Железнодорожник, путеец, лидер и главный «мотор» команды Александра III

Знание – силаИстория

Первый премьер императорской России

К 175-летию С. Ю. Витте

Игорь Шумейко

Точно говоря, должность, учрежденная в России 19 октября 1905 года, называлась: Председатель Совета министров. Но первый из занимавших ее, выдающийся российский путеец Сергей Юльевич Витте, практически был премьером еще с 1892 года. Ведь в XIX веке по неписаному правилу на заседаниях Правительства в случае отсутствия Императора председательствовал министр финансов, а Витте перешел на эту должность в 1892‑м с поста Министра путей сообщения. Железнодорожник, путеец, лидер и главный «мотор» команды императора Александра III, одного из величайших и до сих пор еще не в полной мере оцененных монархов в истории России.

В очерках, ТВ‑передачах мне довелось рассказывать о графе Витте. Помню доклад на «Никитском клубе» покойного Сергея Петровича Капицы, высоко ценившего Витте, свою отчасти забавную роль в документальном фильме (режиссер Осьминин): за столом ресторана «Петров‑Водкин» я рассказывал о «водочной монополии» – великой реформе, государственном подвиге Сергея Витте, и, увлекшись, захватил тему эксперта-железнодорожника (Транссиб выстроен на «водочные» деньги Витте), потом, виноват, потеснил и дипломата (Портсмутский мир). Единственно, не обидел «эксперта-пиарщика» за отсутствием оного; но то, что Витте проделал в Портсмуте с американской прессой – еще один великий и недооцененный его успех, в PR-сфере.

Портрет С. Ю. Витте. Художник И. Е. Репин. 1903 год

Трудности перевоза. (Жизнь и свершения графа Витте)

Родился Сергей Юльевич в 1849 году. Голландская семья Витте переселилась в Прибалтику еще во времена владычества шведов. Интересна эта историческая перекличка: сам Сергей Юльевич Витте как лучший в своей эпохе администратор Империи «был завещан» царем Александром Третьим своему сыну Николаю, а его предки, получается, были неким образом «отвоеваны» (вместе с Прибалтикой) у шведов царем Петром Первым.

Витте получили потомственное дворянство в 1856 году. Православные. Отец, Юлий Федорович Витте, член совета кавказского наместника, женат на Екатерине Андреевне Фадеевой, дочери саратовского губернатора, сестре писателя, генерал-майора Р. А. Фадеева. Двоюродная сестра Витте – знаменитая основательница Теософского общества Елена Блаватская.

Учился Витте в Первой кишинёвской русской гимназии. Далее – на физико-математическом факультете Новороссийского университета (Одесса). Окончил его в 1870 году со степенью кандидата физико-математических наук. Из-за денежных трудностей в семье Сергей отказался от научной карьеры и поступил на работу в канцелярию одесского губернатора. Служил в Управлении Одесской железной дороги.

Витте, «Воспоминания»: «Так, я сидел в кассах станционных, грузовых и билетных, затем изучал должности помощника начальника станции и начальника станции, потом контролера и ревизора движения; затем занимал должности на различных станциях, где преимущественно было грузовое движение, и на станциях, где было преимущественно пассажирское движение». Со временем Витте стал ближайшим сотрудником директора Русского общества пароходства и торговли адмирала Н. М. Чихачёва, какового можно причислить к двум важным российским сферам деятельности: военный и путеец. В ведении адмирала Чихачёва находилась и Одесская железная дорога. Этот пример тогдашнего административного подхода не претендует на универсальность, всеобщность, но в то время и в том месте сотрудничество двух талантливых управленцев было весьма успешным. Единственным «пятном» на их послужном списке стала «Тилигульская катастрофа» (1875), крушение поезда близ Одессы со множеством жертв. Вина лежала на работниках, проводивших ремонт на том участке, но и высшее руководство дороги, адмирал Чихачёв и Витте, были преданы суду, приговорены к четырем месяцам тюремного заключения.

