14 лучших фильмов по книгам Лавкрафта
Плохая весть — самый лучший фильм по Лавкрафту еще не снят. Хорошая — список регулярно пополняется.

Не в том беда таится даже, что Лавкрафта экранизаций мало и слабы они зачастую. Тягость ситуации в том, что даже наипрекраснейшие киноадаптации этих книг — зрелище сугубо специфическое. С придурью и странностями. Не та эта разновидность кино, что собирает всю семью у экрана или в пикник обсуждается бурно с друзьями.
Перед нами штучные и сугубо персональные кинофильмы, которых сложно судить, не увидев самостоятельно. Что тебе и советуем мы в наипервую очередь.
«Заколдованный замок», 1963
Приготовься — сейчас будет путаница. И это только начало, в последующих фильмах путаница будет пугающе нарастать!
Итак, великий король американского трэша Роджер Корман в 1960 году увлекся постановкой хорроров по мотивам творений Эдгара Аллана По. Он снял восемь таких фильмов, и один из них носит название поэмы По «Заколдованный замок».
В чем же подвох? В том, что на самом деле это экранизация совсем другого произведения, и даже не Аллана По. Под данным заголовком Роджер Корман перенес на экран повесть Говарда Филлипса Лавкрафта «Случай Чарльза Декстера Варда». То есть самое длинное произведение Лавкрафта, написанное в 1927 году.
В итоге мы имеем и в самом деле фильм о замке, в котором практиковался призыв демонов с использованием запретной книги «Некрономикон». В картине снялись первостатейные звезды тогдашнего хоррор-кино, Винсент Прайс и Лон Чейни младший, на которых всегда приятно посмотреть.
«Заколдованный замок» считается важной вехой голливудского ужаса, так именно здесь впервые с экрана прозвучали такие слова, как Некрономикон, Йог-Сотот и, конечно же, помянут наш любимец Ктулху.

«Запертая комната», 1967
Британский хоррор по одноименному рассказу Говарда Филлипса Лавкрафта про молодую пару, которая унаследовала бесовскую мельницу на богом забытом острове под названием Данвич.
Чтобы заманить в кинозалы побольше зрителей, кино в какой-то момент перевыпустили под новым названием «Кровавый остров». В общем, типичный для той эпохи низкобюджетный продукт, при этом снят местами изобретательно, озвучен фри-джазом, не лишен атмосферы, и визуально схож с итальянским джалло. Многие даже считают его предвестником «Соломенных псов» Сэма Пекинпа.
Глянуть одним глазком определенно стоит.

«Город живых мертвецов», 1980
70-е годы для поклонников Лавкрафта прошли впустую — был, правда спорный хоррор эпохи хиппи «Данвичский ужас» 1970 года, если тебе это интересно.
Зрителям пришлось изрядно подождать, пока с началом следующего десятилетия прибыл первый по-настоящему толковый фильм. Да еще из Италии!
Великий и беспощадный мастер жанра Лючио Фульчи начинает историю в Нью-Йорке а затем перемещает своих героев в Данвич, где они ищут проклятый город. Как нетрудно догадаться, сценарий не базируется на какой-то конкретной книге Лавкрафта, но постоянно оперирует именами и явлениями лавкрафтианской вселенной. Причем делает это очень кровавым методом.
В видеоэпоху фильм частенько всплывал под названием «Зомби, повешенный на верёвке колокола» и наделал шороху среди любителей жесточайших пугалок.

«Реаниматор», 1985
Классика жанра, пусть даже это не совсем тот Лавкрафт, к которому все мы привыкли.
В 1985 ниоткуда и без предупреждения возникла знаковая экранизация книг Говарда Филлипса. Точнее не книг, а цикла коротких рассказов о реаниматоре — экспериментаторе и воскрешателе мертвецов. Что-то вроде Франкенштейна двадцатого века.