5 тревожных признаков, что ты слишком много жертвуешь собой ради работы

Труд должен культивировать человека, а не вытягивать из него все жизненные силы

Playboy
На страже короны На страже короны

Телохранители героини «Татлера» эволюционировали внешне и по функционалу

Tatler
5 частых ошибок, которые парни совершают когда делают «это» в первый раз 5 частых ошибок, которые парни совершают когда делают «это» в первый раз

Хит-парад ошибок, которых стоит избегать во время интимной близости

Playboy
От Оливье до оливье От Оливье до оливье

Здание по адресу улица Неглинная, 29/14 имеет богатое прошлое

Дилетант
Колокола на пули: как новый фильм Терренса Малика учит принятию смерти Колокола на пули: как новый фильм Терренса Малика учит принятию смерти

О долгожданной российской премьере фильма «Тайная жизнь»

Forbes
Как выбрать автомобиль Как выбрать автомобиль

Какой автомобиль следует выбрать начинающему водителю?

Maxim
Красавица и чужой: почему девушек так тянет к иностранцам Красавица и чужой: почему девушек так тянет к иностранцам

Почему иногда женщины любят вместо тебя каких-то мексиканцев?

Maxim
Открыть в приложении