История картины «Всадница» Карла Брюллова

Вокруг светаИстория

Красота против природы

Если очень хочется представить девушку на портрете идеальным созданием, законами физики можно пренебречь

Текст Семен Мартынов

«Люблю тебя более, чем изъяснить умею, обнимаю тебя и до гроба буду душевно тебе привержена», – писала Карлу Брюллову женщина, заказавшая ему картину «Всадница». С графиней Юлией Самойловой живописец познакомился в 1827 году в Италии. Туда наследница внушительного состояния, меценатка и светская львица переехала после разрыва с мужем. Несколько лет у художника и графини был роман; до конца жизни Брюллова они оставались близкими друзьями.

В Италии Самойлова, у которой не было своих детей, взяла на воспитание двух местных девочек – Джованнину и Амацилию. Их-то и изобразил Брюллов на полотне, созданном по заказу Юлии. Новаторство Брюллова в том, что он первый из российских художников написал обычную юную дворянку в духе парадных конных портретов полководцев и императоров; это было довольно смело. Ради создания идеализированного образа романтической героини Брюллов сознательно пренебрег законами физики.

Сразу после того как картина была закончена, ее выставили в Милане, в Академии изящных искусств Брера. Зрители восхищались возвышенной красотой наездницы, называя девушку летящим ангелом. Некоторые, правда, указывали, что безмятежное выражение лица и статичная поза всадницы не соответствуют ситуации, в которой героиня показана. Девушка словно парит над лошадью, придерживая поводья кончиками пальцев, тогда как разгоряченный конь едва не встает на дыбы. Однако художник сделал так намеренно: ему важно было подчеркнуть, насколько ангелоподобная красавица

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении