Железнодорожник, путеец, лидер и главный «мотор» команды Александра III

Знание – силаИстория

Первый премьер императорской России

К 175-летию С. Ю. Витте

Игорь Шумейко

Точно говоря, должность, учрежденная в России 19 октября 1905 года, называлась: Председатель Совета министров. Но первый из занимавших ее, выдающийся российский путеец Сергей Юльевич Витте, практически был премьером еще с 1892 года. Ведь в XIX веке по неписаному правилу на заседаниях Правительства в случае отсутствия Императора председательствовал министр финансов, а Витте перешел на эту должность в 1892‑м с поста Министра путей сообщения. Железнодорожник, путеец, лидер и главный «мотор» команды императора Александра III, одного из величайших и до сих пор еще не в полной мере оцененных монархов в истории России.

В очерках, ТВ‑передачах мне довелось рассказывать о графе Витте. Помню доклад на «Никитском клубе» покойного Сергея Петровича Капицы, высоко ценившего Витте, свою отчасти забавную роль в документальном фильме (режиссер Осьминин): за столом ресторана «Петров‑Водкин» я рассказывал о «водочной монополии» – великой реформе, государственном подвиге Сергея Витте, и, увлекшись, захватил тему эксперта-железнодорожника (Транссиб выстроен на «водочные» деньги Витте), потом, виноват, потеснил и дипломата (Портсмутский мир). Единственно, не обидел «эксперта-пиарщика» за отсутствием оного; но то, что Витте проделал в Портсмуте с американской прессой – еще один великий и недооцененный его успех, в PR-сфере.

Портрет С. Ю. Витте. Художник И. Е. Репин. 1903 год

Трудности перевоза. (Жизнь и свершения графа Витте)

Родился Сергей Юльевич в 1849 году. Голландская семья Витте переселилась в Прибалтику еще во времена владычества шведов. Интересна эта историческая перекличка: сам Сергей Юльевич Витте как лучший в своей эпохе администратор Империи «был завещан» царем Александром Третьим своему сыну Николаю, а его предки, получается, были неким образом «отвоеваны» (вместе с Прибалтикой) у шведов царем Петром Первым.

Витте получили потомственное дворянство в 1856 году. Православные. Отец, Юлий Федорович Витте, член совета кавказского наместника, женат на Екатерине Андреевне Фадеевой, дочери саратовского губернатора, сестре писателя, генерал-майора Р. А. Фадеева. Двоюродная сестра Витте – знаменитая основательница Теософского общества Елена Блаватская.

Учился Витте в Первой кишинёвской русской гимназии. Далее – на физико-математическом факультете Новороссийского университета (Одесса). Окончил его в 1870 году со степенью кандидата физико-математических наук. Из-за денежных трудностей в семье Сергей отказался от научной карьеры и поступил на работу в канцелярию одесского губернатора. Служил в Управлении Одесской железной дороги.

Витте, «Воспоминания»: «Так, я сидел в кассах станционных, грузовых и билетных, затем изучал должности помощника начальника станции и начальника станции, потом контролера и ревизора движения; затем занимал должности на различных станциях, где преимущественно было грузовое движение, и на станциях, где было преимущественно пассажирское движение». Со временем Витте стал ближайшим сотрудником директора Русского общества пароходства и торговли адмирала Н. М. Чихачёва, какового можно причислить к двум важным российским сферам деятельности: военный и путеец. В ведении адмирала Чихачёва находилась и Одесская железная дорога. Этот пример тогдашнего административного подхода не претендует на универсальность, всеобщность, но в то время и в том месте сотрудничество двух талантливых управленцев было весьма успешным. Единственным «пятном» на их послужном списке стала «Тилигульская катастрофа» (1875), крушение поезда близ Одессы со множеством жертв. Вина лежала на работниках, проводивших ремонт на том участке, но и высшее руководство дороги, адмирал Чихачёв и Витте, были преданы суду, приговорены к четырем месяцам тюремного заключения.

Однако общий уровень их компетенции был несомненным, и вскоре начавшаяся русско-турецкая война (1877—1878) дала им шанс отличиться. Адмирал Чихачёв был назначен начальником обороны Черного моря, а Сергей Витте, которому тюремный срок заменили двухнедельной гауптвахтой, стал управляющим железной дорогой и переехал ближе к театру военных действий – в Бухарест. Именно на Одесскую и шире – Юго-Западную железную дорогу легла важнейшая задача: перевозка войск, снабжение боеприпасами, вывоз раненых и заболевших. Первое поощрение: С. Ю. Витте, начальник эксплуатации дороги («начальник движения»), был отмечен за высокоэффективную организацию перевозки русских войск во время русско-турецкой войны.

А работа того же одесского периода свидетельствует о Витте – не только железнодорожнике, но и путейце в широком значении слова: были отмечены его усилия по развитию и техническому оснащению Одесского порта.

В 1879‑м Витте женился на дочери черниговского предводителя дворянства Н. А. Спиридоновой (урожденной Иваненко). В том же году он становится начальником отделения эксплуатации в Правлении Юго-Западных железных дорог, находящемся в Петербурге. Там он сразу же был привлечен к трудам известной тогда железнодорожной комиссии под председательством графа Баранова. Граф Баранов поручил Витте быть составителем одного из томов «Трудов» его Комиссии: «История и деятельность съездов представителей русских железных дорог».

Книга С.Ю. Витте «Принципы железнодорожных тарифов по перевозке грузов» (1883) применялась на практике более ста лет

А другой печатный труд Витте, книга «Принципы железнодорожных тарифов по перевозке грузов» (1883), имел практическое применение более 100 лет, в том числе в годы СССР. Во втором издании он затронул и политические вопросы, высказавшись за «социальную» и «бессословную» монархию, считая, что в противном случае «она перестанет существовать».

Как управляющий «Общества Юго-Западных железных дорог» (1886— 1888) Витте добился значительного роста их эффективности и прибыльности. Реорганизовал тарифы. Его практика выдачи ссуд под хлебные грузы получила потом и всероссийское распространение, содействовав экономическому росту страны.

В 1888‑м при министерстве финансов были образованы новые тарифные учреждения, и Витте был назначен директором департамента железнодорожных дел и председателем тарифного комитета.

Облигация, выпущенная «Обществом Юго-Западных железных дорог

Знакомство с императором

Сергей Юльевич в присутствии Александра Третьего вступил в спор и отказал царским адъютантам, требовавшим для разгона царского поезда подать два паровоза. Вскоре, после крушения царского поезда в 1888 году (авария в Борках), Александр III вспомнил Витте, убедился не только в правоте, компетентности, но и гражданском мужестве Витте: другой начальник дороги побоялся бы отказать.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Галилея археологов» «Галилея археологов»

Археологи давно борются с искушением перекопать поглубже всю Святую Землю

Знание – сила
Бoрщ Бoрщ

Наваристый, ароматный, любимый суп, который готовили еще в XIV веке

КАНТРИ Русская азбука
Едут, едут по Мукдену наши казаки… Едут, едут по Мукдену наши казаки…

Распространение фотографии сделало портреты эксклюзивными авторскими работами

Дилетант
Сначала подумай! Сначала подумай!

Фразы, которые не хочет слышать ни один мужчина, придя домой

Лиза
Врагу не пожелаешь: 5 самых страшных тюрем в мире Врагу не пожелаешь: 5 самых страшных тюрем в мире

Рассказываем про самые жуткие тюрьмы в мире

ТехИнсайдер
Как погибли и воскресли реки Европы – и при чем здесь Олимпийские игры 2024 Как погибли и воскресли реки Европы – и при чем здесь Олимпийские игры 2024

Какой вода была раньше в Сене и других реках Европы

ТехИнсайдер
7 этапов в отношениях с манипулятором 7 этапов в отношениях с манипулятором

По какому сценарию обычно развиваются отношения с манипулятором?

Psychologies
Проклятия, сглаз, завистливые матери и Карл Юнг: черная магия глазами психолога Проклятия, сглаз, завистливые матери и Карл Юнг: черная магия глазами психолога

Поэтому многие в сложных жизненных ситуациях предпочитают полагаться на магию?