Однако общий уровень их компетенции был несомненным, и вскоре начавшаяся русско-турецкая война (1877—1878) дала им шанс отличиться. Адмирал Чихачёв был назначен начальником обороны Черного моря, а Сергей Витте, которому тюремный срок заменили двухнедельной гауптвахтой, стал управляющим железной дорогой и переехал ближе к театру военных действий – в Бухарест. Именно на Одесскую и шире – Юго-Западную железную дорогу легла важнейшая задача: перевозка войск, снабжение боеприпасами, вывоз раненых и заболевших. Первое поощрение: С. Ю. Витте, начальник эксплуатации дороги («начальник движения»), был отмечен за высокоэффективную организацию перевозки русских войск во время русско-турецкой войны.

А работа того же одесского периода свидетельствует о Витте – не только железнодорожнике, но и путейце в широком значении слова: были отмечены его усилия по развитию и техническому оснащению Одесского порта.

В 1879‑м Витте женился на дочери черниговского предводителя дворянства Н. А. Спиридоновой (урожденной Иваненко). В том же году он становится начальником отделения эксплуатации в Правлении Юго-Западных железных дорог, находящемся в Петербурге. Там он сразу же был привлечен к трудам известной тогда железнодорожной комиссии под председательством графа Баранова. Граф Баранов поручил Витте быть составителем одного из томов «Трудов» его Комиссии: «История и деятельность съездов представителей русских железных дорог».

Книга С.Ю. Витте «Принципы железнодорожных тарифов по перевозке грузов» (1883) применялась на практике более ста лет

А другой печатный труд Витте, книга «Принципы железнодорожных тарифов по перевозке грузов» (1883), имел практическое применение более 100 лет, в том числе в годы СССР. Во втором издании он затронул и политические вопросы, высказавшись за «социальную» и «бессословную» монархию, считая, что в противном случае «она перестанет существовать».

Как управляющий «Общества Юго-Западных железных дорог» (1886— 1888) Витте добился значительного роста их эффективности и прибыльности. Реорганизовал тарифы. Его практика выдачи ссуд под хлебные грузы получила потом и всероссийское распространение, содействовав экономическому росту страны.

В 1888‑м при министерстве финансов были образованы новые тарифные учреждения, и Витте был назначен директором департамента железнодорожных дел и председателем тарифного комитета.

Облигация, выпущенная «Обществом Юго-Западных железных дорог

Знакомство с императором

Сергей Юльевич в присутствии Александра Третьего вступил в спор и отказал царским адъютантам, требовавшим для разгона царского поезда подать два паровоза. Вскоре, после крушения царского поезда в 1888 году (авария в Борках), Александр III вспомнил Витте, убедился не только в правоте, компетентности, но и гражданском мужестве Витте: другой начальник дороги побоялся бы отказать.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Перекрестье чувств Перекрестье чувств

Разбираемся, что такое синестезия – загадочная способность к смешению чувств

Вокруг света
Городская веранда Городская веранда

Что нужно знать при остеклении балкона или лоджии

Лиза
Вулканы, которых не было Вулканы, которых не было

Самые знаменитые выдуманные вулканы

Вокруг света
Пресс-конференция Пресс-конференция

Как убрать «спасательный круг», получить осиную талию и заметные кубики?

Собака.ru
В магазин за рекламными продуктами: что мешает развитию рынка ретейл-медиа в России В магазин за рекламными продуктами: что мешает развитию рынка ретейл-медиа в России

Почему рынок ретейл-медиа в России развивается так неравномерно?

Forbes
Что делают с багажом, который отбирают у пассажиров в аэропорту Что делают с багажом, который отбирают у пассажиров в аэропорту

Что происходит с конфискуемыми у пассажиров самолетов вещами?

Maxim
«Таких эмоций не найдешь в боулинге или кино» «Таких эмоций не найдешь в боулинге или кино»

Почему у баскетбола миллионы фанатов по всему миру? Отвечает Андрей Кириленко

VOICE
Франчайзинг в ресторанном бизнесе: возврат инвестиций, масштабирование, реновация Франчайзинг в ресторанном бизнесе: возврат инвестиций, масштабирование, реновация

Какие бизнес-стратегии окупаются быстрее всего и как избежать рисков

Forbes
Ученые узнали, какой тип клетчатки помогает худеть Ученые узнали, какой тип клетчатки помогает худеть

Что, если ключ к похудению все это время лежал в вашей тарелке для завтрака?

