4 правила «Я-сообщений»
Когда мы недовольны чьим-то поведением, первое, что хочется сделать, — обрушить на «провинившегося» все наше негодование. Мы начинаем обвинять другого во всех грехах, и скандал выходит на новый виток. Психологи говорят, что корректно выразить свою точку зрения и не оскорбить собеседника в таких спорах нам помогут так называемые «Я-сообщения». Что это такое?
«Опять ты забыл о своем обещании», «Вечно ты опаздываешь», «Ты эгоист, постоянно делаешь только то, что хочешь» — подобные фразы нам приходилось не раз не только говорить самим, но и слышать в свой адрес.
Когда что-то идет не по нашему плану, а другой человек ведет себя не так, как мы бы хотели, нам кажется, что, обвиняя и указывая на недостатки, мы призовем его к совести и он тут же исправится. Но это не работает.
Если мы используем «Ты-сообщения» — перекладываем ответственность за наши эмоции на собеседника, — он естественным образом начинает защищаться. У него возникает стойкое ощущение, что на него нападают.
Вы сможете показать собеседнику, что ответственность за свои чувства берете на себя
В итоге он сам идет в атаку, и начинается перебранка, которая может перерасти в конфликт, а возможно, даже в разрыв отношений. Однако таких последствий можно избежать, если от данной стратегии коммуникации перейти к «Я-сообщениям».
С помощью этой техники вы сможете показать собеседнику, что ответственность за свои чувства берете на себя, а также, что не он сам — причина вашего беспокойства, а лишь какие-то определенные его поступки. Такой подход значительно повышает шансы на конструктивный диалог.