О важности темы отдельного человека в творчестве Е. И. Замятина

Знание – силаИстория

«Паутинка жизни»: судьба Евгения Замятина

Анна Кречетова

1 февраля мы отмечаем 140 лет со дня рождения Е. И. Замятина (1884— 1937), автора первой антиутопии, одного из основоположников стиля «неореализм».

Что знаем мы об этом человеке сегодня? Он был талантливым инженером и строил ледоколы, в то же время, как и многие, не избежал революционных иллюзий, связав свою жизнь с новой послеоктябрьской Россией – и, как мы понимаем, горько ошибся, в результате чего был вынужден эмигрировать. Роман «Мы» интересен нам сегодня как документ эпохи, когда автор, словно Д‑503, испытывает себя на лояльность тому социальному порядку, который окружает его. Некая лишняя часть организма, «душа», к счастью, успешно извлечена из его здорового тела, которое и далее может участвовать в священном построении Великого Интеграла. О важности темы отдельного человека в творчестве Е. И. Замятина – в предлагаемой вашему вниманию статье.

1.

Интересно название первого рассказа Евгения Ивановича – «Один». Вот уж, действительно – «multum non multa»1. Да, всего одно слово – но оно точно и емко вобрало в себя столь многое и содержит в себе больше простого названия рассказа – кажется, целую программу последующего творчества писателя. Действительно, предмет интереса Замятина – та самая человеческая единица, к которой весьма пренебрежительно отнеслись в первые годы после революции. Ну, согласитесь, на самом деле, что за «единица» – «кому она нужна!» «Единица – вздор, единица – ноль…» – вот так уверенно, «рукой миллионнопалой» впечатывал немного позднее Маяковский. А вот автора романа «Мы» наоборот почему-то всегда тянуло вглядеться в нее, в эту единичную человеческую фигуру, его так и тянуло посмотреть на нее повнимательнее и вдруг – чудо! – разглядеть в этом существе ту самую загадочную бессмертную сущность, о которой давно, конечно, еще в далекие доисторические времена было сказано: «Душа человеческая – образ Божий…» Печальным, понимающим взглядом всматривался в это странное существо художник, видя, как «под пеплом лица мигает и тухнет человечье, далекое».

1 «Multum non multa» – «многое, но не много» (лат.).

Интересно и то, что названием первого своего произведения Замятин сделал слово‑числительное, демонстрируя тем самым свою любовь к прямо противоположной литературе стихии – к стихии чисел, расчетов, вычитаний-умножений, к миру сложных задач и точных решений. Стремление соединить несоединимое, примирить непримиримое, эмоции и рацио, буквы и числа, кажется, всегда так и оставалось важнейшей целью Евгения Замятина, писателя и человека.

Как соединялись в его душе одновременно физика и лирика, каким образом удавалось ему уравновесить в себе алгебру и гармонию – вопрос еще до конца не проясненный. Но, наверное, эти две стихии в нем уживались, как это ни удивительно, достаточно легко. Поскольку и в инженерной деятельности, и в писательском труде Замятин добился, несомненно, многого. Несмотря на катастрофы, произошедшие со страной, этот художник слова не только не попал на первых порах под безжалостный, уравнивающий всех стальной каток репрессий, но напротив, успешно преподавал, его произведения выходили солидными тиражами как в России, так и за рубежом.

В первые годы после революции Евгений Замятин не слишком выделялся среди общего хора не вполне правильно думающих индивидов, хотя, понятно, он тоже был из тех, из «прежних», еще не вполне уничтоженных остатков «старого мира». Конечно, и социальное происхождение литератора оставляло желать лучшего – родители оба из духовной среды, отец – вообще преподаватель Закона Божьего в лебедянской прогимназии. Но вот тем не менее сын стал социалистом, в 1905‑м вступил в РСДРП, до 1917 года неоднократно подвергался арестам и даже высылке. Впрочем, арестовать его нашлось за что и после революции, в 1919‑м – кстати, на этот раз вместе с Блоком, а также с ближайшим другом Алексеем Ремизовым и Кузьмой Сергеевичем Петровым-Водкиным.