Psychologies
«Севморпуть — это пока не бизнес. Это государственная задача» «Севморпуть — это пока не бизнес. Это государственная задача»

Сергей Чемко о буднях арктической морской логистики

Монокль
История в лицах История в лицах

Михаилу Тройнику отлично удается играть как простого парня, так и аристократа

OK!
Чем угрожает живым цифровое бессмертие ушедших Чем угрожает живым цифровое бессмертие ушедших

Индустрия «цифрового бессмертия» — это не далекое будущее, это наше настоящее

ТехИнсайдер
Почему в смарт-часах нельзя купаться в море Почему в смарт-часах нельзя купаться в море

Что означает сертифицированная защита от воды у смарт-часов?

CHIP
Оттенки неба Оттенки неба

Существует ли преломление воздуха? Откуда ночью синева и даже желтые оттенки?

Знание – сила
Оливье Оливье

Оливье в Советском Союзе прижился и вскоре прочно закрепился в новогодних меню

КАНТРИ Русская азбука
4 факта об обиде, которые помогут от нее освободиться 4 факта об обиде, которые помогут от нее освободиться

Почему обида пожирает нас больше, чем самого обидчика? Как с ней справиться?

Psychologies
Новичок спасает «Спартак», фанаты освистывают «Краснодар»: итоги тура РПЛ Новичок спасает «Спартак», фанаты освистывают «Краснодар»: итоги тура РПЛ

Итоги второго тура чемпионата России по футболу

Forbes
Фильмы, которые совершили революцию в кино и вышли уже при нашей жизни Фильмы, которые совершили революцию в кино и вышли уже при нашей жизни

Фильмы, которые перевернули киноиндустрию

Maxim
Эта приправа снизит давление и улучшит пищеварение! Узнайте о полезных свойствах кардамона Эта приправа снизит давление и улучшит пищеварение! Узнайте о полезных свойствах кардамона

Что стоит знать о лечебных свойствах кардамона?

ТехИнсайдер
Философия библиотеки Философия библиотеки

Библиотека – в чем ее высшее назначение и сакральный смысл?

Знание – сила
Город без плана Город без плана

Новосибирск: конторы, фавелы и оперный театр

Weekend
Преступление-загадка! Как в Бангкоке нашли 6 мертвецов, которых отравили цианидом Преступление-загадка! Как в Бангкоке нашли 6 мертвецов, которых отравили цианидом

Как именно отравились цианидом трое мужчин и женщин в комнате, запертой изнутри?

ТехИнсайдер
Фитнес-сладости: правда ли, что с ними можно похудеть? Фитнес-сладости: правда ли, что с ними можно похудеть?

Так ли ПП-сладости хороши для здоровья, как нам их рекламируют?

Psychologies
Мотивация на добро: как бизнесу получить налоговый вычет за благотворительность Мотивация на добро: как бизнесу получить налоговый вычет за благотворительность

Как правильно оформить пожертвование и как получить за него вычет

Inc.
Подводные лодки с воздухонезависимыми силовыми установками в российском и советском флоте Подводные лодки с воздухонезависимыми силовыми установками в российском и советском флоте

Этапы разработок электрохимических генераторов для ПЛ в СССР и России

Наука и техника
Всё, что нужно знать об «обмелении» — технике, позволяющей получить самые яркие оргазмы от проникновения Всё, что нужно знать об «обмелении» — технике, позволяющей получить самые яркие оргазмы от проникновения

Об обмелении — одном из секс-трендов года

VOICE
На совещание пришел робот На совещание пришел робот

Почему российские сервисы на рынке услуг видео-конференц-связи усиливают позиции

Монокль
Из нефти в «нефть» по-менделеевски Из нефти в «нефть» по-менделеевски

Можно ли найти более экологичный и выгодный способ утилизации пластика?

Наука и жизнь
Больше чем муза Ницше и ученица Фрейда: как Лу Саломе стала влиятельным философом Больше чем муза Ницше и ученица Фрейда: как Лу Саломе стала влиятельным философом

История писательницы, философа и психоаналитика Лу Саломе

Forbes
5 дискомфортных фильмов, которые вскрывают психологические травмы 5 дискомфортных фильмов, которые вскрывают психологические травмы

Знаковые фильмы о травмирующем опыте, спрятанном в оболочке хоррора

Psychologies
12 фраз, которые используют люди с высоким эмоциональным интеллектом 12 фраз, которые используют люди с высоким эмоциональным интеллектом

Можно ли сказать, что у вас развит эмоциональный интеллект? Давайте проверим

Psychologies
Открыть в приложении