ТехИнсайдер
Ваши цветы в этом очень нуждаются: 4 способа, как аккуратно стряхнуть пыль с комнатных растений Ваши цветы в этом очень нуждаются: 4 способа, как аккуратно стряхнуть пыль с комнатных растений

Как правильно вытирать пыль с комнатных растений

ТехИнсайдер
«Без технóты нет работы у пилотов». Обслуживание авиатехники «Без технóты нет работы у пилотов». Обслуживание авиатехники

Из каких этапов состоит техобслуживание летательных аппаратов

Наука и техника
Лето в городе Лето в городе

Как интересно провести время на отдыхе в городе

Здоровье
В 14 лет работал на ФБР, а в 15 лет стал наркобароном! Удивительная история подростка из США В 14 лет работал на ФБР, а в 15 лет стал наркобароном! Удивительная история подростка из США

Ричард Верше-младший раскрыл крупнейший коррупционный скандал в истории Детройта

ТехИнсайдер
Поехали на машине? Поехали на машине?

«Для меня путешествия на машине — это свобода»

Новый очаг
12 фраз, которые используют люди с высоким эмоциональным интеллектом 12 фраз, которые используют люди с высоким эмоциональным интеллектом

Можно ли сказать, что у вас развит эмоциональный интеллект? Давайте проверим

Psychologies
Похититель молодости: как синий свет гаджетов портит нашу кожу Похититель молодости: как синий свет гаджетов портит нашу кожу

Как синий свет провоцирует цифровое старение

ТехИнсайдер
Пять ошибок Пять ошибок

Как Брут из властителя Рима превратился в государственного преступника?

Дилетант
Сергей Лысенко: Tank 300 Arctic Trucks – на пути к Чёрному морю Сергей Лысенко: Tank 300 Arctic Trucks – на пути к Чёрному морю

Тест-драйв китайского внедорожника Tank 300 в тюнинге Arctic Trucks

4x4 Club
Почему в смарт-часах нельзя купаться в море Почему в смарт-часах нельзя купаться в море

Что означает сертифицированная защита от воды у смарт-часов?

CHIP
«Злобные маленькие письма»: как брань приводит женщин к внутренней свободе «Злобные маленькие письма»: как брань приводит женщин к внутренней свободе

Почему фильм «Злобные маленькие письма» только притворяется детективом

Forbes
«Как жемчуг падает на нефритовую тарелку»: интересные факты о телебашне Шанхая «Как жемчуг падает на нефритовую тарелку»: интересные факты о телебашне Шанхая

Как создавалась телебашня Шанхая

ТехИнсайдер
Завтрак на траве Завтрак на траве

Как легко, без спешки и, главное, правильно подготовиться к пикнику?

Лиза
Адыгейский сыр Адыгейский сыр

Аутентичный ответ русского юга фете, моцарелле и маскарпоне

КАНТРИ Русская азбука
Икряники Икряники

Cезон оладий из икры – время весеннего ледохода

КАНТРИ Русская азбука
Пометки и штрафы: семь вопросов о новом законопроекте для блогеров Пометки и штрафы: семь вопросов о новом законопроекте для блогеров

Главные вопросы о новых поправках в законопроекте для блогеров

Forbes
Как вернуться в ресурсное состояние после неудач: 3 простых шага Как вернуться в ресурсное состояние после неудач: 3 простых шага

Что означает удача на самом деле? И как вернуть ее после серии провалов?

Psychologies
Чем черника отличается от голубики и в чем ее польза для организма Чем черника отличается от голубики и в чем ее польза для организма

Черника известна пользой для зрения, но это лишь верхушка айсберга

РБК
Владимир Лифшиц Владимир Лифшиц

Биография Владимира Лифшица дает ответ на мучительные вопросы современности

Дилетант
Затянувшаяся грусть: что такое «ловушка печали» и как из нее выбраться Затянувшаяся грусть: что такое «ловушка печали» и как из нее выбраться

«Ловушка печали»: что это такое, как вовремя ее распознать?

ТехИнсайдер
Ученые вывели формулу, по которой можно узнать, сколько вашей собаке или кошке лет Ученые вывели формулу, по которой можно узнать, сколько вашей собаке или кошке лет

Ученым удалось вывести формулу вычисления возраста собак не пальцем в небо

ТехИнсайдер
Открыть в приложении