Портрет Евгения Замятина. Художник Ю. Анненков. 1921 год

И все-таки в 1920‑е еще могло показаться, что судьба к Замятину благосклонна – на фоне массовых расстрелов, жертв Гражданской и уже постоянных арестов несогласных он остается в писательской среде, считается одним из мэтров литературного творчества – да и просто, в отличие от того же Гумилева, с которым одновременно вел преподавание на петроградских литературных курсах в Доме Искусств – Замятин все еще жив. Но тем не менее в 1931‑м он вдруг обращается с письмом к Сталину и высказывает просьбу к советской власти не применять к нему высшую меру наказания, то есть не лишать его жизни, хотя непосредственной опасности расстрела на тот момент у Замятина как бы не было. Что же произошло? На самом деле все просто. Вполне очевидно, что в том «дивном новом мире», в том математически расчисленном социалистическом общем раю, который построили в СССР к 1930‑м годам, не нашлось места одной существенно важной части – или детали? – человеческого организма, известной под словом «душа». Она, как паутинка в синем осеннем небе улетела, влекомая ветром, и кто теперь знает, жива ли где и вернется ли с весенним теплом…

Вот Маруся – один из немногих, кажется, если не положительных, то по крайней мере страдающих образов замятинской повести «На куличках» (1914):

«– Паутинка, – поглядела вслед золотой Богородицыной пряже.

Перевела на Андрея Иваныча глаза и спросила:

– А вы когда-нибудь о смерти думали? Нет, даже и не о смерти, а вот – об одной самой последней секундочке жизни, тонкой вот – как паутинка. Самая последняя, вот, оборвется сейчас – и все будет тихо…

Долго летели глазами оба за паутинкой. Улетела в голубое, была – и нету…»

2.

Что ж, прямой опасности расстрела в 1931 году у Замятина, еще, кажется, действительно не было. «Высшей мерой наказания» он именовал тогда само лишение его возможности творить для читателя. Постепенно, но неуклонно и целенаправленно его произведения снимались с публикации либо оказывались объектами жесткой критики. Замятинская пьеса «Блоха» (1925), созданная по мотивам произведений Лескова, снята с постановок. Удивительно ли, что именно такая, до боли знакомая литературная судьба постигнет позднее одного из рожденных Замятиным «Серапионов» – а именно Михаила Зощенко?..

В письме к Сталину (оно сохранилось в автографе Алексея Ремизова) Замятин говорил, что для него невозможность творить действительно смерти подобна и просил советское правительство разрешить ему отъезд за рубеж. По ходатайству Горького просьбу Замятина удовлетворили, и по маршруту Рига – Берлин – Париж писатель отправился в свой трудный и печальный путь на Запад.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Сахаров: портрет на фоне эпохи Сахаров: портрет на фоне эпохи

Что заставило академика Сахарова вступить в противостояние с политбюро и КГБ?

Дилетант
Мусорные острова: почему нельзя просто так взять и убрать пластик из океана? Мусорные острова: почему нельзя просто так взять и убрать пластик из океана?

Даже если человечество остепенится, избавиться от мусора будет уже невозможно

ТехИнсайдер
Шаг за шагом Шаг за шагом

Какие вехи преодолело человечество, чтобы достичь нынешних скоростей?

Вокруг света
Не хлебом единым Не хлебом единым

Почему агробизнес считает важными инвестиции в социальные проекты

Агроинвестор
Сомерсет Моэм Сомерсет Моэм

Английский писатель и агент разведки Сомерсет Моэм

Дилетант
Хроническое употребление каннабиса связали с повышенным риском болезней сердца и сосудов Хроническое употребление каннабиса связали с повышенным риском болезней сердца и сосудов

Употребление каннабиса связано с риском сердечно-сосудистых заболеваний

N+1
2 причины бросить все и прямо сейчас посмотреть фото котиков 2 причины бросить все и прямо сейчас посмотреть фото котиков

Почему для психического здоровья важно смотреть на котиков в Интернете?

Psychologies
Пиковая яркость экрана смартфона: есть ли в ней смысл Пиковая яркость экрана смартфона: есть ли в ней смысл

Что такое пиковая яркость экрана смартфона?

ТехИнсайдер
Норберт Нидеркофлер: «Я делаю ставку на молодежь» Норберт Нидеркофлер: «Я делаю ставку на молодежь»

Он превратил простую пиццерию в ресторан с тремя звездами Michelin

Bones
Бейсджампинг, родео и стритлагинг: 10 самых травмоопасных видов спорта Бейсджампинг, родео и стритлагинг: 10 самых травмоопасных видов спорта

Экстремальные виды спорта, которые наиболее опасны для вашего здоровья

ТехИнсайдер
Телу — время Телу — время

«В теле убийцы»: лихой корейский триллер о рокировке убийцы и полицейского

Weekend
Эмма Стоун, Бред Питт и Дженнифер Лоуренс: 12 звезд, которые не пользуются соцсетями Эмма Стоун, Бред Питт и Дженнифер Лоуренс: 12 звезд, которые не пользуются соцсетями

Знаменитости, которые оберегают свою личную жизнь от соцсетей

Forbes
«Меня постоянно бросают»: как построить надежные отношения «Меня постоянно бросают»: как построить надежные отношения

Что делать, если ты влюбляешься в мужчин, а они все время тебя бросают?

Psychologies
Madonna Madonna

Madonna — самая коммерчески успешная певица в истории мировой музыки

ЖАРА Magazine
Обитатели пояса Койпера Обитатели пояса Койпера

Какие ещё небесные тела оказались в далёком поясе Койпера?

Наука и жизнь
«Моя Римская империя»: почему в трудных ситуациях наши мысли фокусируются на чем-то странном и как это нам помогает «Моя Римская империя»: почему в трудных ситуациях наши мысли фокусируются на чем-то странном и как это нам помогает

Как зародился феномен «Моя Римская империя» и чем он полезен (или вреден)?

Psychologies
Маргарита без Мастера: 10 фильмов и сериалов с Юлией Снигирь Маргарита без Мастера: 10 фильмов и сериалов с Юлией Снигирь

Вспомним десять проектов с Юлией Снигирь, которые стоит посмотреть

Правила жизни
«Когда ты уже похудеешь?»: 5 шагов, которые помогут справиться с критикой вашего тела «Когда ты уже похудеешь?»: 5 шагов, которые помогут справиться с критикой вашего тела

Как не разрушать себя изнутри, если вы не вписываетесь в стандарты красоты?

Psychologies
«Бельтенеброс»: шпионский триллер в атмосфере Мадрида 1960 годов «Бельтенеброс»: шпионский триллер в атмосфере Мадрида 1960 годов

В издательстве «Поляндрия No Age» выходит роман «Бельтенеброс»

Forbes
Коломеец и Ко. Молодые режиссеры, за которыми стоит следить в этом году Коломеец и Ко. Молодые режиссеры, за которыми стоит следить в этом году

Фильмы каких российских режиссеров стоит посмотреть?

СНОБ
Автомобили Бориса Ельцина. На чем ездил первый президент России Автомобили Бориса Ельцина. На чем ездил первый президент России

Перечисляем все автомобили Бориса Ельцина

РБК
И снова здравствуйте И снова здравствуйте

Наступает момент, когда пора перестать стесняться своего тела, желаний, фантазий

Лиза
Берлинале-2024: как Руни Мара попала на «Кухню» Берлинале-2024: как Руни Мара попала на «Кухню»

Какими приемами пользуются режиссеры и как их воспринимают зрители?

РБК
Учительница в США взимает со школьников «аренду» за место за партой! Бизнес или воспитание? Учительница в США взимает со школьников «аренду» за место за партой! Бизнес или воспитание?

Как в США преподавательница создала симуляцию экономики для своих учеников

ТехИнсайдер
«Я никогда не думал, что живу в свинцовые годы» «Я никогда не думал, что живу в свинцовые годы»

Режиссер Михаил Богин о своей жизни до и после эмиграции

Weekend
«Всё просто: я не умею рисовать» «Всё просто: я не умею рисовать»

О первых пробах и съемках, наивности и мечтах — в интервью с Глафирой Глазуновой

OK!
Почему не стоит откладывать деньги на черный день: 3 принципа финансовой грамотности Почему не стоит откладывать деньги на черный день: 3 принципа финансовой грамотности

В чем заключается альтернативная система накоплений?

Psychologies
Что посмотреть в стиле «Настоящего детектива»? Что посмотреть в стиле «Настоящего детектива»?

10 сериалов, которые окунут вас в тягучую и мрачную атмосферу

Maxim
7 триллеров и детективов для интеллектуалов 7 триллеров и детективов для интеллектуалов

Книги из жанра тру-крайм, которые все еще способны вас удивить

Maxim
«Поскребись своим телом по истории XX века — и никогда не захочешь ее повторять» «Поскребись своим телом по истории XX века — и никогда не захочешь ее повторять»

Тома Селиванова о своем фильме «Пепел и доломит»

Weekend
Открыть в приложении